Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"

В.Г. АЛЯМОВСКАЯ

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Целью данного курса является оказание помощи слушателям Педагогического университета «Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их собственного опыта оздоровления детей, а также освоение современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формирование на этой основе профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является преобразующий педагогический менеджмент, который имеет прямое отношение к развитию инновационной деятельности и способности педагогов выстраивать оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента, условий воспитания и образа жизни семьи, условий дошкольного учреждения и своих собственных профессиональных возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и медико-психологическое. По степени значимости они фактически равнозначны. Представленные в курсе проблемы изложены с позиций прикладной педагогики и психологии, насыщены педагогическим и психотехническим инструментарием.

Лекция № 5 Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении

План

1. Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие.

2. Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля.

3. Сбор данных для проведения мониторинга физического воспитания.

4. О технологии проведения мониторинга.

Литература

1. Алямовская В.Г., Бекетова Т.А. Возможности дошкольного образовательного учреждения в оказании медико-социальной и психолого-педагогической поддержки детям / Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. СПб., 1998.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

3. Алямовская В.Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольном учреждении // Педагогическое обозрение № 3, 1998.

4. Алямовская В.Г. Организация психолого-педагогического мониторинга / Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Н.Новгород, 2000.

5. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М., 1995.

6. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста. СПб., 1995.

7. Физическое развитие и функциональные показатели детей от 1 месяца до 7 лет. Методические указания. М., 1984.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ

Понятие «мониторинг» появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция — суть мониторинга.

В настоящее время мониторинг является одним из основных методов продуктивного контроля деятельности практически любой организации. В силу того, что при использовании этого метода основное внимание направляется на контроль процесса деятельности, появляется возможность своевременной ее коррекции, а следовательно, и обеспечивается более короткий путь к получению оптимальных результатов.

В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует особых знаний, специфических навыков и высокого профессионализма. Но прежде всего мониторинг требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг справедливо называют информационной технологией.

Информация породила еще одну рукотворную «природу», которую принято называть инфосферой. Инфосфера творит, формируя свой мир, свой способ мышления, в ней царят новая этика и преображенная культура. Свои новые возможности приобретает в ней не только информационно-технологическая, но разумно-гуманистическая сила. Именно к этой силе относят мониторинг как метод контроля, поскольку он позволяет в инновационном процессе развития образовательного учреждения заменить культуру полезности на культуру достоинства. В культуре достоинства, являющейся одной из важнейших характеристик современной парадигмы образования, ведущей для педагога становится ценность личности ребенка, а для руководителя — ценность личности не только ребенка, но и педагога.

Белым пятном на образовательной карте России называет профессор А.Найн страх педагога перед самим собой, страх перед государством в лице проверяющих. Своеобразным лекарством, избавляющим от страха, можно считать государственные стандарты образования. Но вариативное развивающее образование и тем более оздоровительная деятельность дошкольного учреждения не могут быть сведены к стандарту. Неуклонно развивающаяся педагогическая мысль в процессе разработки новых технологий и интенсификации оздоровительной деятельности неизбежно приводит к поиску соответствующих методов и форм контроля, чтобы на этих технологиях не мог бы быть поставлен гриф «использовать в работе опасно для здоровья детей».

Психолого-педагогический мониторинг в этом смысле является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме того, при разработке оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.

Мониторинг оптимизирует управление процессами, системами деятельности, развитием организаций и структур, позволяя включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и специалистов дошкольного учреждения, что обеспечивает демократичность и предельную объективность контроля.

Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.

Мы будем придерживаться следующего определения:

Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной деятельности.

Использование метода мониторинга необходимо прежде всего в профильных дошкольных учреждениях, а также в учреждениях, являющихся различного рода экспериментальными площадками. Но в то же время его осуществление возможно лишь в тех из них, которые имеют характеристики динамично развивающейся социальной организации. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ

Контроль, как правило, завершает управленческий цикл, и многие специалисты видят в нем основную деятельность руководителя.

Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. Контроль результатов служит улучшению качества трудового процесса. Но в этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках. Но если ошибки касаются здоровья, физического и личностного развития детей, их следует избегать. Этому во многом помогает контроль процесса.

Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли для этого подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.

Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее и, как шутил знаменитый писатель Марк Твен, люди очень удивляются тому, «что, не зная, куда ехали, приехали не туда».
С психологической точки зрения предпочтение руководителем и методистом контроля результатов контролю процесса позволяет им уйти от личной ответственности, найдя «виноватых». Мы вовсе не критикуем метод контроля результатов, но он не является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.

Но и контроль процесса имеет свои слабые стороны. При неумелой его организации может «размываться» персональная ответственность педагогов и других сотрудников дошкольного учреждения.

Психолого-педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы ее результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.

Другими словами, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но включает еще и рафинированное исследование, как четко ограниченную его часть. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.

Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Но для этого требуется научный подход к построению самой методики мониторинга. Выбор критериев и показателей оценивания во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности.

Содержание мониторинга определяется его объектами. В дошкольном учреждении ими могут быть: физическое развитие и физическая подготовленность детей, эффективность физического воспитания, здоровье, нервно-психическое развитие, адаптация к условиям дошкольного учреждения, развитие личности, различная деятельность ребенка и его развитие в ней, влияние создаваемой в учреждении социокультурной среды на развитие и благополучие детей и т.д. Кроме того, объектом мониторинга может быть и профессионально-личностное развитие педагогов, функционирование учреждения или его управленческой структуры в меняющейся образовательной и социальной ситуации. В этом случае мониторинг определяет основания для трансформации модели управления.

Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В заключение этой части лекции следует отметить, что мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru