Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2004

УЧИСЬ ИГРАЯ

Продолжение. Начало см. № 23/2004

Игра в глину

Что можно, а что нельзя

Если разрешать детям то, что не требует запрещения, то потом гораздо проще убедить их в том, что нельзя делать действительно запретные вещи. Разрешай разрешаемое, и этим ты запретишь запретное.

На моих занятиях можно:

— лепить то, что хочешь;
— лепить так, как хочешь;
— ломать то, что сделал сам;
— иногда ломать то, что сделал учитель;
— раскрашивать поделки красками;
— пачкаться;
— разговаривать;
— ходить по классу;
— играть в слепленные игрушки;|
— играть в игрушки, слепленные учителем;
— самостоятельно брать глину и инструменты;
— заниматься любой другой конструктивной деятельностью: рисовать, вырезать из картона, рассказывать сказки, истории и так далее.

На моих занятиях нельзя:

— кидаться глиной;
— бросать глину на пол;
— пачкать других детей;
— ломать то, что сделали другие дети;
— откровенно бездельничать;
— громко кричать;
— явно мешать другим детям;
— отбирать у других детей игрушки и инструменты.

 Глина учит

На моих занятиях главный учитель — глина, а я лишь ассистент. Я помогаю ей, настраиваю детей на общение с глиной.
В Древнем Китае была принята такая система оплаты труда деревенского врача. Доктор регулярно обходил всех своих клиентов и брал установленную плату в том случае, если человек был здоров. А если заболевал, то доктор начинал его лечить и не получал платы до тех пор, пока не вылечит.
Больше всего мне нравятся те занятия, когда глина и дети вовсю трудятся, а я сижу себе и рассказываю им всякие басни.

 Агрессия

Шестилетний Андрей, мальчик интеллигентного вида с грустными глазами, уже полгода лепит у меня на занятиях только монстров. Монстров из фильмов, монстров из компьютерных игр, монстров из собственного воображения. Чем бы ни занимались другие дети, у Андрея на уме только они. Монстры у него получаются довольно схематичные: эдакие груды глины с торчащими в разные стороны рудиментарными руками и ногами, какими-то палками, саблями-зубочистками и другими ужасами. Делает он их довольно быстро и потом начинает с ними сражаться: рубить, резать, колоть, ломать и так далее.
Чем занимается Андрей, кроме нашей студии? Смотрит бесконечные фильмы-ужастики и учится в какой-то скучной группе подготовки к школе. Киноагрессия не переваривается в душе, она накапливается и требует выхода. Усталость от скучных занятий не находит себе оправдания, накапливается, превращается в беспредметную злость. Времени поиграть, побегать, разрядиться у Андрея практически нет.
Так что когда он убивает своего очередного монстра, я за него только радуюсь.
Шестилетний Даня врывается в класс и начинает наматывать круги по классу. Бросается на валюшку глины и начинает молотить ее скалкой. Отрезает кусок, швыряет на стол, начинает бить и мять. Никакие уговоры и предложения заняться делом на Даню не действуют. Другие дети смотрят на него с интересом, а новенькие еще и с удивлением.
К середине занятия Даня усаживается за стол, затихает и начинает думать. В какой-то момент он хватается за глину и последние десять минут занятия усердно лепит, а иногда даже остается доделать что-то после занятия. Но потом опять начинает бегать из конца в конец студии.
У Дани агрессия врожденная. Родители на него покрикивают, но в меру. Просто такой он моторный человек. Но учится сдерживаться. На занятиях по развитию речи, где урок более структурированный, у Дани уже почти получается быть дисциплинированным.
Трехлетний Ваня приходит на занятие и с ходу требует: «Сделайте мне динозавра. Нет, сделайте двух динозавров, они будут драться».
Я наспех леплю ему двух уродцев, Ваня берет их в руки и начинает с упоением бить одним по другому. Когда один из несчастных теряет голову, ноги и хвост, Ваня его бросает и ведет победителя драться с игрушками других детей и с самими детьми.
В основном это приобретенная агрессия. Дома с Ваней разговаривают не словами, а руками. Хватают, ведут, отбирают, шлепают, иногда, наверно, и всерьез поколачивают. При этом утверждают, что очень его любят. Мальчик привык, что телесный способ решения конфликтов — это норма. Чему он научится дальше — одному богу известно. Но Ваня умный парень, интеллект у него будь здоров. Может быть, научится и скрывать свои чувства.

Сколько можно заниматься?

Некоторые родители приходят и говорят: «Он (она) так любит лепить, дома сидит часами. Запишите сразу на два занятия подряд».
Одно занятие у нас длится полчаса, в соответствии с гигиенической нормой для детей дошкольного возраста. Между занятиями десятиминутная перемена. Два занятия плюс перемена — всего час десять. Идея родителей мне не нравится, но я соглашаюсь, чтобы попробовать, что получится.
Получается бардак. Дети начинают баловаться и бегать по классу даже раньше, чем заканчивается первое занятие. Я призываю их к порядку и работе, но слышу резонный ответ: «На втором занятии успею».
Тогда я отказываю родителям в двойных занятиях и прошу забирать детей сразу после окончания первого. Но некоторые дети, усердно проработав целое занятие, просят остаться и полепить еще.
Родители говорят: «Ну вот видите! Пусть ходят на два занятия». И тут я понимаю, что это как раз тот самый случай, когда один плюс один не равняется двум.
Наука совершенно справедливо утверждает, что дети пяти-шести лет способны концентрировать внимание в течение не более двадцати минут. Плюс пять-десять минут на раскачку и приборку — получается как раз получасовое занятие. Если ребенок знает, что у него на все про все полчаса, то в начале занятия он собирается с мыслями и работает с толком. Если дети начинают баловаться раньше конца занятия, я всегда могу их приструнить, напоминая, что занятие скоро кончится и они ничего не успеют. А если изначально ребенок идет на часовое занятие, то ни то ни другое не работает.
Разумеется, в охотку ребенок может просидеть за глиной и больше получаса. От меня, как от учителя, это не требует никаких усилий, в это время я могу заниматься со следующей группой. Спокойно занимающийся своим делом ребенок даже помогает мне — подает пример еще не настроившейся на работу новой группе. Но настроить дошкольников сразу на часовое занятие я не могу.

Тема и технология

Однажды я решил поиграть с детьми в Аладдина. Вот, думаю, творческая тема: джинны у нас будут лепить дворцы и другие вещи по желанию Аладдина. Но до этого дело не дошло. Когда я слепил Аладдина, а дети сделали ему по лампе, перед нами встала задача — вытащить из лампы джинна. Чтобы вначале он сидел внутри маленькой лампы, а потом вылез и стал огромным и ужасным. Как это сделать наглядно?
Очень просто: вырезать его из бумаги, свернуть в комочек, засунуть в лампу, а потом вытащить и развернуть. Вот и новая техника: сочетание глины и бумаги.
В другой раз я привез с дачи ветки и мох. Что-нибудь, думаю, из этого да выйдет. Дети, начиная с самых маленьких, трехлеток, сразу кинулись втыкать ветки в куски глины, лепить кусты, деревья, лес. Ну, слепили птичек, рассадили по веткам. А дальше? Надо населять лес людьми. А какие люди живут в лесу? Индейцы.
Так мы стали играть в индейцев. Слепили им из веточек шалаши, развели костры, потыкали самим индейцам в головы палочки-перья. На охоту ходили, свадьбу дочери вождя устроили…
Иногда технология вырастает из темы занятия. А иногда, наоборот, тема из технологии.

Пока растут идеи…

Среди моих студийцев есть еще один гений — Максим. Я это понял в прошлом году, когда он на первом или втором занятии слепил железную дорогу с паровозом и вагонами. В четыре с половиной года! Круговая дорога из лепешек была расчерчена на рельсы и шпалы, и на ней стояли четыре объекта, в очертаниях которых однозначно угадывались вагоны и паровоз.
Максим вместе с более старшими детьми лепил дома, замки, гаражи и машины. Но меня удивляло, что все у него получалось очень низким, как бы плоским. Когда я предлагал ему достроить второй этаж, он вежливо уклонялся.
Я объяснял это себе тем, что он и сам маленький ростом, и это как-то связано с его мироощущением и творчеством. Однажды он поразил меня своей поделкой — рыбой-пилой. Это был скорее чертеж или скелет рыбы-пилы, собранный из тоненьких глиняных колбасок и разложенный на столе.
Чтобы заинтересовать мальчишек лепкой человеческой фигуры, я понаделал рыцарей с мечами из зубочисток, в выразительных боевых позах. Максим стал лепить лежащего человека и только потом вынужден был поставить его стоймя. В конце концов он стал лепить объемные вещи — разные и интересные. Да и сам немного подрос.
Многие дети рассказывают и объясняют, что они делают. Максим — не всегда. Начал что-то лепить, явно что-то уже сделал, но на вопрос «Что это будет?» отвечает неопределенно: «Не могу точно сказать», «Пока непонятно», «Еще не решил». И смотрит эдак с хитрецой. Поработает еще немного, доделает, и потом объясняет, что да как.

 Воздушный шар

Часто дети приходят со своими собственными идеями и спрашивают, как это слепить. Иногда не спрашивают, а сразу берутся за дело. Иногда, если я вижу, что поделка не получается, то пытаюсь как-то оптимизировать технологию.
Но бывает, дети приходят с такими дикими идеями, что мне остается только руками развести. Даня пяти с половиной лет как-то заявил: «А знаете, что я сегодня буду делать? Воздушный шар из глины».
И сделал. Неважно, что корзина получилась больше самого шара. Детям важна суть вещи, как они ее понимают. В корзину могли садиться пассажиры, вверх из нее торчали четыре колбаски-веревки, а на них — шар.

 Пространство игры

Поначалу я каждый раз после занятий убирал со столов все поделки, обломки, глину, инструменты, снимал листы оргалита, вытирал начисто столы. Чтобы был порядок. Но однажды поленился и бросил все как есть: мусор собрал, а глину и часть поделок оставил.
А на следующее утро понял, что так мне проще начинать новое занятие. Ведь дети не всегда сразу принимают идею. Расскажешь им что-нибудь, думаешь: вот сейчас они заинтересуются и будут это лепить. Но нет — они пришли со своими впечатлениями и лепят свое. Однако слово мое у них где-то отпечатывается, и на следующих занятиях кто-нибудь да спросит: когда, мол, будем лепить то, о чем вы говорили?
А если на столе осталось что-то с прошлого занятия, то им проще вспомнить и настроиться на работу.
Так что теперь у меня на середине стола всегда что-нибудь стоит: лес, горы, звери, дороги, дома. Дети приходят, смотрят, начинают думать и часто сами придумывают, что им хочется слепить.
Однажды я случайно оставил на столе три целых валюшки, и они подсохли так, что уже не годились в работу. И всю следующую неделю мы играли в горные острова: понастроили на них замков, мостов, дорог. В пещерах по бокам жили птицы и отшельники, от пристани наверх вел лифт, между островами плавали акулы и крокодилы. Пока острова наши совсем не высохли и к ним уже ничего не клеилось.

 Что можно делать с глиной

Сейчас в широкой продаже нет глины для детского творчества. Где же ее достать? В Москве, в магазине для керамистов «Хорсс» по адресу: метро «Динамо», ул. Верхняя Масловка, д. 18, во дворе. Там она есть всегда: красная, белая, шамот… Летом на даче обычно можно найти глину, выкопав яму в три-четыре штыка глубиной. Правда, она более «тощая», чем керамическая. В ней много песка, и поэтому она не такая пластичная.
Что делать с глиной? Возьмите кусок глины величиной с кулак. Вытяните из него, не отрывая, четыре «колбасы» — это ноги. Вытяните еще одну «колбасу», потолще — это голова. Потом еще одну, потоньше — это хвост. Все! В зависимости от длины, толщины и направления ног, головы и хвоста вы получите всех возможных зверей.
Оторвите хвост, поверните задние ноги вниз, а передние в стороны — вот и человек.
Купите деревянную скалку, добудьте кусок твердого картона или оргалита. Положите картон на стол. Раскатайте скалкой глиняный блин толщиной в палец, подрежьте ножом края — это стена. Раскатайте так же пол и еще три стены, соедините, вырежьте ножом окна и двери — получится дом. Крышу или второй этаж добавьте по вкусу.
Вот и все. Закатайте вашему ребенку рукава и поиграйте с ним в то, что вы слепили. Успех обеспечен.
Что делать, когда ребенок наиграется и поломает все, что вы с ним налепили? Перемять всю глину, чтобы получился однородный ком, и герметично упаковать в полиэтиленовый пакет. Если глина чуть подсохла, то нужно сначала завернуть ее во влажную тряпку, а потом уже в пакет.
Если глина высохла совсем, то ее можно размочить в небольшом количестве воды, подсушить, перемять, и она опять будет готова к употреблению.
Главное: лепите не поделки, а игрушки.

Идеал красоты

Играя в глину, дети привыкают к тому, что игрушки, а значит и все вещи, можно делать самим. Это учит их самостоятельности. Они сами решают, что лепить, и привыкают мыслить независимо. Кроме того, мы постоянно разговариваем и играем в только что слепленные игрушки. Я практически не даю детям конкретных заданий, а конкретным приемам лепки учу по ходу дела, когда появляется в этом необходимость.

Большая часть моих собственных работ — это модели для детских игр. Они имеют намеренно упрощенную и грубую форму. Если показать ребенку точно и аккуратно сделанную вещь и предложить сделать такую же, он скорее всего скажет, что у него так не получится. Я стараюсь предлагать детям игрушки такой точности исполнения, которой они могут достичь сами.

Грубая поделка, передающая основную форму и идею вещи, не обремененная мелкими точными деталями, гораздо проще для восприятия и полезнее для развития ребенка, чем искусно сделанная вещь. В ней больше простора для воображения и сотворчества. Поэтому я лишь изредка леплю детям «красивые» игрушки — чтобы они помнили, что идеал красоты все же существует.

Что дальше?

Описанный здесь подход полезен для детей до 7—8 лет. Более старшим детям он будет, на мой взгляд, вреден. Для них это будет простое баловство. Они уже меньше доверяют взрослым, поэтому на одном только интересе и кураже дисциплину на занятии не удержать. На фантазию приходится полагаться гораздо меньше, потому что их уже начинают мучить комплексы, и бывает трудно раскрутить детей на самостоятельное мышление. Если у школьника фантазия развита (точнее, не задавлена), то он и без подсказки будет ее применять. Если же она задавлена, то ее раскрепощением и развитием нужно заниматься отдельно.
Кроме того, старшим детям важно, чтобы поделка была как можно больше похожа на оригинал. Им интересно лепить не столько игрушки, сколько украшения и «практичные» вещи. Но при этом терпения и технических способностей у них гораздо больше, чем у дошкольников. Так что, в отличие от дошкольников, они способны с пользой для себя выполнять долгие технические задания.
Ибо не зря сказано: «Всему свое время, и срок каждой вещи под небесами».

Алексей ЛЕЛЬЧУК

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru