Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Детский сад и ребенок трех лет

«Я сам!»

Ребенок, как правило, попадает в систему общественного дошкольного воспитания в три года, а иногда и раньше, и этот переход от хорошо изученного достаточно замкнутого мира знакомых вещей, событий и близких взрослых к незнакомым ситуациям, пожалуй, самый непонятный и трудный для ребенка.

Чтобы помочь ребенку преодолеть эту проблему, необходимо хорошо знать основные психологические характеристики данного возрастного периода. Он известен в психологии как кризис трех лет. Новообразованием этого кризиса является то, что ребенок начинает выделять себя как отдельную личность, осознавать себя субъектом собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе неоднократно указывалось, что ребенок этого возраста начинает говорить о себе как о постороннем человеке, называя себя по имени: «Петя не хочет», «Маша не пойдет» и т.п.

Этот сдвиг в психическом развитии малыша очень важен, так как именно с него начинается становление и развитие воображения как самостоятельной психической функции и одновременно новообразования дошкольного возраста; именно он создает условия для зарождения у ребенка рефлексии, которая выделится в самостоятельный процесс уже в младшем школьном возрасте, именно с ним многие исследователи связывают важную точку в рождении и развитии личности. Вместе с тем для родителей этот период становится настоящим испытанием, так как ребенок из милого, тихого и послушного превращается в «монстра» непослушания и сопротивления. Главным и любимым выражением ребенка в этот период становится выражение «Я сам!». Это явное противостояние оправданно законом психического развития. Ребенок ведет себя так вовсе не для того, чтобы досадить взрослым. Противостояние взрослым в возрасте трех лет — необходимый способ познания самого себя и мира.

Период кризиса раннего возраста требует от родителей и близких умения и мастерства, чтобы занять правильную позицию по отношению к собственному ребенку и не потерять с ним контакт. Именно в этот период ребенок начинает осознавать себя, у него, как говорят некоторые исследователи, появляется собственная «Я-концепция».

Он вдруг начинает понимать, что у него есть две ноги, на которые он сам может надеть сапоги своими руками, что он может стучать крышкой кастрюли об стол и издавать при этом громкие звуки. Ребенок как бы заново — уже не глазами родителей, а своими собственными — начинает смотреть на окружающий мир и заново выстраивать его для себя, уже осознавая и выделяя себя из этого мира.

Когда отдать ребенка в детский сад?

Как правило, считают, что чем раньше ребенка отдали в дошкольное учреждение, тем легче и проще он к нему приспосабливается. Но если ребенок не прошел кризис трех лет, он еще не умеет выделять себя из окружающего мира, не осознает себя субъектом собственной деятельности. Именно поэтому он не протестует явственно против новой обстановки и практически не реагирует на появление новых взрослых. В результате «пассивное» отношение ребенка к окружающему миру ведет к запаздыванию развития кризиса трех лет или к тому, что кризис не возникнет совсем. Докризисные дети, поступив в детский сад, оказываются малоинициативными. Они ни к чему не проявляют интереса, их действия отличаются стереотипностью.

Конечно, такие дети легко управляемы, но без кризиса не способны выйти из преддошкольного возраста. С задержкой наступления кризиса малыши практически перестают развиваться.

Для психики ребенка лучше всего, когда его приводят в детский сад после разрешения кризиса трех лет. Малыш уже выделяет себя из окружающего мира и может осознавать происходящие вокруг перемены, они не так личностно его касаются.

Привыкать к садику нужно постепенно!

Однако вхождение в группу должно быть постепенным: сначала ребенок должен проводить в детском саду всего несколько часов на утренней и вечерней прогулке вместе с близким взрослым, затем несколько часов в группе, также вместе со взрослым. После того как ребенок привыкнет к новой обстановке, можно понемногу оставлять его в группе одного. Такой переход обеспечит преемственность семейного и общественного воспитания.

Постепенность важна для того, чтобы ребенок мог включить новый, не знакомый ему мир в свой привычный, в котором он уже хорошо адаптирован. Необходимо строить работу в педагогическом коллективе таким образом, чтобы ребенок, приходящий в детский сад, стал воспринимать свою группу как продолжение семьи, ее внешний круг.

Как организовать групповое пространство?

Необходимо определенным образом организовать пространство групповых комнат. Оно должно быть разделено на множество маленьких закутков, так как ребенок в этом возрасте намного уютнее чувствует себя в небольшом пространстве, которое он полностью может охватить взглядом. Небольшие пространства дают ребенку возможность для индивидуальной деятельности, которая на этом этапе личностного развития является очень важной.

Если в раннем возрасте ребенок познавал мир предметов, их устройство, назначение и т.д. через предметно-манипулятивную деятельность, то теперь (при переходе к дошкольному возрасту) он учится играть. Зарождается режиссерская игра, ребенок начинает оживлять предметы и придумывать им «судьбу». Он одновременно становится и режиссером, и участником придуманных им сюжетов. Поэтому игровые зоны для детей младшего дошкольного возраста должны быть специально оснащены.

Совсем необязательно и даже нежелательно, чтобы один игровой уголок был полностью посвящен теме «Магазин», а другой теме «Больница». Наоборот, ребенок должен иметь возможность выстроить свой собственный сюжет, а не идти «на поводу» у предметов.

Трехлетний малыш, недавно пришедший в детский сад из семьи, привык к такому игрушечному уголку, где бы игрушки и «ценные» для него предметы находились вместе и он использовал бы их в зависимости от собственных потребностей. В большинстве же детских садов такие уголки, посвященные строго определенной тематике, остаются неизменными много лет. В них, как правило, стоят одни и те же игрушки и предметы. Такие «игровые зоны» и «игровые уголки» не только не развивают игру, но даже разрушают ее, превращая из творческой и разнообразной деятельности в выхолощенную, сводящуюся к стереотипным повторяющимся действиям с набором предметов.

Игровые уголки целесообразно оснащать разнообразными наборами кубиков и конструкторов, которые ребенок легко может перестроить и приспособить под свой сюжет.

В этом возрасте опыт ребенка и его фантазия еще не очень богаты, и задача взрослого — поддержать и развить игру, научить ребенка выстраивать самую разную, интересную сюжетную канву и доводить ее до логического конца. Такая работа может вестись только индивидуально (именно для этого и необходима определенная организация пространства группы), так как известно, что в раннем возрасте дети еще не могут объединять свои сюжеты в коллективной игре и играют «рядом». Чтобы играть вместе, каждый ребенок должен научиться играть самостоятельно, уметь про себя выстраивать ход событий и научиться соотносить его с планами другого ребенка.

Как выстраивать общение?

Становлению режиссерской игры и полноценному психическому и личностному развитию ребенка в данном возрасте способствует возможность разнообразного общения с окружающими. Ему необходимо общение со старшими (детьми или взрослыми), чтобы иметь перед глазами перспективу собственного роста; с младшими (детьми или играющими их роль взрослыми), чтобы можно было ощутить себя по отношению к кому-то старшим и иметь возможность чему-то научить, поделиться своим опытом; со сверстниками, чтобы общаться и играть с ними на равных.

В этом возрасте у детей впервые появляются вопросы «почему?». Вопросы свидетельствуют о том, что у ребенка возник новый способ общения со взрослым, способ обратить на себя внимание, вовлечь взрослого в общий разговор. Помимо этого, вопросы помогают ребенку отделить себя от взрослого и даже противопоставить себя ему.

В организации общественного дошкольного воспитания необходимо учесть условия для полноценного общения ребенка с окружающими. Наилучший вариант для развития — организация разновозрастных групп. Но и в одновозрастных группах жизнь может строиться таким образом, чтобы все дети могли общаться друг с другом, а не жить обособленно. Очень полезно и интересно для детей участие в праздниках, общих для детей разных возрастов, в коллективных разновозрастных играх. Им нравится ходить в гости к детям из других групп. Такая организация жизни хороша не только для самых младших детей, но и для детей всех дошкольных возрастов. Событийная жизнь с разнообразными формами общения очень похожа по своим психологическим характеристикам на семейное воспитание и будет способствовать преемственности семейного и общественного дошкольного воспитания.

Включите родителей в жизнь группы!

При поступлении ребенка в детский сад очень важно обеспечить ребенку безболезненный переход к общественному воспитанию и в то же время ни в коей мере не нарушить имеющийся контакт с родными. А для этого недостаточно, чтобы родители приходили в детский сад только для того, чтобы привести или забрать своего ребенка, в лучшем случае посмотреть на него на празднике. Родители должны быть включены в жизнь группы, являться полноценными участниками происходящих групповых событий. Они вместе с ребенком могут участвовать в оформлении праздника, вместе подготовить какой-то номер, придумать и сделать костюм и т.п. Очень помогают наладить контакт с родителями совместные групповые чаепития, где можно рассказать смешную историю, узнать, чему научились дети в детском саду, вместе поиграть в любимую игру.

Подобные «мероприятия» дают возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться собственным опытом, увидеть своих детей со стороны, посмотреть на других детей и на то, как они общаются со своими родителями. Все это позволяет объединить детский сад и семью, обеспечить единую систему непрерывного семейно-общественного образования и решить проблему преемственности преддошкольного и дошкольного воспитания.

Татьяна НОВИКОВА,
преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

 

Рейтинг@Mail.ru