Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Чему и как мы учим дошколят?

Из опыта работы дошкольных групп средней школы № 5 «Обыкновенное чудо»

Материал подготовлен командой педагогов «Обыкновенного чуда» под руководством Татьяны МАМАЕВОЙ, директора школы, и Галины КИСЛИЦИНОЙ, заместителя директора по социально-психологическим вопросам, и методистов Ирины ВЕДЕРНИКОВОЙ и Елены ПАСЫНКОВОЙ. Проект «Игрушки» разработан воспитателем Светланой БЕЛОВОЙ.

г. Йошкар-Ола

Как принимают дошкольников в детский сад «Обыкновенного чуда»

Процедура приема начинается со встречи родителей ребенка с директором школы. На встрече у родителей есть возможность познакомиться с Концепцией школы, прочитать ее в письменном изложении. Если ожидания и возможности родителей соотносятся с ожиданиями и возможностями школы относительно образовательного процесса, родители ребенка пишут заявление о том, что они согласны принять участие в процедуре знакомства с их семьей.

Встречу с ребенком проводит заместитель директора по социально-психологическим вопросам (психолог). На встрече ребенок дошкольного возраста вместе со своими родителями играет в песочнице. Он быстро осваивается, так как оказывается в естественной для себя ситуации — в ситуации игры. Психолог, в свою очередь, наблюдает за ребенком, знакомится с его эмоционально-личностными особенностями, определяет уровень его интеллектуального развития. Психолог пишет заключение, с результатами которого знакомит родителей.

Третий этап приема в школу — встреча родителей с администрацией школы (с директором и заместителем директора по социально-психологическим вопросам). Родителям предлагается несколько гипотетических проблемных ситуаций, с которыми они могут встретиться в школе. Каждый из родителей описывает свои пути решения возможной проблемы. Затем родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и выполнить проективный тест. В ходе встречи у родителей есть лишняя возможность взвесить свое решение и понять, что от них будет требоваться активное участие в образовательном процессе.

Четвертый этап — встреча родителей с председателем Попечительского совета. Цель этой встречи — учет финансовых возможностей родителей, так как в образовательный процесс школы входит обязательный комплект дополнительных платных услуг. У родителей и председателя Попечительского совета есть возможность задать друг другу интересующие вопросы.

При условии, что все этапы благополучно пройдены, директор школы пишет приказ о зачислении ребенка в школу, педагоги (воспитатели дошкольных групп, классные руководители, психологи, социологи) знакомятся с результатами встреч психологов и администрации с ребенком и его родителями. Воспитатели дошкольных групп наносят домашний визит своему будущему воспитаннику, предварительно согласовав с родителями удобное для них время посещения. Цель домашнего визита — познакомиться с малышом в домашней обстановке. В первые минуты визита воспитатели общаются с родителями, чтобы у ребенка была возможность присмотреться к незнакомым взрослым. Если малыш видит, что родители тепло встретили новых взрослых, он быстрее адаптируется к условиям детского сада, так как приходит к знакомым «тетям».

Педагоги сообщают родителям о времени их встречи с педиатром школы. Эта встреча проводится до прихода ребенка в детский сад. На ней врач сообщает родителям о правилах подготовки ребенка к новым для него условиям.

Как работают дошкольные группы «Обыкновенного чуда»

Дошкольная группа готовится к встрече с каждым новым ребенком. На шкафчике в раздевальной комнате большими буквами написано его имя, на стенде «Здравствуйте, я пришел!» его фотография. Воспитатели проводят своеобразную экскурсию по группе, показывая ребенку его кроватку, подушку, одеяльце, полотенце. Во время экскурсии с ребенком находится его мама или другой близкий человек.

В адаптационный период родители могут находиться в группе вместе с ребенком. Продолжительность присутствия родителей в группе определяется коллегиально психологом, педагогами и родителями. Наблюдения за процессом адаптации ведут психолог, курирующий работу дошкольного звена, и педагоги группы. Свои наблюдения они фиксируют в групповом дневнике наблюдений. При необходимости психолог ведет коррекционную работу с ребенком, проводит консультации с родителями.

В основе образовательного процесса лежит программа «Сообщество» («Шаг за шагом»). Это рамочная программа, в которой нет разработанных конспектов фронтальных занятий. Она рассчитана на педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний. На команде педагогов лежит большая ответственность. Необходимо строить весь образовательный процесс с учетом «примерных требований к содержанию и методам воспитания и обучения», планировать работу по 12 направлениям, вести качественный учет проделанной работы, а также проводить самоанализ.

Три основных «кита» программы:

— тесное взаимодействие с семьей;
— создание условий для того, чтобы ребенок мог делать выбор;
— формирование умения нести ответственность за свой выбор.

Большую роль в социальном и интеллектуальном развитии детей играет «Круг». Он может быть рефлексивным, когда дети делятся друг с другом своими впечатлениями, чувствами, настроениями, и дидактическим, когда дети изучают что-то новое для себя, высказывают свои мысли, обучают друг друга. Утренний круг длится от 5 до 15 минут в зависимости от возраста детей и заинтересованности. На круге педагоги вместе с детьми выбирают тему для изучения, совместно составляют первую часть проекта, обсуждая, что дети по этой теме уже знают, что хотят узнать и как они это будут узнавать. Далее педагоги разрабатывают вторую часть проекта с учетом «временных требований». Далее идет работа по реализации проекта.

Дети сами выбирают, в каком центре развития они будут заниматься и что будут делать. Организовать этот процесс помогает специально организованное место, где расположена «Доска выбора», на которой обозначены центры развития. Ребенок берет свой знак (фотография, рисунок и т.п.) и размещает его в выбранном центре на доске. В каждом центре может одновременно заниматься определенное количество детей. Если желающих больше, дети самостоятельно решают этот вопрос (по считалке, убеждают друг друга, договариваются). Иногда они обращаются за помощью к педагогам.

Кроме работы в центрах развития, проводятся и фронтальные занятия по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, изодеятельности.

Каждый новый учебный год начинается с коллективного планирования. В первую неделю сентября в каждой группе проходит сбор — старт, в котором участвуют родители и педагоги. Взрослые договариваются о том, какими событиями наполнить год, как создать условия для оптимального социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития детей.

Дважды в год на каждого ребенка пишется характеристика, которая является письменной обратной связью с родителями. В составлении характеристики участвуют психолог, команда педагогов. Есть необходимость участия в данной работе педиатра школы. Методист организует процесс и несет ответственность за качество и своевременность написания характеристик. Время написания характеристик — ноябрь, декабрь и май. «Сложные случаи» обсуждаются с заместителем директора по СПВ.

В конце мая в подготовительной группе проводится Выпускной праздник. По желанию родителей дети могут посещать летний пришкольный лагерь.

В детском саду закладывается традиция работы родителей в центрах развития.

Проектная деятельность в дошкольных группах «Обыкновенного чуда»

Педагоги российских школ используют метод проектов при организации учебной деятельности старшеклассников. Однако данный метод эффективен и с дошкольниками.

Проект — это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Другой вариант дословного перевода определяет метод проектов как путь замысла или способ планирования.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на:

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать,

  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать,

  • формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде,

  • применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).

Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста:

  • в проекте принимают участие дети, родители, педагоги;

  • продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе (степень этой заинтересованности определяется воспитателем);

  • такой способ работы более подходит для детей в возрасте от четырех лет и старше;

  • наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?
3. Что мы узнали?

Реализация проекта включает в себя несколько этапов: выбор темы, составление плана реализации проекта, реализация проекта, анализ. Остановимся более подробно на каждом из этих этапов.

I. Выбор темы. Темы проектов могут быть самыми различными. Они могут быть предложены детьми или воспитателями. Учеными и воспитателями отмечается важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Внимательный воспитатель, каждый день взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности детей интересует.

II. Планирование реализации проекта. Этот этап включает в себя несколько шагов.

1. Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.

Возможные формы работы: круг, интервью, индивидуальные беседы.

Ход работы:

Сначала воспитатель задает детям первый вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на большом листе ватмана. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена.

Затем воспитатель задает второй вопрос «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?», снова записывая ответы детей на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться. По нашим наблюдениям, дети чаще всего предлагают и используют следующие способы сбора информации:

  • поиск и чтение книг,

  • вопросы, обращенные к родителям,

  • вопросы, обращенные к специалистам,

  • проведение экспериментов,

  • проведение экскурсий,

  • воссоздание предмета или события,

  • просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей.

Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации планов их действий. Например, пошаговое планирование предполагает устное обсуждение с ребенком последовательности его действий («Что ты будешь делать вначале, а что — потом?») с одновременной их фиксацией на бумаге в виде рисунков, схем или слов, если ребенок умеет читать.

Или можно составить с детьми такую схему:

Что необходимо сделать?

Когда?

Где?

Кто будет делать?

Необходимые материалы

2. Подготовительная работа команды педагогов.

Сначала команда воспитателей фиксирует все идеи в схеме «солнышко», ориентируясь на временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, затем составляет календарный план реализации проекта и подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.

III. Реализация проекта. Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов (музыканта, художника и др.). Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор детьми центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а также получение определенного результата (выставка детских работ, импровизированный спектакль, издательство книги и т.п.).

IV. Анализ.

Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками, высказывания детей воспитатели записывают. Затем команда воспитателей проводит самоанализ, отвечая на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?».

По такому алгоритму может быть развернут любой тематический проект.

ИГРУШКИ

Проект для детей младшего дошкольного возраста

В возрасте трех-четырех лет дети только приходят в детский сад. Многие из них неохотно включаются в совместную деятельность. Но есть вещи, перед которыми трудно устоять даже самым замкнутым детям. Это игрушки. Именно игрушка может помочь ребенку сделать шаг навстречу сверстнику и приобрести первый опыт общения в детском коллективе.

На утреннем круге мы вместе с детьми обсудили пути освоения темы по традиционному для метода проектов алгоритму:

1. Что мы знаем об игрушках?

— Игрушки бывают разные.
— Бывают собачки, которые умеют бегать, машинки, на которых можно кататься дома и на улице, игрушечные домики, кубики, елочки.

2. Что еще можно узнать об игрушках?

— Из чего сделаны игрушки?
— С какими игрушками можно купаться?
— С какими игрушками можно играть в песке?
— Почему некоторые игрушки умеют сами двигаться?

3. Как мы это будем делать?

— Принесем игрушки в группу — чтобы их получше рассмотреть.
— Зададим свои вопросы воспитателям.
— Зададим свои вопросы родителям.
— Расскажем друг другу о том, что узнали.

Все ответы детей фиксируются воспитателями, затем дополняются новыми идеями и предложениями. Задача команды педагогов заключается в том, чтобы оформить полученную информацию в проект, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Вечером родители имеют возможность узнать из информационного листа об интересах своего ребенка и об интересах детей группы, о том, чем будут заниматься дети в ближайшее время. Значит, дома об этом нужно с ними поговорить, помочь малышу подобрать материалы, необходимые для реализации проекта.

Проект «Игрушки» был рассчитан на одну неделю.

Мы решили, что каждый день проектной недели будет посвящен одному из видов игрушки:

Понедельник — «День любимой игрушки».
Вторник — «День заводной игрушки».
Среда — «День деревянной игрушки».
Четверг — «День резиновой игрушки».
Пятница — «День игрушки-самоделки».

Дети с удовольствием приносили игрушки из дома, учились классифицировать их и незаметно для себя обобщать полученную информацию. В группе были выделены полки для каждого вида игрушек. Каждое утро в гости к малышам приходил Буратино. В день заводной игрушки Буратино принес «волшебный ключик», который помогает «оживить» игрушки. В день деревянной игрушки — полено, из которого его сделал папа Карло. Резиновые игрушки «помогли» нашим детям перестать бояться воды: с игрушками они стали более уверенно чувствовать себя в бассейне. В день игрушки-самоделки дети научили Буратино делать игрушки из бумаги и картона.

На утреннем круге дети рассказывали Буратино о той игрушке, которую принесли сегодня: «Этого слона папа мне привез. Если его взять за хобот, то он громко кричит. Без моего разрешения его брать нельзя!». И мы вместе с детьми решаем, на какую полку поставим слона — на полку заводных игрушек. Некоторые малыши с радостью передавали свою игрушку по кругу, чтобы каждый мог потрогать ее и сказать, что в ней ему нравится. Тем самым дети получили возможность проявить внимание друг к другу, поделиться своими мыслями, высказать собственное мнение.

В течение дня мы с детьми играли в самые разнообразные игры: определяли, какая из заводных игрушек «ушла» дальше, чья игрушка стоит первая или четвертая, чья игрушка «убежала» («исчезла») с полки. Дети угадывали игрушку по описанию; играли в прятки: прятали и искали игрушку; проверяли, какие игрушки умеют «плавать».

Очень понравилось нашим малышам строить по схеме теремок из деревянного конструктора, а затем инсценировать сказку с героями — игрушками. В центре изодеятельности девочки и мальчики помогали своим любимым игрушкам стать пушистыми (штриховка, рисование «тычками»), из кругов и овалов конструировали для них подарки, учились делать объемные игрушки на конусе; рисовали лес, чтобы мишки и зайчики чувствовали себя в группе, как дома.

В центре литературы малыши рассказывали Буратино уже известные им стихи А.Барто из серии «Игрушки», слушали и разучивали новые стихотворения не только об игрушках, но и о бережном отношении к ним: в музыкальном центре было организовано слушание пьес П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

В реализации данного проекта активное участие принимали и родители: подбирали литературу, аудиозаписи; в изоцентре лепили из теста; дома вместе с детьми делали игрушки-самоделки; организовали выставку «Самоделкин представляет»; играли с малышами в сюжетно-ролевые игры.

Для малышей 3—4 лет тема оказалась чрезвычайно актуальна, и мы продлили работу по проекту еще на неделю. Чтобы поддержать интерес детей, командой педагогов было решено разнообразить наполняемость центров активности, изменить задания, откорректировать задачи и содержание работы в центрах.

Нас радует, что реализация этого проекта помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников: одни сделали первый шаг в умении договариваться, другие сделали первые попытки решения сложнейшей задачи выбора, третьи испытали радость открытия. Поддерживая игру детей, не отвлекая их от основной деятельности — игры, нам удалось реализовать образовательные и коммуникативные задачи, соответствующие их возрасту, развитию и индивидуальным особенностям.

Как в «Обыкновенном чуде» учат взрослых

Мы проводили обучающий семинар для инспекторов и заведующих детскими садами на тему: «Образовательная программа «Сообщество». Реализация тематических проектов».

Перед нами стояла сложная задача: нужно было определить, какая тема проекта будет актуальна для данной профессиональной категории? Вопрос обсуждался со всеми воспитателями. Мы решили предложить участникам семинара тему «Деловая игра». Через разработку и реализацию такого проекта, на наш взгляд, руководителям дошкольных учреждений легче понять особенности проектной деятельности в работе с детьми.

В начале работы участникам семинара была предложена игра на сближение. Затем все сели в круг и провели презентацию темы проекта. Еще до постановки вопросов: «Что вы знаете о деловой встрече? И что хотите узнать?» — в тренинговом зале появились домовые Кузя и Нафаня, которые, увидев гостей, завели беседу.

Кузя: Стол не накрыт, изба не метена. А гостей полна горница.

Нафаня: Ой! Квас — и то не готов. Хлеб, соль где, чтобы дорогих гостей-то встретить? Ой! Без соли, без хлеба — худая беседа. И рушника-то вышитого нет.

Далее Кузя обращается к ведущим семинара.

Кузя: Что же не предупредили, хозяюшки?

Ведущая: Подождите, Кузя и Нафанюшка, времена у нас изменились. Да и встреча у нас не простая, а деловая.

Ведущая: Хорошо, Кузя и Нафаня, что вы помните, как гостей раньше встречали.

Нафаня: Что-то я не понял, о чем речь-то идет… Что за встреча такая — деловая? Деловитая что ли? Раньше люди просто робили без деловых встреч. А по какому поводу-то собрались, что обсуждать будем?

Ведущая: Мы хотим вам предложить сегодня тему для изучения: «Деловая встреча». А чтобы начать работу, мы хотим спросить у вас о том, что вы знаете о деловой встрече?

Участники семинара высказываются. Кузя и Нафаня периодически откликаются на них: удивляются, возмущаются или что-то свое предлагают.

Нафаня: Да, раньше при встречах дорогую деревянную расписную посуду доставали.

Кузя: Ложки, миски на столе, блюда разные, а на блюдах блины, пироги подавали и «заедки» — пряники, орехи.

Нафаня: Обязательно на столе соль должна быть. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. И солонки-то делали резные да нарядные.

Кузя: А одевались-то… Мужики надевали рубаху да порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали ее так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. А поверх рубахи и портов надевали кафтаны.

Нафаня: А у женщин-то была длинная сорочка. Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки — те же мешки, рукава завяжи да и что хошь положи», а поверх сорочки надевали сарафаны. Носили кольца, бусы и гривны. Гривна — это украшение в виде обруча на шее.

Ведущая: Как много вы знаете о деловой встрече, Кузьма и Нафаня! И наши дорогие гости своими познаниями от вас не отстают. Да вспомнила я одну русскую пословицу: «Век живи — век учись!», в связи с чем хочу всех спросить: «Что еще вы хотите узнать по этой теме?».

Участники семинара дают ответы.

Ведущая: Узнать об этом можно по-разному. Мы хотим вам предложить поработать в центрах.

Ведущая перечисляет центры развития (литературный, центр двигательной активности, кулинарный, информационный, центр моделирования, центр изодеятельности, центр «Деловой имидж») и сообщает о том, чем можно в них заниматься.

В литературном центре вы сможете познакомиться с литературой по теме «Деловая встреча»; в центре двигательной активности есть возможность познакомиться с комплексом упражнений, позволяющих держать себя в оптимальном мышечном и эмоциональном тонусе перед, во время и после деловой встречи; в кулинарном — познакомитесь с разными рецептами и попробуете сами приготовить канапе; в информационном центре вас ждет компьютер, на котором можно набрать памятку по теме «Деловая встреча»; центр моделирования актуален для тех, кто увлекается техникой «Фэн-шуй»; в центре изодеятельности вы сможете придумать и сделать эмблему нашего семинара и оформить папку для деловых бумаг; а тех, кто интересуется деловым имиджем, ждут в центре «Деловой имидж». Обращаю ваше внимание на то, что в каждом центре может работать определенное количество человек. На Доске выбора на эмблеме каждого центра висит по нескольку жетонов. Если желающих пойти в какой-то центр будет больше, ваша задача — договориться между собой. Время работы в центрах — 30 минут. По музыкальному сигналу мы вновь соберемся в круг.

Участники семинара подходят к Доске выбора и определяются, в каком из центров они будут работать. В каждом центре в роли консультанта воспитатель детского сада «Обыкновенного чуда». По истечении времени работы участники презентуют продукты своей деятельности в круг и делятся впечатлениями о том, что нового для себя они узнали по теме «Деловая встреча». В кругу был представлен рабочий стол, оформленный с учетом рекомендаций «Фэн-шуй». Приятно было посмотреть на двух деловых женщин, продемонстрировавших работу центра «Деловой имидж». Участники семинара продегустировали канапе. Все получили памятки по проведению деловой встречи, эмблему и папку для деловых бумаг, описания двух комплексов эмоциональных и физических упражнений для поддержания хорошего настроения, список литературы по организации и проведению деловой встречи.

Затем были подведены итоги работы на семинаре, каждый поделился своими впечатлениями от деятельности в активном режиме. Все высказавшиеся подчеркивали важность проведения практических семинаров, когда есть возможность «прожить» то, что чувствуют дети в проектной деятельности, убедиться на собственном опыте, насколько велик познавательный интерес в такой деятельности, осознать важность такой работы в социальном развитии детей.

 

Рейтинг@Mail.ru