Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива — об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»

Лекция № 3

Стиль, методы и формы работы с кадрами

План

1. Характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления.

3. Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические и социально-психологические методы управления.

Литература

1. Поташник М.М., Моисеев А.К. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997.

2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.

4. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. М., 1987.

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Тем самым приятный стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в нем выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.

Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства».

Стиль руководства — это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К.Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический и либеральный. В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений. Руководитель с авторитарным стилем всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно принимают к исполнению все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административные методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных — материальное поощрение и административное наказание. К жесткому авторитарному стилю склонны прибегать руководители, не имеющие достаточной квалификации и не знающие лучших методов воздействия на подчиненных, а также руководители с гипертрофированным мнением о собственных достоинствах и нуждающиеся в беспрекословном повиновении подчиненных, чтобы ощутить свою значимость. Однако в практике работы отдельные авторитарные методы дают наибольший положительный результат в том случае, если существует дефицит времени или возникла экстремальная ситуация и надо четко и быстро выполнить определенные действия для получения необходимого результата.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим:

— четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительного того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги;
— проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым;
— склонен иметь трудности в общении с людьми. Очень часто сам бывает инициатором конфликтной ситуации.

Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административными методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений.

Однако необходимо помнить, что групповые механизмы принятия решений могут вести к коллективной безответственности. Быть демократичным руководителем чрезвычайно трудно. Чтобы успешно применять в конкретной ситуации к конкретному человеку верный метод воздействия, руководитель должен иметь глубокие знания по психологии и управлению. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, способностью гибкого поведения.

Содержательная сторона демократического стиля характеризуется следующим:

— всегда имеет четкий перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
— способен критически осмысливать как свои действия, так и действия подчиненных, не пресекает критику, способен к самокритике;
— никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся конфликт в зародыше;
— пользуется истинным неформальным авторитетом.

Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от временных ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.

Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля — в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой из которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.

Содержательная сторона либерального стиля характеризуется следующим:

— никогда не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось»;
— полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности;
— легко общается с людьми. Стремится ни с кем не потерять отношения. Не выступает с открытой критикой.

Опыт показывает, что стиль работы во многих отношениях сказывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них для решения задач управления. Становление стиля — сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.

Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.

В реальной практике руководства проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием двух каких-либо стилей. Таким образом, имея практически три основных стиля руководства, мы реально наблюдаем довольно большое разнообразие.

Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением по результатам означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств. Ни один из стилей не может быть призван ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Все зависит от результатов управления.

Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления

В стиле руководителя проявляются его личные качества. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. И если круг обязанностей руководителя предписывается должностной инструкцией, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует исполнять: стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.

На становление стиля оказывают влияние интеллект, общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются — непосредственно или опосредованно — на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений.

Следовательно, в стиле работы следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, свойственные данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.

Основными факторами, определяющими стиль руководства, можно считать:

— требования, сформированные в квалификационной характеристике руководителя;
— специфика педагогической системы — ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя;
— окружающая среда — формы организации труда, обеспеченность материальными и кадровыми ресурсами и т.п.;
— особенности руководимого коллектива — его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций.

Стиль работы — это далеко не только личное дело руководителя, поскольку он так или иначе сказывается на всех сторонах деятельности учреждения.

Стиль представляет собой социальное явление, ибо, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он во многом, нередко в решающей степени, предопределяет результаты деятельности системы. Можно привести немало примеров того, как руководитель, обладающий прогрессивным стилем руководства, возглавив отстающий коллектив, постепенно его преобразовывает, пробуждает в нем творческие силы и энергию, позволяющие выйти в конечном итоге в число передовых.

Профессиональная компетентность руководителя предполагает наличие у него определенных умений. Попытаемся перечислить некоторые умения, выполнение которых, на наш взгляд, дает положительные результаты в управлении педагогическим коллективом.

I. Профессиональные умения.

1. Соблюдает профессиональную этику.
2. Держит слово и выполняет обещания.
3. Проектирует желаемый профессиональный имидж.
4. Защищает конфиденциальную информацию.
5. Выполняет политику округа и педагогические правила.
6. Знающий и современный в своей области.
7. Восприимчив к новым идеям и изменениям.
8. Проявляет справедливость и объективность.
9. Постоянно информирован о развитии педагогической науки и передовой практики.

II. Организаторские умения.

1. Помогает другим успешно развиваться.
2. Имеет систему работы.
3. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.
4. Разумно использует время.
5. Эффективно координирует деятельность.

III. Умения в общении.

1. Всегда доступен, когда в нем нуждаются.
2. Общается ясно и просто.
3. Делится информацией своевременно.
4. Делится точной и новейшей информацией.
5. Открыт и честен с детьми.
6. Практикует двустороннее общение.
7. Дает людям знать, чего ожидать.
8. Постоянно информирует людей.
9. Проводит плодотворные совещания.
10. Говорит впечатляюще.
11. Письменная речь точна, ясна, выразительна.
12. Слушает результативно.

IV. Человеческие и общественные отношения руководителя.

1. Поддерживает хорошие отношения с коллегами.
2. Поддерживает хорошие отношения с общественными организациями и населением микрорайона.
3. Действует в соответствии со своими убеждениями.
4. Проявляет новаторство и творчество.
5. Оказывает поддержку и помощь, когда необходимо.
6. В своих взглядах является сторонником деятельного подхода.
7. Эффективно управляет конфликтами.
8. Успешно справляется с напряженными нагрузками.
9. Успешно адаптируется к новым и необычным ситуациям.
10. Проявляет инициативу.
11. Надежен — доводит дело до конца.
12. Управляет бюджетом справедливо и эффективно.

Предлагаем оценить себя, насколько развиты у вас те или иные качества и умения.

Методы управления: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические, социально-психологические

Стиль руководства находится в тесном отношении и взаимодействии с методом управления.

Метод управления принято трактовать как совокупность способов (приемов) целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действия. Важно подчеркнуть, что здесь метод — понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя, обусловливаемое достигнутым уровнем учреждения.

В отличие от этого, стиль руководства хотя в основе своей также объективен, но все же опосредуется индивидуальными свойствами руководителя.

Приказ, распоряжение, просьба руководителя, совет, предложения, личный пример, методическая помощь, создание общественного мнения в коллективе, наказание, материальное стимулирование, призыв к долгу, гнев, одобрение и т.п. — все это многочисленные методы, приемы, средства управления, из которых складывается стиль руководства.

В наиболее общем виде метод — это способ достижения цели. Поскольку слово «метод» своими истоками восходит к понятию «деятельность», то та или иная деятельность по достижению управленческих задач может рассматриваться как метод управления.

При всем многообразии методов управления все они неуниверсальны, имеют сильные и слабые стороны. Их нельзя оценивать вне конкретных условий.

Выбор оптимального сочетания и соотношения различных методов и средств управления представляет собой аналитико-психологический творческий акт.
М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предлагает при выборе методов, средств, приемов управления учитывать группу следующих факторов:

а) стратегические и тактические задачи;
б) особенности людей, в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие);
в) возможность каждого метода и последствия его применения;
г) меру в использовании тех или иных методов;
д) особенности ситуации, исчерпанность других средств;
е) наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;
ж) морально-психологические, материальные и прочие условия;
з) возможности, умения подчиненных;
и) традиции, привычки данного коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления.

В менеджменте выделяют следующие 4 группы методов управления:

1) организационно-распорядительные (административные);
2) организационно-педагогические;
3) социально-психологические;
4) экономические.

К организационно-распорядительным методам относятся: формирование структуры управления, утверждение административных норм, издание приказов, разработка положений, должностных инструкций и т.д. Эти методы дают эффект, если выполняются определенные условия:

  • педагогическая целесообразность каждого управленческого решения;

  • логичность и четкость требований;

  • корректная настойчивость и воля в осуществлении решений;

  • последовательность в достижении целей.

Организационно-педагогические методы направлены на обучение педагогов через все формы методической работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и т.д. При помощи этих методов руководитель создает условия для профессионального роста своих сотрудников, а следовательно, для повышения качества их работы.

Социально-психологические методы направлены на воспитывающий дух и ценности коллектива, отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом. Сплочение коллектива зависит от выдержки, терпения руководителя, умения воздействовать на чувства. Особую психологическую значимость имеют голос, дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на эти инструменты человеческого общения, руководитель завоевывает доверие к себе. Создание благоприятных социально-бытовых условий работы и жизни — все это вместе создает благоприятный микроклимат в коллективе.

Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, составление смет и т.д. Руководитель должен уметь правильно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами — задача не из легких.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

1. Постановка целей. Анализ и формирование личных целей.

2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.

6. Информация и коммуникации. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.

П.И. Третьяковым выделены качественные показатели эффективности применения различных методов управления:

— адекватность методов целям и содержанию образования;
— обоснованность выбора методов управления в функциональных аспектах деятельности;
— многообразие и вариативность использования методов;
— соответствие методов управления учебно-методической и материально-технической базе образовательного учреждения.

Условия развития дошкольных образовательных учреждений предполагают использование разнообразных форм управления, о которых подробно будет говориться в последующих лекциях, касаясь вопросов методической работы с кадрами.

Вопросы

1. Выделите, что является главным в классификации стилей управления, предложенной К.Левиным.

2. Перечислите, какие факторы влияют на формирование стиля руководства.

3. О сильных сторонах руководителя много написано литературы, вам же предлагается назвать, с вашей точки зрения, слабые стороны личностных и организаторских умений руководителя и объяснить.

4. Сформулируйте, что такое метод управления?

5. Какие показатели эффективности применяемых методов управления выделяются в научной литературе?

Связь методов управления с потребностями и интересами людей

Связь методов управления с потребностями и интересами людей

Контрольная работа №1

Для слушателей курсов повышения квалификации «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Контрольная работа № 1 состоит из 10 заданий, составленных на основе материалов первых трех лекций. Оценка контрольной работы будет производиться по системе «зачет/незачет». За каждый правильный ответ на вопросы №№ 1, 2, 4, 5, 8, 9 вы получаете по 1 баллу, за вопросы №№ 3, 6, 7 - по 2 балла, за 10-е задание - от 0 до 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильно указанный стереотип). Максимально возможное количество баллов за данную работу - 22 балла. Для того чтобы работа была зачтена, необходимо набрать не менее 12 баллов.
Мы просим использовать именно бланк, напечатанный в газете, или его ксерокопию. Пожалуйста, выполните данную контрольную работу и не позднее 15 ноября вышлите ее в Педагогический университет «Первое сентября» по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24 на бланке, напечатанном в газете, или его ксерокопии.

                                                           

Фамилия:

                                                           

Имя:

                                                           

Отчество:

           

Идентификатор (указан в вашей персональной карточке):

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.

Комментарии

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Если у вас имеются вопросы по этой работе или по курсу в целом, пожалуйста, запишите их в поле «Комментарий». Вы получите ответы вместе с проверенной контрольной работой.

Задания контрольной работы № 1

Часть первая. Тестовые задания

Вам предлагается 15 заданий, сформулированных в виде утверждений, к каждому из которых предлагается несколько вариантов ответов. В 1—14 заданиях необходимо выбрать из нескольких предложенных ответов один, который наиболее верно отражает основное содержание вопроса. В каких-то заданиях требуется выбрать один правильный ответ, в каких-то — один неправильный. В задании № 15 необходимо сформулировать ответ самостоятельно (а не выбрать из предложенных). Все ответы необходимо занести в бланк для ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, максимально возможное количество баллов за выполнение тестовой части контрольной работы равно 15.

1. Для формулирования цели организации необходимо определить (выберите лишнее):

а) результат преобразования, совершенствования;
б) предмет преобразования, совершенствования;
в) стратегию организации;
г) средства преобразования, совершенствования.

2. Для формулирования миссии организации необходимо определить (выберите лишнее):

а) в чем конкурентное преимущество данной организации;
б) исполнителей для реализации основных целей;
в) посредством чего будет удовлетворяться данная потребность;
г) для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация.

3. Стратегия — это (выберите правильный ответ):

а) средства, которые используются для достижения цели;
б) план действий для достижения цели;
в) стиль руководства;
г) вклад каждого участника в реализацию проекта.

4. Управление качеством — это (выберите лишнее):

а) формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем;
б) тщательный подбор кадров для работы в ДОУ;
в) организация педагогического процесса и всех его составляющих.

5. Матричная структура управления целесообразна в следующих ситуациях (выберите правильный ответ):

а) когда необходимо быстро и эффективно решить какую-либо проблему;
б) когда создана инициативная группа;
в) в период разработки и внедрения новых проектов;
г) когда необходимо определить задачи и функции всех участников образовательно-педагогического процесса.

6. Из перечисленных здесь этапов действий руководителя по реализации любой из управленческих функций выберите лишний:

а) постановка цели;
б) при помощи контроля сбор и анализ информации;
в) планирование деятельности;
г) распределение обязанностей;
д) организация мероприятия;
е) получение реального результата;
ж) рефлексия.

7. Цель — это (выберите правильный ответ):

а) внутренняя потребность человека;
б) заданные внешними условиями ориентиры деятельности;
в) осознанный желаемый результат;
г) совершенный результат деятельности, к которому стремится человек или коллектив.

8. Задача — это (выберите правильный ответ):

а) способ достижения результата в определенный отрезок времени и в определенных условиях;
б) образ будущего результата;
в) план действий;
г) проблема, требующая разрешения посредством анализа актуальных условий и возможностей.

9. Сущность планирования заключается в следующем (выберите правильный ответ):

а) в определении этапов реализации плана;
б) в определении основных видов деятельности и мероприятий;
в) в подборе и расстановке конкретных исполнителей;
г) в определении методов управления.

10. Контроль в управленческой деятельности руководителя направлен на (выберите лишнее):

а) выявление недостатков в работе;
б) установление причин возникших проблем;
в) выявление виновных в возникших проблемах и трудностях;
г) определение путей устранения возникших проблем или трудностей.

11. На становление стиля руководства оказывает влияние (выберите лишнее):

а) уровень профессиональной подготовки;
б) условия, созданные в коллективе;
в) общая культура руководителя;
г) умение в общении (коммуникативные навыки).

12. При оценке эффективности применяемых методов управления используются следующие показатели (выберите правильный ответ):

а) адекватность методов целям и содержанию образования;
б) содействие стилю руководства;
в) многообразие и вариантность использования методов;
г) обоснованность выбора методов управления.

13. При выборе методов управления необходимо учитывать следующие факторы (выберите лишнее):

а) особенности ситуации;
б) наличие времени для решения задачи;
в) традиции, привычки данного коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления;
г) желаемую цель.

14. Метод управления — это (выберите правильный ответ):

а) индивидуальный стиль управления руководителя, определяемый его личностными качествами;
б) система поощрений и наказаний;
в) совокупность способов достижения цели, воздействия на работников, обеспечивающих координацию их действий;
г) создание условий для оптимального функционирования коллектива и решения поставленных
задач.

15. Сформулируйте ключевые результаты деятельности ДОУ (ответ запишите в бланке)

Часть вторая. Практические задания

Во второй части контрольной работы вам предлагается два практических задания. За выполнение каждого из этих заданий начисляется от 1 до 5 баллов. Оцениваются четкость, адекватность и полнота ответов, а также знание лекционного материала.

1. Сформулируйте цель, стратегию и миссию вашего ДОУ.

2. Выберите одну из трех функций управления: планово-прогностическую (это может быть, например, составление плана работы на месяц, год или плана любого мероприятия и т.п.); организационно-исполнительскую (например, родительское собрание, совещание, обобщение опыта работы воспитателя и т.п.) или контрольно-диагностическую (например, тематический контроль, диагностика усвоения детьми программы и т.д.). Затем кратко опишите все этапы действий руководителя по выполнению этой функции. Можете при подготовке материалов ориентироваться на тот пример, который приведен в лекции 2. В описании должны быть учтены последовательность, взаимосвязь и поэтапная смена всех функций деятельности. В вашей работе последовательность этапов может быть другая, не такая, как в нашем лекционном примере, т.к. это зависит от функции, конкретных целей и задач.

Какую бы деятельность вы не описывали, важно, чтобы в этапах прослеживалось: постановка цели ® при помощи контроля сбор и анализ информации ® планирование деятельности ® организация мероприятия ® получение реального результата этой деятельности ® рефлексия.

Ответы на задания 1—14

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

                             

Ответ на задание 15

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru