Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2005

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Возвращаясь к теме реформы

Школы сегодня столкнулись с последствиями демографического спада, который детские сады переживали в первой половине девяностых. Сокращение учебного плана и введение подушевого финансирования ввергли их в такое бедственное положение, что, по сравнению с нынешними, все трудности предшествующих лет кажутся весенними цветочками.

Департаменту образования Минобразнауки РФ надо любыми способами спасать школы. Задача номер один — увеличить в них «поголовье» детей. Верхние границы среднего образования у нас зорко бдит Минобороны. Единственный выход — прихватить детей с другого края, с дошкольного. Они должны заполнить собой пустоты школьных зданий, обеспечить нужный приток средств и чуть более высокую зарплату учителям.

Все гуманистические рассуждения о равных стартовых возможностях, все прогрессистские лозунги вроде «Научим всех читать до школы!» — лишь вывеска для настороженной общественности и для тщеславных родителей. На родителей, на их амбиции и будут ссылаться авторы реформы: мол, современные родители обучают детей читать с пеленок и хотят снижения школьного возраста для своих детей. И дети сегодня другие: интеллектуально продвинутые, эрудированные, с компьютером на ты. Эти утверждения странным образом уживаются с ростом количества первоклассников, не готовых к обучению, и с отсутствующим у них желанием учиться. Но кто будет вникать в эти противоречия? Это «кость» для психологов, которую те будут «грызть» на страницах своих специализированных изданий.

А Департамент образования решает важнейшую и сложнейшую организационно-финансовую задачу по спасению института школы, задрапированную в камуфляж предшколки. С точки зрения Департамента детскому саду как институту реформа тоже пойдет на пользу. Во-первых, расставшись со старшими дошкольниками, детские сады продвинутся в решении проблемы очередности. Во-вторых, часть квалифицированных кадров — самых достойных — переместится в школу, на более высокую зарплату.

Собственно проблемы детей в нынешней ситуации могут рассматриваться во вторую и даже в третью очередь и только в рамках решений, найденных для задачи номер один. Это неизбежно, если во главе угла стоит задача финансовая, а не содержательная.

Можно ли винить в этом чиновников Департамента образования? Они ведь решают не то уравнение, которое хотят, а то, что «задали».

И при этом сильно рассчитывают, что «соломку» под их решение будут подстилать практики. Как может рассуждать начальник Департамента И.И. Калина, бывший директор школы и учитель математики, готовя пяти-шестилеток к участи «предшкольных подготовишек»? Конечно, есть плохие учителя. Но есть и плохие воспитатели детских садов. И еще есть хорошие, добрые, внимательные учителя. Некоторым малышам, переселившимся в школы, именно такие попадутся. Ковер им в коридоре постелят, шкаф с игрушками в классе поставят и будут каждые пятнадцать минут проводить физкультминутку. И подготовишки как-нибудь выживут. А главное — дадут возможность выжить тем, кто с ними работает...

Можно лишь надеяться, что времена демографической ямы и подушевого финансирования тоже минуют. И придет время другой реформы, во главе угла которой будет стоять не финансовая задача, а Ребенок. Доживем ли мы до нее?

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru