Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2005

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Зачем нужна «предшкола»?
И главное, какая?

В предыдущем номере мы предложили отвлечься от истинных — чисто экономических — причин введения «предшколы» и перевести разговор в содержательное русло: в частности, познакомить наших читателей с программами, в которых проблема преемственности действительно решается — тем или иным способом. Мы уже рассказывали о программе «Золотой ключик», рассчитанной на разновозрастное сообщество детей в возрасте от трех до десяти лет. Сегодня мы даем слово представителям программы «Сообщество». Это русский вариант программы «Step by step», по которой работают педагогические коллективы в разных странах мира. Программа рассчитана на детей от младенческого возраста до десяти лет. Эту программу с успехом применяют в школе «Необыкновенное чудо» (г. Йошкар-Ола), фантастическую историю открытия которой мы рассказывали на страницах «Дошкольного образования» (№ 18 / 2005).
В программе «Сообщество» главный упор делается на включение родителей в подготовку ребенка к школе. Родители могут много сделать для своего малыша. Но — под руководством профессиональных педагогов.

Варианты предшкольного образования

Пожалуй, абсолютного согласия между учителями начальных классов и воспитателями детских садов по вопросу подготовки и подготовленности детей к школе не было никогда. Всегда находился повод для претензий друг другу — не так подготовлены, не тому научены или не научены вовсе, уже должны уметь то, что еще только предстоит осваивать на уроках в школе… Так случается, когда каждая последующая образовательная ступень рассматривается как нечто исключительно новое, отличное от предыдущего, и когда не учитываются имеющиеся достижения и реальные потребности самого ребенка (ученика, личности). Для этого есть и субъективные, и объективные причины: и педагоги разные, и требования к детям, и даже завоевание времени — право выбора школы и образовательной программы — оборачивается особыми требованиями к подготовленности ребенка. Родители между этими двумя полюсами часто чувствуют себя очень неуверенно: и детства лишать ребенка не хочется, и в школу или в класс важно попасть в хорошие, чтобы обеспечить ему успешный «старт». Значит, надо готовиться…

Одна ситуация для подготовки — когда есть детский сад и воспитатели. В этом случае можно ожидать, что у ребенка к 6-7 годам будут сформированы представления о большинстве учебных действий и правил. Что у родителей, прямо или косвенно, сложится понимание сильных и проблемных сторон ребенка как человека, получающего знания в общении с другими взрослыми. Что они, родители, будут знать, как и чем можно помочь ребенку в последний год перед школой и куда за какой помощью обращаться.

Но есть и другие ситуации. Нередко и в городах, и в небольших селениях детские сады закрыты или мест в них недостаточно, или же родители не имеют возможности, а то и желания отправлять своих детей в детский сад, а сами не хотят или не могут заниматься с ними дома. Конечно, здесь тоже могут быть разные варианты: кому-то вполне хватает природного потенциала ребенка и естественных воздействий его социального окружения, кто-то отыскивает «классы подготовки», кто-то обращается к учителю в частном порядке, кто-то доверяет ребенка гувернантке или надеется на социального педагога в группе кратковременного пребывания. Предполагается, что любые предпринятые усилия идут ребенку на пользу. Но нередко в «классах подготовки» учителя, по сути, начинают проходить с детьми программу первого класса. Случается также, что детей просто «натаскивают» на вступительные тесты. Для старта это, может быть, и результативно, но часто ведет к потере ребенком интереса к учению или к трудностям в учении, — тесты вполне успешно сданы, а прочной базы нет; начальный этап форсирован, а индивидуальная образовательная траектория не выстраивается.

А что делать, если нет ни детского сада, ни знакомого учителя, ни денег на гувернантку, но есть понимание, что готовиться к школе надо?

Один из способов — начать самому заниматься со своим ребенком дома с помощью пособий для подготовки к школе (по математике, чтению, по подготовке руки к письму и т.д.), которые можно приобрести в любом книжном магазине. Конечно, для таких занятий нужно хотя бы немного представлять себе, в какой последовательности предлагать ребенку задания и упражнения. Здесь, возможно, понадобятся консультации специалиста. Но самое важное — не остановиться только лишь на приобретении пособий и консультациях, а систематично заниматься с ребенком.

Второй вариант — доверить целенаправленную подготовку специалистам. Этот вариант, кстати, вовсе не означает самоустранения родителей. Им также важно быть в курсе целей и содержания подготовки, чтобы уметь поддержать ребенка, помочь ему в случае затруднений, чтобы суметь внятно объяснить учителю индивидуальные особенности и потребности ребенка. Да и просто для того, чтобы чувствовать себя более уверенно и компетентно в развитии собственного ребенка.

Плюсы и минусы домашней подготовки

Самый большой плюс — возникновение между родителями и ребенком взаимного интереса: родители видят достижения, которым они способствовали и к которым шли вместе с ребенком, а ребенок видит в своих родителях не только средство для удовлетворения бытовых нужд. Еще один плюс — в готовности родителей и детей делать вместе серьезное дело: если начать заниматься раньше, чем начнется школьная жизнь, можно многое вовремя понять и подкорректировать. Плюс — и в закреплении у родителей стремления помочь ребенку не только сейчас, но и в будущей школьной жизни — не отстраняться, не перекладывать ответственность на других, но и не корить потом себя за упущенные шансы.

Дома заниматься можно, что называется, «в любую минуту». Для этого достаточно знать, что именно можно сделать для развития памяти или математического мышления во время похода в магазин или приготовления обеда. Даже специальные пособия могут не понадобиться. Вместо них вполне подойдут домашние запасы: для счета — пуговицы и фасоль, для знакомства с буквами — книги и журналы из домашней библиотеки и т.д. Консультация со специалистами поможет осмыслить достижения и перспективы, наметить дальнейшие действия или найти более эффективные способы занятий.

Минусы тоже, конечно, есть. Школьная жизнь — это прежде всего общение со сверстниками и взрослыми по учебным делам, это определенные рамки и требования. В случае, если ребенок не получил опыта взаимодействия с детьми и взрослыми в группе детского сада, возможно (только возможно), возникнут определенные трудности из-за не преодоленного эгоцентризма. Проявления эгоцентризма можно заметить, например, в привычке, что все внимание отдано только ему одному; что задание или требование, в формулировке которого не прозвучало его имя, тем не менее, относится и к нему тоже; что ритм работы задан для всех и нужно успевать начать и закончить работу вместе с другими детьми. Не самые большие проблемы, но на первых порах и они могут помешать.

Занятия с ребенком дома просто не позволят родителям увидеть зачатки этих проблем. Мама готова по много раз повторять задание, она будет искать способы подсказки, переходить от словесно-логических к наглядно-действенным формам объяснения, — а учитель, возможно, будет придерживаться единой стратегии работы с детьми в классе.

Еще одна насущная проблема — родители далеко не всегда могут адекватно оценить достижения ребенка, не всегда могут увидеть затруднения и понять их причины. Это говорит не о невнимательности родителей, а скорее о том, что они видят и понимают ребенка, как говорится, «в контексте». Например, ребенку не надо затрачивать дополнительные усилия для того, чтобы четко сформулировать мысль и быть понимаемым другими вне контекста. Дома можно ограничиться фразой: «Ну, ты же сама знаешь», — и ситуация будет успешно разрешена. Учителю так не скажешь. Адекватность оценки сильных и слабых сторон ребенка как ученика затруднена не только из-за пристрастности родителей, но и из-за того, что большинство родителей отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. Родители не всегда знают, какими знаниями и умениями желательно обладать, чтобы быть успешным. Им кажется, что «читать и писать» — исчерпывающая характеристика умений успешного первоклассника.

Значит, взгляд со стороны на достижения, перспективы, трудности и особенности ребенка важен и полезен не только для него самого, но и для самых внимательных родителей.

Подготовка ребенка дома гувернанткой или частные уроки с учителем снимают часть остро встающих проблем — по крайней мере, ребенок будет готов воспринимать логику и требования другого взрослого, ориентированного не на бытовые действия. Но готовности действовать в коллективе сверстников или умения самостоятельно справляться с заданием это ему все-таки не добавит. Есть и еще одно опасение — не превратится ли такая подготовка в «натаскивание» ребенка в конкретных действиях на конкретном содержании. Хорошо бы это понимать прежде, чем соглашаться на приглашение частного учителя.

Лидия СВИРСКАЯ, к.п.н.,
Российский фонд по развитию образования «Сообщество»

Продолжение в следующих номерах

 

Рейтинг@Mail.ru