Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Н.А.РЫЖОВА

Экологическое образование в детском саду

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса — дать слушателям основы современного экологического образования дошкольников и практические рекомендации: как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт».
Курс лекций будет интересен не только руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и УВК, но и педагогам по изодеятельности, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям и другим специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений образований, педагогам учреждений дополнительного образования (экологических и биологических центров, домов детского творчества и т.п.).

Учебный план курса «Экологическое образование в детском саду»

Лекция № 6
«Экологический паспорт» дошкольного учреждения

Литература

1. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Экологический паспорт детского сада (образец). М.: Дошкольное образование № 8, 2002.
3. Создаем макет территории детского сада. М.: Дошкольное образование № 8, 2002.
4. Предъявите экологический паспорт. М.: Обруч № 2, 1997.
5. Экологический паспорт дошкольного учреждения. / Экологическое образование до школы, вне школы, в школе № 2, 2000.
6. Экологический паспорт детского сада.
М.: Дошкольное воспитание № 2, 2000.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки нами разработана форма «Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих регионах страны. Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;
б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;
в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения;
г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;
д) систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;
е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;
ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями;
з) создать более благоприятные для здоровья детей условия;
и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;
к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме (что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той или иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающих экологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.

Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студенты вузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы (соответствующий опыт уже имеется). Такой подход очень важен с точки зрения преемственности в экологическом образовании. К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора.

К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры.

Ниже приводится примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» (в схематическом виде она показана на рисунке).

Экологический паспорт ДОУ № ...

1. Экологическая ситуация

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где расположено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень радиационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведения, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация представляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.). Делается вывод о благоприятной визуальной среде: с точки зрения нового направления экологии — видеоэкологии монотонные, серые, с постоянно повторяющимся геометрическим рисунком (например, полосами, прямоугольниками) здания отрицательно влияют на самочувствие, на психическое состояние детей и взрослых. Архитектурные здания с лепными украшениями, цветным рисунком, невысокие лучше воспринимаются нашим зрением, чем высокие серые бетонные многоэтажки. В последнее время во многих городах стали раскрашивать новые постройки разным цветом. В «Экологическом паспорте» следует отметить, есть ли среди окружения детского сада какие-либо цветовые пятна, чередуются ли здания с зелеными насаждениями. Если же детский сад находится в неблагоприятном с точки зрения видеоэкологии месте, воспитатели должны правильно выбирать места прогулок, бывать в парке, в лесу, посадить деревья, кустарники, декоративные травы на территории.

В этой графе отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначение. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки учреждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т.п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники,
лианы, травы, мхи), упавших сухих стволов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требованиями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30—40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошкольных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химического загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций (так, посаженная по периметру территории карагана задерживает соединения свинца из выбросов выхлопных газов автомобилей, а правильно оформленные посадки растений разной высоты и состава в значительной мере снижают уровень шума).

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, который в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других животных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголенных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на территории как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку поднимающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоровью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спортивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещенные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), отдельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной работе активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юннатов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой работе учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумовом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли территория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков.

Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и время их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей площади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений. Увлечение синтетическими материалами, особенно в групповых комнатах, негативно влияет на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация помогает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляются оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и экологически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. Как показали наши опросы коллективов 10 дошкольных учреждений разных городов, ни один из педагогов не задумывался над этим вопросом.
В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

—  сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизительно);
— для каких целей она используется;
— есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;
— откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;
— куда уходят загрязненные стоки;
— какова плата за использованную воду;
— зависит ли эта плата от количества использованной воды;
— кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;
— есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

— сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;
— тип светильников (лампы накаливания, дневного света);
— откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);
— экономится ли энергия?

Отопление:

— тип отопления;
— хорошо ли помещение утепляется на холодный период;
— регулируется ли температура в помещениях?

Отходы:

— какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т.п.). В какое время года их бывает больше всего;
— какие отходы преобладают;
— куда вывозятся эти отходы;
— платит ли учреждение за отходы;
— используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т.п.)?

Химические вещества:

— список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;
— где они хранятся, кто за этим следит;
— что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности;
— обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюдаются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей в учреждении (чем численность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используемых коллективом комплексных и парциальных программ и методик с точки зрения экологического образования; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с окружающим миром, природой и т.п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эколог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т.п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учреждения.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, однако книги часто не систематизированы и работать с ними сложно.
В качестве приложения к «Экологическому паспорту ДОУ» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для детей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифицируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, работающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов). В качестве приложения дается схема связей ДОУ с учреждениями и организациями.

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая для данного детского сада информация, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

7. Выводы и рекомендации

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошкольников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» детского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как правило, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют мониторингом. Однако мониторинг — это именно система слежения за состоянием окружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а эколог — овладевать всеми методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровень загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются в методической литературе (правда, не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов все-таки овладеет методикой и определит содержание разных химических элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно, сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности, нужно еще знать существующие нормы содержания различных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые «ПДК» — предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, эколог могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматривать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов. Приведем пример.

«Экологический паспорт детского сада комбинированного вида № 5 «Березка» г. Сокола Вологодской области»

Цели и задачи составления экологического паспорта

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
5. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

1. Экологическая ситуация

(К этому разделу прилагается экологическая карта микрорайона с указанием места нахождения ДОУ.)

1.1. ДОУ находится по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 44.

а) Главным загрязняющим воздух предприятием является ОАО «Сокольский ЦБК». По данным СЭС, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 7084,8 тонн. Из них 1145,3 тонн приходится на ОАО «Сокольский ЦБК» (далее в табличной форме приводятся данные о количестве выбросов в атмосферу основных загрязняющих веществ).

Источником загрязнения окружающей среды также является подъездная дорога к детскому саду и к ближайшим домам, т.к. по ней ездит много частных машин.

б) Главным источником питьевой воды служат реки Сухона и Кубена. По санитарно-химическим показателям наблюдается ухудшение качества питьевой воды. Это связано со сбросами в реку недостаточно очищенных производственных и бытовых сточных вод, а также ливневых и животноводческих стоков.

Превышение концентраций в пробах водоемов отмечается по цветности, содержанию железа, свинца, фенола, нефтепродуктов, формальдегида.

в) В последнее время уменьшается процент неудовлетворительных показателей качества подземных вод по бактериологическим показателям, отмечается динамика снижения химического загрязнения подземных водоисточников.

г) Высокие неудовлетворительные бактериологические показатели питьевой воды обусловлены неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей (их изношенность составляет от 60 до 86%), множеством прорывов на сетях, несвоевременностью их ликвидаций, слабой базой ЭККХ.

Качество воды из подземных и поверхностных водоисточников не соответствует требованиям по санитарно-химическим показателям: цветности, мутности, запаху, содержанию железа, сульфатов, бора, аммиака, марганца, по жесткости.

д) Почвы в значительной степени загрязнены. Так, из 23 исследованных проб почвы санитарно- химическим показателям не соответствовало 17 проб (73,9%). Из 23 проб на соли тяжелых металлов обнаружены выше ПДК (предельно допустимых концентраций) свинец, кобальт, медь, никель, хром на многих территориях, в том числе и на территории ДДУ. Из 39 проб почвы, исследованной на бактериологический анализ, норме не соответствует 7 (21,8% проб).

е) Уровень шумового фона, по данным СЭС, соответствует нормативным показателям, так как территория ДОУ окружена зелеными насаждениями.

ж) Радиационный фон в норме, в течение последних 5 лет он составляет от 5 до 17 микрорентген, радиационных аварий не происходило.

з) Состояние здоровья новорожденных характеризуется ростом заболеваемости.

В Сокольском районе по всем классам болезней выражен рост.

По итогам ранжирования:

— на 1-м месте среди населения болезни органов дыхания;
— на 2-м месте — травмы и отравления;
— на 3-м месте — болезни кожи и нервной системы;
— на 4-м месте — инфекционные болезни и болезни мочеполовой системы.

1.2. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, общежитие, магазин, пункт переливания крови, досуговый центр, парк, а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.

Главными загрязняющими объектами являются:

  • по воздуху — ОАО «Сокольский ЦБК»,

  • по шуму — подъездные дороги к жилым домам, стихийные стоянки автомобилей и стоянки у подъездов домов.

Из парков города ближе всего расположен парк им. О.Лощилова с асфальтовыми аллеями для прогулок, зелеными газонами, клумбами. В парке произрастает несколько видов деревьев и кустарников.

Недалеко от ДОУ есть затопленное низменное место, которое можно использовать при изучении экосистемы «Болото» и при работе с блоком «Вода» программы «Наш дом — природа». В этом же районе расположен небольшой участок луга.

2. Характеристика территории учреждения

2.1. Детский сад построен в 1967 году. На территории есть 2 спортивные зоны, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона, зоны для игр и отдыха детей дошкольного и ясельного возраста, цветники, веранды для прогулок во время ненастной погоды, уголок леса, уголок нетронутого луга, площадка для игр.

Общая площадь территории детского сада — 9744 кв. м.
Площадь девяти игровых площадок — 1000 кв. м.
2 спортивные площадки — 342 кв. м.
Площадь хозяйственной территории — 297 кв. м.
Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 1 до 30 лет.

2.2. Список растений территории ДОУ

Культурные

Земляника   
Салат   
Бобы   
Петрушка   
Горох   
Морковь   
Картофель   
Примула
Ромашка
Настурция
Гиацинт
Ноготки   
Герань луговая
Клевер гибридный
Люпин
Тюльпан

Р.S.: Однолетние травы

Овощи огорода меняются

Сорные и дикорастущие

Подорожник
Крапива
Вьюнок
Одуванчик
Пырей ползучий
Клевер ползучий
Осока дернистая

Травы

Тимофеевка луговая    
Лисохвост луговой       
Мышиный горошек       
Ежа сборная       
Чина луговая       
Лапчатка       
Манжетка           
Мятлик луговой       
Костер безостый       
Лютик едкий       
Спорыш       

Деревья

Тополь
Ива
Каштан
Береза
Клен ясенелистный
Клен
Рябина
Яблоня
Осина
Вяз
Боярышник

Кустарники

Вишня
Шиповник
Сирень
Акация желтая
Черноплодная рябина (арония)
Снежноягодик
Спирея
Малина
Крыжовник
Смородина

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения.

На участке есть упавшие сухие деревья, но они убираются своевременно на хозяйственный двор. Почвы на территории навозные, естественные с остатками строительного мусора.

Список животного мира территории ДОУ

Птицы

Ворона
Воробей
Галка
Снегирь
Свиристель
Синица
Трясогузка
Сорока
Дятел
Голубь

Насекомые

Муравей
Муха
Комар
Бабочки (крапивница, лимонница, павлиний глаз)
Стрекоза
Жужелица
Кузнечик
Божья коровка
Пчела
Оса
Шмель
Майский жук
Клоп-солдатик
Зеленый клоп

Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близлежащих домов. Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.

2.3. Зонирование территории

Увлажненные участки находятся в восточной части территории. Сухая зона — на юго-западе. Затененная зона — это уголок леса, игровая площадка специализированных групп № 3, 4. Освещенные зоны: спортивные площадки, игровые площадки групп № 7, 8, двух ясельных.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки, тропинки, часть спортивных участков.

Степень вытоптанности: игровые площадки — от 20 до 40%.

Территории под растительностью составляют 60—80% площади, участки, покрытые асфальтом, — 20%.

Общая площадь зеленых насаждений составляет 3223,55 кв. м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут: вязы, березы; второй ярус образуют кустарники: акация, черноплодная рябина. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта.

2.4. Территория ДОУ закрыта со всех сторон посадками деревьев, которым около 30 лет. Там, где нет деревьев, построены веранды для прогулок. С северной стороны в 2000 году посажена аллея кленов. Поэтому на территории ДОУ, по данным СЭС, сильного шума нет, его уровень соответствует норме.

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки и частично — деревянным. Однако по вечерам ее посещают подростки, которые ломают оборудование на игровых площадках, кусты и деревья, вытаптывают огород, газоны.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1—2 раза в день, машины для вывоза мусора и почтовая — ежедневно. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. Осенью к хозяйственному двору подъезжают машины для сдачи овощей. Мусоросборников на территории нет, но на хоздворе имеются отходы досок, шифера. Выгул собак запрещен, но иногда запрет нарушается.

3. Характеристика здания

3.1. ДОУ состоит из трех двухэтажных зданий, соединенных между собой теплыми проходами. Переходы расположены на первых этажах. Общая площадь здания: 1215,5 кв. м.
Характеристика строительных материалов: кирпичное здание с шиферной кровлей. Для строительства использованы: кирпич, бетон, стальные трубы, чугунные трубы, дерево, стекло, ДСП, известь.
Помещения ДОУ: 10 групп, комната психолога, комната природы, физкультурный зал, музыкальный зал, комната интеллектуальных игр, театрализованная комната, медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, хлораторная.

3.2. Для оформления коридоров используются масляная краска, побелка, дерево. В группах — масляная краска, побелка, ДВП, частично обычные обои; в туалетах — керамическая плитка, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом; в спальнях — дощатые; в туалетах, коридорах — плиточные. Искусственных цветов, пластиковых плиток в оформлении групповых, спален нет, но они частично используются для оформления проходов и приемных. Живые цветы украшают лестничные площадки, спальни.

Комнатные растения комнаты природы: драцена (2 вида), папоротник нефролепис, эпифиллюм, аспарагус (2 вида), фейхоа, колеус, традесканция (3 вида), пеперомия, камнеломка, бальзамин (2 вида), циссус, хлорофитум, сансевьера, — перечисляются другие виды, всего — 80.

Животные комнаты природы

1. Морские свинки — Шон и Лора.
2. Кролик Степашка.
3. Две черепахи Тортилы.
4. Сирийские хомячки Хома, Соня, Хозяюшка.
5. Джунгарские хомячки Алиса и Кузя.
6. Попугаи Кеша и Чика.
7. Канарейки Машка и Яшка.
8. Аквариумные рыбы: меченосцы, золотые рыбки, неоны, сомики, гуппи.

Во всех группах оформлены зоны природы, есть комнатные растения. Чаще всего встречаются традесканция, хлорофитум, виды бегонии, комнатный виноград, розан, фикус, фиалки, бальзамин, алоэ. Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев. Во многих группах есть аквариумы с рыбками, других животных нет.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Благодаря тому, что ДОУ с 1996 г. работает по проблеме экологического воспитания, коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения ежемесячно информирует работников об использовании и экономии воды и электроэнергии, а также о сохранности оборудования.

4.1. Использование воды

В ДОУ используется вода из поверхностных источников — рек Сухоны и Кубены. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

Примерный показатель использования воды в ДОУ (на 1 день):

  • приготовление пищи — 350 л;

  • мытье посуды — 1370 л;

  • мытье игрушек — 260 л;

  • уборка групповых комнат, служебных помещений и коридоров — 700 л;

  • мытье рук, лица — 450 л;

  • полоскание рта — 20 л.

По окончании отопительного сезона количество использованной воды сокращается, так как вода для этого берется из титанов, расположенных в пищеблоке, прачечной и коридоре. Загрязненная вода уходит в канализационные стоки, а затем на очистные сооружения ОАО «Сокольский ЦБК». За водоснабжение платит Сектор детских дошкольных учреждений. Оплата не зависит от количества использованной воды, так как в ДОУ нет счетчика потребления.

4.2. Использование энергии

Энергия поступает из ТЭЦ ОАО «Сокольский ЦБК». Плату за энергию вносит бухгалтерия детских садов в бухгалтерию образования, а затем в энергосеть.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, 4 лампы для уличного освещения ДРЛ, 3 электротитана, электроплита с 10 тенами. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление

В ДОУ существует централизованное отопление от системы ТЭЦ ОАО «Сокольский ЦБК».
В помещениях установлены чугунные радиаторы. На зимний период все групповые помещения утепляются (щели в окнах, балконных дверях закрываются ватой и заклеиваются бумагой). Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей). В двух группах наблюдается занижение температурного режима (группы № 11 и 12).

4.4. Отходы

Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:

  • Пищевые;

  • Упаковочные (банки, коробки, веревки);

  • Строительные (обрезки досок, изоплиты);

  • Хозяйственные (лампы накаливания, сантехника).

Пищевые отходы (объемом от 16 до 18 литров в день) забирают жители города. Количество таких отходов уменьшается в летний период, так как детский сад в июле не работает, а количество детей в июне и августе значительно меньше, чем во время учебного года.

Строительные, упаковочные и хозяйственные отходы увозятся мусоросборочной машиной, а люминесцентные лампы складываются в гараже отдела образования. За вывоз мусора отвечает МУП ЖКХ, оплату производит бухгалтерия отдела образования. Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (например, совки из пластмассовых бутылок, кормушки из молочных пакетов, игрушки для игр с водой из дна пластиковых бутылок и т.д.).

В летние месяцы увеличивается количество отходов строительного материала, поскольку осуществляются ремонтные работы.

4.5. Бытовые химические вещества

В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

  • Уборки помещений (хлорка, кальцинированная сода, хозяйственное мыло);

  • Мытья окон, стекол, зеркал (средство «Секунда», хозяйственное мыло);

  • Мытья посуды (хозяйственное мыло, кальцинированная сода, питьевая сода);

  • Чистки сантехники: раковин, унитазов («Пемолюкс», «Пемоксоль», «Санитарный порошок», «Чистоль»);

  • Мытья рук (туалетное мыло);

  • Уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников СЭС);

  • Стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды — в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.

Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не обнаружено.

Хлорка, кальцинированная сода хранятся в хлораторной, т.е. в специально отведенном месте. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.

Персонал ДОУ составляет 61 человек. Детский сад посещают 186 детей.

5. Профессиональная и методическая подготовка

5.1. Программы и методики

В основном ДОУ работает по программе «Радуга». Старшая группа использует программу «Из детства в отрочество». Специализированные группы для детей с амблиопией и косоглазием работают по программам «Воспитание и обучение в детском саду» и специализированной программе Плаксиной, используют элементы методики ТРИЗ.

Поскольку ДОУ углубленно работает по экологическому воспитанию, воспитатель-эколог использует в работе программы «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой (здесь же анализируются разделы используемых программ, посвященные природе).

Литература подразделена на 3 раздела:

1. Методическая литература (дается перечень).
2. Литература для детей (дается перечень).
3. Литература для родителей (дается перечень).

5.2. Приоритетные направления работы

Приоритетным направлением работы дошкольного образовательного учреждения является экологическое воспитание. Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, викторины, родительские собрания, организуются выставки, работает семейный клуб.

В коллективе трудится 61 работник, из них: администрация — 3; медик — 1; кухонные работники — 4; машинист по стирке — 1; кастелянша — 1; кладовщик — 1; уборщик служебных помещений — 1.

Работают специалисты: психолог, дефектолог; инструктор по физкультуре; воспитатель-эколог; музыкальный руководитель (2); социальный педагог, логопед, а также 20 воспитателей и 10 помощников воспитателя.

В детском саду функционирует 10 групп, из них 2 специализированные, для детей с амблиопией и косоглазием (26 детей).

Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности, например: в экологической конференции в п. Усть-Кубенское; в круглогодичном семинаре в г. Вологде по организации семейных экологических клубов; в научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы» в гг. Вологда, Никольск; в школе практической экологии для молодой семьи «Пенаты» в г. Кириллов; в научно-практической конференции «Сотрудничество ради перемен» в г. Сокол, в авторском семинаре Н.А. Рыжовой по экологическому образованию дошкольников.

5.3. Дидактические материалы

С 2001 года в комнате природы начата подборка игр, игрушек природоведческого характера. Оформлены зоны, созданы макеты (деревенский двор, пруд, луг, лес, Крайний Север, динозавры, Африка, океан). Каждый год пополняется список дидактических игр (далее приводится полный список таких игр — «Кто где живет?», «Зоологическое лото», «Живой мир планеты», «Кто в домике живет?» и другие).

Энциклопедии («Что ты знаешь о птицах?», «Где живет царь зверей?», «Кто в лесу живет?» и другие — приводится полный список).

Литература для взрослых: подшивки журналов «Свирелька», «Свирель», «Юный натуралист»,
А.А. Плешаков «Зеленые страницы», Н.А. Рыжова «Не просто сказки» (приводится полный перечень литературы).

Собраны коллекции шишек, камней, насекомых, семян овощей, полезных ископаемых, бумаги, коры деревьев, ткани, календарей.

Для проведения занятий используются компасы, бинокли, глобус, карты Вологодской области, России, карта мира.

5.4. Основные направления работы

С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические праздники, викторины, развлечения. С каждой группой эколог проводит занятия по графику (у каждой группы в неделю запланировано 1 занятие по подгруппам). Дети приходят в комнату природы дежурить, ухаживать за растениями и животными.

Педагог-психолог проводит с детьми занятия по развитию памяти, внимания, мышления. Старшие дети посещают кружок «Мягкая игрушка».

Учитель-дефектолог проводит работу с детьми специализированных групп по компенсации нарушений сенсорно-специфических и познавательных процессов зрительного восприятия.

Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, развлечения. Работает секция для детей с ослабленным здоровьем.

Работа с родителями. Родители принимают участие в подготовке праздников, занятий, участвуют в выставках «Природа и фантазия», «Поделки из бросового материала»; в акциях «Скворушка — веселая головушка», «Птичья столовая». На базе одной из групп создан семейный экологический клуб.

Основные направления можно представить в виде cхемы 1.

Схема 1

Схема 1

5.5. Связь с другими организациями (схема 2).

Схема 2

Схема 2

6. Дополнительные сведения

В ДОУ функционируют 2 специализированные группы для детей с амблиопией и косоглазием из разных районов города. С этими детьми работают дефектолог, врач-офтальмолог, сестра-ортоптистка из детской поликлиники (см. табл. на с. 14).

7. Выводы и рекомендации

В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в городе крайне неблагоприятная (загрязнение воздуха, поверхностных вод), следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей.

Необходимо чаще проводить прогулки в парки, в лес, приобрести фильтры для очистки питьевой воды, люстру Чижевского для физкультурного зала. Следует не реже 1 раза в год знакомить родителей с экологической обстановкой в городе и проводить разъяснительную работу по оздоровлению детей и соблюдению условий в семье для воспитания здорового образа жизни.

Благоустройство и использование территории ДОУ

На отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:

  • убрать часть кустарников черноплодной рябины или заменить их другими видами;

  • заменить часть земли на газонах и под кустарниками;

  • создать на одном из газонов альпийскую горку;

  • разнообразить состав лекарственных растений на огороде;

  • посадить хвойные породы деревьев;

  • дополнительно изучить состав растений и животных, разработать варианты их использования для занятий с детьми.

Необходимо следить за уборкой мусора и своевременным его вывозом с хозяйственного двора, запретить выгул собак на игровых площадках и проход посторонних лиц через территорию детского сада.

Прогулки с детьми осуществлять только на отведенных для этого площадках. Заменить песок в песочницах.

Во время зимних холодов увеличить количество кормушек для птиц; весной дополнительно развесить скворечники.

Оформление помещений

При оформлении помещений не использовать синтетические материалы, уменьшить количество синтетических ковровых покрытий, заменить (где это возможно) искусственные цветы комнатными растениями. В комнате природы обустроить лабораторию, разнообразить видовой состав комнатных растений, аквариумных рыб. Приобрести фонтан.

Влияние на окружающую среду

Необходимо организовать регулярный контроль за потреблением воды и электроэнергии в группах, в пищеблоке, прачечной. Изучить состав пищевых отходов и продумать варианты их использования для компостирования на огороде.

Профессиональная и методическая база

Продолжить участвовать в методических объединениях по экологическому образованию, расширить связи с организациями, занимающимися вопросами экологии.

Разработать и внедрить новые формы повышения экологической культуры взрослых и детей. Привлекать родителей к работе по благоустройству территории ДОУ.

Пополнять библиотеку литературой по экологическому воспитанию, приобретать и изготавливать дидактические игры. Оформить паспорта на комнатные растения.

Заболеваемость детей

Вопросы и задания к лекции

1. Сформулируйте цели и задачи оформления «Экологического паспорта детского сада».

2. Какие основные разделы включает «Экологический паспорт ДОУ»?

3. Составьте «Экологический паспорт» своего детского сада или один из его разделов.

 

Рейтинг@Mail.ru