Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2005

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Устроить праздник — дело непростое!

Фото из психологического дневника Фото из психологического дневника

Фото из психологического дневника
Аллы Погодиной, педагога д/с № 73, г. Москва

Новогодний праздник — одно из самых главных событий в жизни детского сада. Это и итог работы, и своеобразный аванс на будущее: вот так мы живем, вот так мы умеем уже сейчас! А дальше мы будем взрослее и умнее, и возможности наши возрастут. Но устроить для детей настоящий праздник не так просто, как кажется.
В одном из заданий слушателям дистанционного курса «Психологические основы дошкольного воспитания» предлагалось ответить на вопросы: «Что такое “неудачный праздник”? Всегда ли удачный праздник — это праздник, имевший успех у публики? Какими критериями вы пользуетесь, чтобы определить качество детского праздника?» Сегодня мы знакомим читателей с мнениями их коллег, представивших в качестве итоговой работы по курсу свой «Психологический дневник».

Неудачный праздник — это праздник, в течение которого мы не увидели светящихся от восторга глаз детей, это праздник, о котором дети забыли через час-другой. Если вечером родители спрашивают у детей: «Что интересного было сегодня в вашей группе?», а ребенок толком не может ничего вспомнить, значит, праздник действительно не удался.

К сожалению, не всегда понятие «удачный праздник» совпадает с понятием «праздник, имевший успех у публики». В моей практике был случай, который до сих пор оставил в памяти негативный след.

В наш детский сад пришла молоденькая педагог — музыкальный руководитель. Она очень боялась любых проверок со стороны начальства, а когда приходила инспектор гороно, просто паниковала.

Мы готовились проводить выпускной вечер для детей подготовительной группы. Позвонили из отдела образования и предупредили, что инспектор хочет посмотреть выступления детей по всем детским садам города.

У музыкального руководителя началась паника. Она стала буквально муштровать детей, устраивая репетиции по нескольку раз в день. Мы, воспитатели, пробовали возражать. Но музыкальный руководитель говорила: «За праздник отвечаю я, а не вы!»

Наконец закончился этот злосчастный выпускной. Все гости остались довольны: праздник был проведен «методически грамотно», сценарий показался интересным. Но мы, воспитатели, не могли спокойно смотреть на измученные лица детей. Дети знали сценарий этого праздника назубок, и он им изрядно надоел в результате многочисленных репетиций. Одна девочка в конце праздника вообще расплакалась от напряжения. Я обняла ее, стала успокаивать, а она прошептала: «Если бы вы знали, как я устала!»

Основной критерий, по которому мы должны оценивать любое развлекательное мероприятие для детей, — это качество эмоциональной атмосферы праздника, непринужденность и естественность в поведении детей, заинтересованность сценарием. Когда дети дома взахлеб рассказывают домашним, какие герои приходили к ним в гости, какие чудесные подарки приносили, — вот тогда педагоги старались не зря.

Елена Пашкова, педагог детского сада № 30 «Рябинка», п. Сибирцево Приморского края:

Неудачный праздник — это праздник, когда весело и интересно всем, кроме детей. Или же скучно всем. В моей практике были случаи, когда педагог, стремясь угодить руководителю и присутствующим гостям, выставлял детей на сцену, демонстрируя их умения. Самим же детям данное действо было в тягость. Они не могли дождаться конца мероприятия.

Вот критерии, которыми, на мой взгляд, нужно пользоваться при оценке праздника:

— положительность эмоционального заряда, который несет в себе праздничное действо;
— эмоциональный отклик детей на явление персонажей, их включенность в сюжетные повороты праздника;
— предоставленная детям возможность много действовать, играть, петь и танцевать по собственному желанию, без принуждения.

Наталья Рысева, воспитатель детского сада «Капелька», п. Зеркальный Ленинградской области:

Неудачные праздники, к сожалению, встречаются в педагогической практике. Однажды я присутствовала на празднике, посвященном женскому дню 8 Марта. В сценарий была включена игра «Что? Где? Когда?». И что же? Дети не доставали до барабана, вопросы были неинтересными, родители вели себя скованно. Вообще пассивность родителей во время праздников меня просто удивляет: приходят — лишь бы отсидеть. На пасхальных «посиделках» в детском саду был объявлен конкурс на лучшее исполнение народной песни. Верьте — не верьте: ни один родитель петь не стал. Воспитатели тоже могут «удивить». Одна, к примеру, во время праздника чертила на ковре мелом черту, чтобы дети стояли строго по линии.

Конечно, хорошая организация праздника — один из критериев его успешности. Но это не означает, что праздники должны проводиться по шаблону: стихотворение, песня, хоровод — и так далее.

Наличие сюрпризных моментов, сюжет, позволяющий детям сохранить интерес к происходящему в течение всего праздника, положительная эмоциональная атмосфера — вот что отличает действительно удачный праздник.

Мария Пругай, воспитатель детского сада № 1 «Солнышко», с. Бурибай Республики Башкортостан:

Случается, что праздники не удаются. Во многом это зависит от настроения воспитателя, от его желания создать детям праздничное настроение.

В прошлом году мы проводили праздник «Папа, мама и я — спортивная семья». Но родители проявили по отношению к празднику равнодушие и пассивность. Многие вообще не пришли. Это очень расстроило детей. Не обошлось без слез. В результате дети ушли с праздника неотдохнувшими, не получившими удовлетворения. Праздник стал неудачным событием и для детей, и для меня, как воспитателя, и для родителей.

Чтобы праздник удался, нужно хорошо знать и понимать детей. И еще нужно тщательным образом праздники готовить, готовить к ним родителей.

Наталья Мосиченко, детский сад «Аленушка», с. Старолончаково Читинской области:

Неудачным праздником я бы назвала праздник концертно-показательного характера, организованный не для детей, а для взрослых зрителей. От детей требуется удивлять взрослых, дать им повод для ревнивых сравнений и сопоставлений. В этом случае понятие «неудачный праздник» прямо совпадает с понятием «праздник, имевший успех у зрителей». Ведь показательное качество подобных праздников достигается изнурительными репетициями, смысл которых детям совершенно непонятен и отнимает у них время от игры.

На настоящем детском празднике не должно быть взрослых зрителей, вообще не должно быть зрителей. Все — и дети, и педагоги, и родители — должны быть включены в общее действо, общими усилиями создавать праздничное пространство и праздничную атмосферу. Родителей нужно приучать к мысли, что праздник требует от них душевных затрат и активности. Каждый взрослый, решившийся прийти на детский праздник, должен посоветоваться с воспитателем о своих возможных действиях, о своей роли. Можно вместе с детьми петь и танцевать, можно играть на музыкальных инструментах. Можно принимать участие в играх и конкурсах.

Самое ценное в празднике — неожиданные повороты сюжета и сюрпризы.

Интересный праздник совсем не обязательно нужно долго и мучительно репетировать. Праздничный материал может накапливаться постепенно, на занятиях по развитию речи, на музыкальных занятиях. Старших дошкольников можно привлекать к обсуждению сценария. Это важный опыт партнерских отношений со взрослым. И, конечно, дети должны принимать участие в оформлении праздничного помещения. Это и создает надлежащую атмосферу.

От воспитателей при организации праздника требуется желание видеть своих воспитанников веселыми и счастливыми, проявлять изобретательность и выдумку, как можно больше фантазировать.

Праздником для детей может стать не только утренник, но и эмоционально насыщенная игра. Одну такую игру я хочу описать.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Какой сегодня праздник». Посетив сайт интернет проекта, располагающийся по адресу http://kakojsegodnjaprazdnik.ru/, Вы найдете удобный сервис, который позволит сразу же узнать, какой сегодня праздник в России и других странах мира, и какие знаменательные личности родились в этот день. А такой раздел сайта, как «Список праздников» расскажет о том, когда отмечается нужный государственный или профессиональный праздник, чтобы пометить этот день в календаре и не забыть поздравить своих близких и друзей.

Путешествие в поисках клада

Настоящим эмоциональным событием для детей моей группы стала интеллектуальная игра «Я сам!». Чтобы игра прошла успешно, мы продумали и создали специальную предметно-развивающую игровую среду: изготовили игрушки и пособия. Мы разделили пространство группы на части, каждая из которых должна была выполнять роль игрового этапа и носила свое название: «Древний город», «Необитаемый остров», «Таинственные глубины», «Королевство кривых зеркал», «Конфетная рулетка».
Дети группы разделились на команды по шесть человек. За определенный срок каждая команда должна была пройти все пять этапов и выполнить определенные задания. За выполненные задания команда получала «волшебный ключ». Нужно было «заработать» пять ключей. С их помощью открывался сундук с «кладом».
Перед началом путешествия детей встречал сказочный персонаж, который ставил перед ними игровую задачу: «Вам предстоит отыскать волшебный сундук: в нем хранятся сокровища. Но замки сундука крепки. Без ключей их не открыть. Придется эти ключи раздобыть. Для этого вам надо…» Детям предлагалось отправиться по маршруту в поисках ключей.
На этапе «Таинственные глубины» их встречал хозяин морей Нептун и предлагал пройти по «морскому» лабиринту, не потревожив пиратов.
На этапе «Древний город» задание детям давал Старик Хоттабыч. Древняя мостовая была покрыта цифрами. Но некоторые из них стерлись. Нужно было определить, какие цифры отсутствуют, и дорисовать их в пустующих клетках.
В «Королевстве кривых зеркал» от детей требовалось, смешав краски, получить воду оранжевого, бордового и зеленого цветов.
На этапе «Необитаемый остров» Робинзон Крузо предлагал детям «поймать» на удочку магнитные буквы. Для этого нужно было по кочкам-камушкам добраться до карточек с изображениями предметов и животных. Дети должны были определить, с какого звука начинается слово, обозначающее предмет на картинке, какой буквой этот звук обозначают, а затем найти эту букву среди раскиданных вокруг карточек магнитных букв.
На этапе «Конфетная рулетка» детей встречала Карамелька. По заданию Карамельки дети должны были метать мяч в большие бумажные бутафорские конфеты. В одной из восьми конфет был спрятан ключ.
После выполнения всех заданий дети получили план-схему детского сада с указанным на ней местом нахождения клада. Дети отыскивали сундук и обнаруживали там сладкие «сокровища» — награду за преодоление препятствий в игровом путешествии.
Игры, подобные описанной, способствуют развитию активности и инициативы детей, умению действовать в соответствии с правилами.

 

Рейтинг@Mail.ru