Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

От частного — к общему

Новый этап в развитии негосударственного образования

В начале девяностых пошатнулось все, что раньше казалось незыблемым. Система образования, устойчивая и десятилетиями не подверженная изменениям, не была исключением. В то время мы стали свидетелями невозможного в советское время явления — образования десятков частных школ и детских садов в столицах и других крупных городах. Новоявленное частное образование декларировало иные ценности, иные подходы к участникам образовательного процесса и иные взаимоотношения образовательного заведения и родителей. На практике эти декларации по большей части оборачивались не демократией, а анархией, гуманистический подход к ребенку почему-то приводил к резкому снижению качества обучения, а желание включить родителей в планирование учебного процесса — в потакание их необоснованным капризам. Тем не менее эти первые частные инициативы впервые заставили государственные учреждения ощутить ситуацию конкуренции и вступить в борьбу за детей. Детские сады ощутили эту проблему острее, чем школы, — в связи с резким падением рождаемости и угрозой закрытия. Потребовалось поднять на щит новые ценности, научиться новым подходам. Через пару-тройку лет выяснилось, что почти все, обещанное частными школами, можно получить и в хорошей государственной школе. Только она еще, ко всему прочему, обеспечивает поступление ребенка в вуз, а обучение в этой школе стоит гораздо дешевле, чем в школе частной. Плата за обучение в частных школах стала достигать астрономических сумм: в какой-то момент государство лишило их всех поблажек по части аренды, оплаты коммунальных услуг и налогов. Почему — вопрос особый. Но частные школы стали разоряться и закрываться почти с такой же скоростью, как в свое время открывались. Частные детские сады проиграли еще раньше: открыть садик оказалось намного сложнее, чем школу. Слишком много требований от разнообразных инстанций. Слишком накладно. Слишком хлопотно.

В частном секторе выжили не сады, а дошкольные группы. Те самые, которые потом окрестили «группами кратковременного пребывания» и стали пробовать открывать при детских садах.

Некоторое время назад существование частных дошкольных групп вызывало у педагогов государственной системы почти ненависть, смешанную с завистью: они, мол, «воруют» наших детей.

Но сегодня ситуация изменилась. В детские сады выстроились очереди. Государственные чиновники мечутся в поисках решения, как обеспечить дошкольникам их конституционное право на образование. И частные формы оказываются тем резервом, которым явно не стоит пренебрегать. Возможно, с ними надо заключать взаимовыгодные союзы.

 

Рейтинг@Mail.ru