Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Как работает центр «Диво»

Корпоративные праздники — обязательный элемент существования центра

Наука управления учит: сотрудник предан своей корпорации, готов отдавать ей не только тело, но и душу, если с корпорацией связаны не только будни, но и яркие переживания праздников. Корпоративные праздники — непременное условие существования «Дива». «Праздник — это особая ситуация, — говорит Ирина Демина. — Здесь администрация работает для своих сотрудников: придумывает повод, сценарий, изображает главных персонажей. Не говоря о том, что на проведение праздника обязательно выделяются какие-то средства. Мы с удовольствием проводим вместе досуговое время. Наши сотрудники приходят на праздники вместе с мужьями и детьми. На наших праздниках никогда не бывает скучно.

В их подготовке мы используем весь опыт, наработанный с детьми. Ведь и наши воспитанники имеют возможность приходить не только на занятия, но и на клубные встречи — вместе со своими родителями. Такие встречи проводятся на территории наших филиалов.

Кроме того, у нас есть свои снегурочки и деды морозы, которые разъезжают по домам и поздравляют наших детей с Новым годом, с днем рождения. Это часть бизнеса, но она научила нас интересно веселиться».

В «Диве» проводят свою аттестацию

Разряд, который педагог заработал в государственном учреждении, имеет значение при приеме на работу в «Диво». Но, независимо от разряда, все начинающие работать в Центре сначала получают минимальную оплату за час — 40 рублей за 15–20-минутное занятие. Отработав год, педагог может подавать заявление на аттестацию в Центре. Система внутренней аттестации детально разработана. Ее задача — не просто констатировать уровень профессионализма (умеет то и то, не способен к тому-то), а помочь педагогу понять траекторию своего профессионального развития, свои возможности, подтолкнуть его к новому поиску.

В «Диве» не проводятся открытые занятия

Открытые занятия в привычном для нас понимании (атмосфера показательного выступления, много приглашенных «гостей», особая подготовленность педагога к данному занятию, дети в нарядной одежде с бантами в полголовы и т.п.) в Центре «Диво» не просто не проводятся, а не допускаются по идеологическим соображениям. «Мы категорически против проведения таких занятий, — говорит Марина Тюрина. — Что обычно показывают на таких занятиях? Педагога, его уровень владения методикой или технологией. Но методика — это всего лишь инструмент. Ценность этого инструмента определяется тем, как он помогает развиваться данному конкретному ребенку. Но присутствующих, как правило, конкретные дети мало беспокоят: они ничего про них не знают, они никогда их больше не увидят и им все равно, что в ближайшем и отдаленном будущем с детьми произойдет. Иными словами, на открытых занятиях дети выступают в качестве средства, в качестве демонстрационного материала. Разве это этично? Сколько бы ни утверждали, что дети не обращают внимания на присутствующих гостей, это не соответствует действительности. На открытом занятии дети чувствуют себя не в учебной ситуации, а на сцене. На сцене, согласитесь, очень трудно действительно чему-то научиться. Процесс обучения все-таки интимный. Можно лишь изобразить научение, ответить громким голосом и т.п. Но разве в педагогическом процессе это обладает такой уж высокой ценностью?»

Это не значит, что администрация «Дива» не посещает занятия своих педагогов. Напротив, это происходит довольно часто. Но занятия, по общему убеждению, должны быть не демонстрационными, а рабочими. Только на рабочих занятиях можно понять, что действительно происходит с детьми и с педагогом. Педагоги посещения администрации ценят: это возможность поговорить про детей, про свои планы, получить совет.

Когда Ирина Демина и Марина Тюрина приходят на занятие, они всегда спрашивают у детей разрешения присутствовать и участвовать — в играх, в состязаниях, в танцах и в коллективном сочинении историй. Активное участие в занятии — обязательное условие для руководителей. Все приемы, все эмоции, удовлетворение и разочарование, которые испытывают на занятии дети, нужно примерить на себя. Только так можно понять суть происходящего. Этому учит психология.

Что касается фиксирования методических находок педагогов, то для этого лучше воспользоваться видеотехникой.

 

Рейтинг@Mail.ru