Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Учим дошколят читать

Фото Шавката Насырова

Обучение чтению — процесс утомительный и растянутый во времени.

Можно облегчить ребенку труд начинающего читателя, если позволить ему опираться на уже освоенный язык рисунка. Для дошколят естественно выражать свои чувства и впечатления в рисунке, и они, как правило, не затрудняются в «прочтении» сообщений, изображенных с помощью картинок. На этом принципе и построены так называемые «книжки с пиктограммами» (рисуночными значками), которые стало выпускать издательство «АСТ» для малышей, осваивающих чтение. Книжки с пиктограммами позволяют сделать начальный этап обучения чтению похожим на игру, столь органичную и необходимую для малышей.

Чтение связано с пониманием смысла словесных блоков. Читающий должен не просто разбирать слова одно за другим. Он должен связать их воедино. Картинка внутри текста является для ребенка смысловой опорой — позволяет «предугадывать» содержание текстового фрагмента. К ней, как к понятному и приятному для восприятия впечатлению, стремится глаз. Добравшись до картинки, ребенок может позволить себе небольшую передышку в трудном деле «перевода» буквенных значков в слова. Но при этом создается эффект полноценного процесса чтения: ребенок понимает текст и получает от этого удовольствие. Это — немаловажный момент педагогической стратегии воспитания читателя. Если детское чтение на первых порах напоминает разгрузку вагонов, ничего хорошего от этого в будущем ждать не приходится.

Книжки с пиктограммами в первую очередь адресованы детям шести-семи лет, уже знающим буквы и набирающимся «опыта» чтения. Для облегчения этого процесса в текстах использованы не только картинки, но и повторяющиеся слова: один раз справился с его прочтением или взрослые подсказали тебе, как оно читается, — дальше его нужно только узнавать (использование принципа обучения чтению методом целых слов).

Но эти же книжки будут полезны и для малышей четырех-пяти лет, для которых обучение чтению еще впереди. За счет «вживленных» в текст картинок ребенок становится участником процесса чтения наравне со взрослым: взрослый читает слова, а ребенок в нужный момент «озвучивает» картинку. Такое «чтение» очень полезно для развития детской речи и навыков сотрудничества.

Так что книжки с пиктограммами — не лишние предметы образовательного арсенала для малышей.

Информацию о приобретении книжек вы можете получить по телефону: (495) 615-01-01.

 

Рейтинг@Mail.ru