Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2006

БАБУШКИН СУНДУК

День рождения колокольчика

В сентябре 2006 года валдайскому колокольчику исполняется 200 лет.
В № 8 (апрель 2006 г.) газета предложила своим читателям отметить это событие. Вот что написали нам наши коллеги.

 

 

Создаем традиции

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Мы решили поддержать инициативу газеты и отметить День рождения колокольчика.

Наша садовская «колокольная» коллекция невелика и состоит в основном из рыболовных колокольчиков. Но есть и несколько валдайских. Однако теперь она будет пополняться: все мы — и педагоги, и родители — озабочены тем, чтобы отыскать новые интересные экспонаты.

Но праздник в честь дня рождения валдайского колокольчика мы провели. Назвали его «День колокольчика».

Утром всех детей и родителей, входивших в детский сад, встречал «колокольный» звон. Колокольчик подвесили к входной двери, и он звенел всякий раз, как дверь открывалась. В группах звучала музыка, в аранжировке которой были использованы звуки колокольчиков. Дети и родители удивлялись, а воспитатели объясняли, что сегодня в детском саду необычный день, и их ждут сюрпризы.

В каждой группе был разработан свой план мероприятий.

Старшая группа

Сначала дети старшей группы посетили выставку колокольчиков в музыкальном зале. Затем, по предложению воспитателя, они изготовляли праздничные подарочные открытки для детей младшей группы. По трафарету из цветной бумаги вырезался силуэт колокольчика, наклеивался на карточку и разрисовывался. Каждая открытка была непохожей на другую.

Младшая группа

Дети младшей группы были несказанно рады, когда в гости к ним пришли старшие дети и подарили им красивые открытки. Ритуал дарения сопровождался перезвоном разных колокольчиков. Потом малыши рассматривали колокольчик, учились держать его за «ушко» и не трогать за «язычок», иначе тот может отломиться, колокольчик потеряет свой голос и не сможет петь чудесные песенки. Дети под музыку звенели колокольчиком, с окончанием музыки прятали его в «домик», закрывая пальцы ладони в кулачок. Воспитатель в группе проводил и другие игры с колокольчиком.

Средняя группа

Для детей средней группы было проведено игровое занятие.

Сценарий игрового занятия

Дети, войдя в музыкальный зал, замечают в центре большого круглого стола красиво украшенный колокольчик.

Педагог: Что он тут делает? (Наклоняется к колокольчику, делает вид, что слушает его.) А у колокольчика сегодня день рождения. И он предлагает вам поиграть с ним и его друзьями — колокольчиками.

По краю стола разложены карточки-задания, украшенные изображениями колокольчиков разного цвета, формы и величины. Дети по очереди берут карточки, с помощью воспитателя и музыкального руководителя знакомятся с их содержанием и выполняют соответствующие задания.

Карточки-задания были следующего содержания:

  • Рассказать стихотворение о колокольчике (с ребенком по секрету от всех заранее было выучено это стихотворение). На карточке изображен мальчик, читающий стихотворение.

  • Спеть песню о «Веселом колокольчике» (дети разучивали эту песню на музыкальных занятиях вместе с другими песнями). На карточке нарисован нотный стан со скрипичным ключом, вместо ноток — колокольчики.

  • Украсить звучанием колокольчиков музыку Моцарта из оперы «Волшебная флейта»: музыка звучит в аудиозаписи, а дети, взяв из красивой коробочки маленькие колокольчики, звенят ими, начиная и заканчивая вместе с музыкой. На карточке изображен «звенящий» колокольчик.

  • Игра «Девочки и мальчики»: мальчикам раздают большие колокольчики, они двигаются только под громкую музыку, девочки с маленькими колокольчиками двигаются только под тихую музыку. На карточке нарисованы мальчик с большим колокольчиком и девочка с маленьким колокольчиком.

  • Игра «Шагать и бегать»: под звучание маленького колокольчика дети легко, на носочках бегают по залу, под звучание большого колокольчика дети гуляют спокойным шагом. На карточке изображены большой колокольчик и шагающие дети, маленький колокольчик и бегущие дети.

  • Расскажи, почему грустит колокольчик: дети определяют, почему один колокольчик веселый, а другой — грустный, рассказывают о правилах обращения с колокольчиком. На карточке нарисованы два колокольчика с изображением на них веселого и грустного лица. Грустный колокольчик нарисован без «язычка».

В заключение музыкальный руководитель от имени колокольчика благодарит детей за правильно выполненные задания и угощает всех маленькими конфетками, которые достает из колокольчика, оказавшегося шкатулкой-коробочкой.

Подготовительная группа

Для детей подготовительной группы мы вместе с родителями организовали «Музыкальный салон». Проводить музыкальный салон в нашем саду уже стало традицией. На этих встречах дети вместе с родителями приобщаются к искусству — музыкальному, изобразительному, литературному, — поднимая, таким образом, свой культурный уровень.

План встречи «Волшебный колокольчик» в музыкальном салоне

1. Вступительное слово о госте нашего салона — колокольчике.

2. Совместное музицирование — украшение музыки Моцарта из оперы «Волшебная флейта» звучанием колокольчиков. Играют и дети, и взрослые.

3. Игра «Последнее слово» по теме «Где встречаются колокольчики?». Отвечают родители, а дети им помогают. Ответившему последним дарят небольшой сувенир — открытку с изображением колокольчика. Ответы взрослых были очень разнообразными (колокольчик встречается на рыбалке, на корабле, в церкви, на одежде у клоуна, под дугой тройки лошадей; есть цветы-колокольчики, есть детские голоса, похожие на звонкие колокольчики).

4. Слушание музыки в аудиозаписи (с последующими пояснениями музыкального руководителя): М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

5. Рассказ о традициях колокольных звонов, прослушивание аудиозаписи колокольных звонов: благовест, трезвон. Легенда о происхождении колокола.

6. В исполнении одной из мам с аккомпанементом музыкального руководителя звучит романс А.Гурилева «Колокольчик» на стихи И.Макарова.

7. Познавательная беседа «Что такое рында?». Оказывается, это совсем не судовой колокол. «Бить рынду» — значит специальным сочетанием ударов (три строенных удара) отбивать полдень. Папа одного из детей отбивает рынду на валдайском колокольчике, прикрепленном к стойке.

8. Слушание легенды о появлении валдайского колокольчика (по материалам газеты «Дошкольное образование»).

9. Рассказ о лечебном эффекте колокольного звона. Последние исследования доказали: ультразвуки, которые издают колокола, способны очищать воздух от бактерий, обезвреживать вирус гриппа и других инфекций.

10. Прощание с гостями салона.

 Хочется надеяться, что «День рождения колокольчика» станет в нашем детском саду традиционным. А каждая возрастная группа в свое время пройдет определенную ступень знакомства с колокольчиком.

Ольга СИДОРОВА,
музыкальный руководитель
детского сада № 385, г. Пермь

Выставка колокольчиков

Заинтересовавшись предложением газеты отметить «День рождения валдайского колокольчика», коллектив нашего детского сада разработал творческую концепцию выставки. Перед проведением выставки предполагалось провести ознакомительные занятия с детьми — познакомить их с легендами и преданиями о колоколах и колокольчиках, собрать выставочную коллекцию колокольчиков и оформить выставку, а затем провести праздничное мероприятие «День колокольных игр» с участием садовского ансамбля народных инструментов «Валдайский колокольчик».

Не только педагоги, но и дети, и их родители всем сердцем откликнулись на идею создания выставки и проведения праздника.

Фотографии с выставочной экспозиции мы представляем в газету. А праздник «День колокольных игр» имел такой успех в детском саду, что мы организовали гастроли по другим садам города.

По материалам
Т.БОРИСОВОЙ, заведующей детским садом «Морозко», и
В.ДАНИЛОВОЙ, музыкального руководителя,
г. Новый Уренгой

Играем в «колокольные игры»

Наш детский сад «Рыбачок» находится на берегу Японского моря. Мы стремимся способствовать сохранению самобытной духовной культуры народа, поэтому знакомим детей с историей колоколов и развитием колокольной музыки в России.

У нас в саду собрана коллекция колокольчиков, среди которых есть не только металлические и глиняные, но и «морские». Эти колокольчики дети сделали сами — из ракушек.

Мы провели в детском саду «День колокольных игр». Хотим познакомить коллег с одной интересной игрой из нашей игровой копилки.

Игра «Звонари»

Дети делятся на три группы. Каждая группа образует круг. Это «прихожане» церкви. В центре каждого круга-«церкви» стоит «звонарь» и держит над головой колокольчик яркого цвета.

Звонарь ритмично раскачивается из стороны в сторону, не отрывая ступней от пола, и поет:

Динь-дон, динь-дон,
Слышен колокольный звон.
Динь-дон, динь-дон,
Он звенит со всех сторон.

Дети-«прихожане», взявшись за руки, двигаются вокруг звонаря.

Затем звонарь произносит слова все медленнее и тише, и наконец перестает раскачиваться — замирает:

Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон.

«Прихожане» разрывают круг и расходятся «по домам» — разбредаются по залу. Вдруг звучит набат — громкий звук фортепьяно или другого инструмента. Звонари перебегают с одного места на другое, замирают и поднимают цветной колокольчик над головой. «Прихожане» должны по звуку набата по цвету найти своего звонаря и построиться вокруг него в кружок. Выигрывает та команда, которая построится быстрее.

После этого выбирается новый звонарь. Старый идет по кругу, останавливается напротив какого-нибудь ребенка, кланяется ему и говорит:

Приглашаю позвонить,
Чтоб народ повеселить!

И игра повторяется.

Наталья ПРИГОЖАЯ,
музыкальный руководитель,
Ольга КУЗОРА,
старший воспитатель,
детский сад «Рыбачок»,
поселок Зарубино Приморского края

Акция «День рождения колокольчика» продолжается до мая 2007 года. Ждем ваших писем, идей и фотографий.

Рейтинг@Mail.ru