Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Пополним «предшкольный» багаж

Обучение счету и формирование представлений о составе числа — одно из важнейших условий в подготовке детей к освоению основ математики в начальной школе.
Предлагаем педагогам освоить некоторые игры и упражнения, которые пригодятся им в занятиях по предшкольной подготовке.
Сегодня своими методическими находками с читателями делится
Марина АРОМШТАМ, педагог-экспериментатор, кандидат педагогических наук.

Я могу считать до ста!

У любого самого привычного, самого элементарного «знания» всегда есть «двойное дно». Заглянешь туда — и дыхание перехватит. Казалось бы, чего проще — до десяти сосчитать! А ведь число мгновенно вводит нас в особое — математическое — пространство, со своими вертикалями и горизонталями. А знаковый характер числа? Проблема его изображения? Древние греки почитали числа за богов. Так пусть эти числа придут в мир ребенка как нечто живое, близкое и в то же время вездесущее и таинственное.

Это у нас кто? Все знают: это Данька! А у Даньки что есть? Нос! (Этот любопытный нос можно осторожненько потрогать, даже «попикать», как кнопочкой.) Сколько у него носов? Верно, один. Зачем ему два носа. Покажите-ка мне все свои носы!

А ртов сколько? Тоже один. Одного вполне хватит. У крокодила зубастого — и то один. А Данька — не крокодил! Данька — мальчик!

А вот Данькины глазки. Сколько их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга не видят. Зато мы с вами все видим. И нас по глазам видно. Другие люди заглядывают нам в глаза, как в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет — доброе иди злое, грустное или веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках гаснет...

Это хорошо, что у нас с вами два глаза. Один глаз только у Циклопа бывает. Циклоп — великан такой страшный. У него глаз в середине лба. А в сказке про Крошечку-Хаврошечку была такая злая мачехина дочка — Трехглазка. Ее третий глаз все видел, все высматривал. Два — спят, а третий — подглядывает. Три глаза — это не по-человечески, это по-колдовски.

А еще чего у нас два? Два плеча, два локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в носу, две щеки... Даже... (тсс!.. Никто не подслушивает?) — даже попка из двух половинок сделана! Вот какое «два» важное!

Весь человек из двух половинок состоит — из правой и из левой. А в середине у него — ось. Ну-ка нащупайте! Вот какая! Крепкая. Это волшебная ось.

У рыбы есть ось. У птицы есть ось. У змеи есть ось. И у кошки есть. Но такая, чтобы помогала держаться прямо, есть только у человека.

Выпрямитесь во весь рост! Вот какие большие! Вот какие прямые! Кто еще так может встать? Медведь в цирке? Дрессированная собачка? Так ведь им это трудно. Им так ходить не нравится. Они на это соглашаются только за кусочек лакомства.

А мы запросто ходим. Ну-ка, пройдемся! Мы даже задом наперед ходить можем, и то не гнемся. А знаете, почему? Эта наша ось как волшебная иголочка, которая небо с землей сшивает. У нас с вами голова в небе живет, а ступни — на земле. Небо с землей через нас соединяются! Вот так чудеса!

Тело ребенка — универсальные счеты, лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и таблиц. Это ведь Я, Я такой! Я так устроен: один, два!

А вот и пять! Настоящий счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальцами. Надо ли торопиться заменять пальцы палочками? Пальцы живые. И попляшут, и побалуются, и спрячутся, и превращаться умеют.

Вот пять. И вот пять. А вместе? «Цать»! Десять. Первый десяток. А второй, он тоже тут, при себе. Надо только не полениться туфельки снять.

Помахали правой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Помахали левой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Пальчиков на правой — пять,
Пальчиков на левой — пять.
Было пять,
Осталось пять,
Сосчитаем их опять!

А как набрать на этих «живых счетах» большое число? Например, пятнадцать?

Нас пятнадцать в кругу,
Я легко набрать могу.

Пять и пять — вместе «цать». Это покажут ножки. Пять-над-«цать» — это тоже легко. Ручка построит «крышу» над «цать».

Есть еще один секрет. Если можно набрать число на пальцах так, чтобы слева и справа было поровну, значит, число делится на две равные половинки, на две равные части. Это четное число.

Как набрать «шесть», чтобы слева и справа было одинаковое количество пальцев? Три и три. А шестнадцать? По пять пальцев на ногах у нас уже есть, а над ними — «крыши» из трех пальцев правой и трех пальцев левой руки. Если разделить «правое» и «левое», получим две равные половинки, посчитаем пальцы слева — найдем нужное число; посчитаем пальцы справа и увидим, что справа такое же число!

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru