Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2007

ЛАБОРАТОРИЯ

Мы выпускаем СВОЮ газету

Детский сад сегодня изо всех сил пытается наладить диалог с родителями.

«Без этого мы просто не можем существовать. Мы зависим от родителей, от их желания поддержать наши начинания, наши задумки. Мы нуждаемся как в их личном участии в жизни детского сада, так и в их финансовой помощи. Поэтому мы должны искать пути для диалога. Новые пути», — считает заведующая детским садом № 84 г. Красноярска Людмила Белова.

По мнению Людмилы Борисовны, ни привычные родительские собрания, ни тем более традиционные родительские уголки для решения этой задачи не годятся. Форма слишком закоснела. Педагоги, может быть, и хотели бы внести в то же родительское собрание живую струю, но это сложно: за много лет привыкаешь в определенных ситуациях вести себя определенным образом.

А современные родители сильно отличаются от родителей доперестроечных времен. Им уже мало, чтобы за ребенком в детском саду хорошо смотрели. Они озабочены содержанием жизни, ее качеством, перспективами. Они хотят знать, что действительно происходит в группе: чему детей учат, как с ними занимаются. Но и традиционные вопросы — как и чем кормят, как улаживают конфликты между детьми, как наказывают — не потеряли своей актуальности.

Диалог, решили в детском саду, может возникнуть в том случае, если иметь четкое представление о родительских волнениях и реагировать на родительский запрос. Нужно предоставлять родителям как можно более полную информацию о происходящем в детском саду.

Для этого нужна садовская газета — мобильный информационный орган, который, в силу новизны формы, еще свободен от стереотипов, позволяет искать новые интонации в общении и новые решения в построении поля для взаимодействия.

Ответственным секретарем, редактором, корректором и основным журналистом газеты в одном лице стала Ольга Курманова — логопед садика. Ведь она «ближе всех» к словесной материи. К тому же новая деятельность Ольгу Николаевну заинтересовала.

Первый номер

Первый — пробный — номер газеты даже названия не имел. Он вышел в период новогодних праздников, когда детский сад был наполнен предпраздничными заботами и праздничной суетой. Родители тоже принимали во всем этом участие. Тут им и предложили: «Новый год — семейный праздник. Посмотрите, как хорошо у нас получается к нему готовиться. Детский сад сейчас живет, как одна семья. Давайте сделаем следующий шаг — выпустим новогоднюю газету, посвященную семье. Вашим семьям. Поделитесь с нами семейными преданиями».

Родители откликнулись. В детском саду рассказывают, будто получили очень трогательные и животрепещущие эссе. В одном, к примеру, рассказывалось, как мама с папой никак не могли решиться завести ребенка. Были для этого какие-то серьезные препятствия. И вот муж с женой ходили гулять в парк и все смотрели на ребятишек, смотрели. А потом вдруг все у родителей сложилось, и появилась Настя — желанная дочка.

Это все очень трогательно звучало. А воспитатели группы тоже написали про Настю несколько слов: что она очень добрая, от нее прямо веет теплотой. Это все чувствуют — и взрослые, и дети.

Вот из таких родительских сочинений и составили первый номер газеты. Вошли, конечно, не все тексты — только самые лучшие. Из других напечатали выдержки. А из каких-то работ, с согласия авторов, решили использовать цитаты для следующих номеров. И конечно же все написанное сложили в специальную папку — в архив газеты. На память. Родителей об этом поставили в известность.

Актуальные темы

Следующие номера собирались уже по другому принципу. На собраниях воспитатели спросили родителей, по какой теме они хотели бы получить как можно больше информации. Оказалось — это питание детей. Не только в детском саду, но и дома. Педагоги предложили родителям написать вопросы, на которые те хотели бы услышать ответы, и предложения: каким должно быть питание в детском саду и что для этого нужно сделать?

Вопросы были самые разные: можно ли ребенку есть шоколад? Что делать, если он не хочет есть в детском саду? Что такое «пищевые добавки с витамином Е»? Какие продукты можно, а какие нельзя совмещать?

Все эти вопросы обсуждались потом творческой группой, которая должна была готовить газетные материалы по теме. А здесь и слово медика было необходимо, и слово повара, и слово психолога. Что касается добавок с витамином Е, педагогам пришлось перелопатить много литературы, чтобы с ними «разобраться» и дать родителям внятный ответ.

Воспитатели тоже озвучили проблемы, связанные с кормлением детей, — но уже со своей стороны. Для них трудности возникают тогда, когда родители приводят ребенка к завтраку с опозданием и малыш вынужден есть остывшую пищу. Случается, что в такой ситуации ребенок не наедается, остается полуголодным и еле-еле «доживает» до обеда. Тут никакие занятия ему впрок не пойдут.

В группах провели опросы. Попросили детей назвать свои самые любимые блюда, а затем обратились с тем же вопросом к родителям: что, по их мнению, предпочитает есть их ребенок? Ответы поражали своим несоответствием. Родители называли в качестве любимых блюд детей копченую колбасу, пельмени и чипсы. А дети — блюда из меню детского сада.

Как заметила врач детского сада, в домашних условиях в разряд предпочитаемых малышами продуктов попадают по преимуществу недиетические и даже вредные для детского здоровья.

Однако ответы родителей вряд ли можно считать «неправильными» и свидетельствующими о том, что они плохо знают своих детей.

Дети в разных ситуациях действительно могут предпочитать разные блюда.

Ведь пища обладает не только биологическим, но и социальным значением: прием пищи, связанные с ним ритуалы являются способом идентификации человека с той или иной социальной группой. Причем ритуальным может считаться как непременное разливание супа из специальной супницы, так и подчеркнутое пренебрежение к сервировке стола, если оно систематично и к тому же словесно аргументировано. К примеру, человек не режет хлеб ножом, а разламывает руками, использует газету вместо скатерти и т.п., подчеркивая: «Что мы — баре, что ли?» или «Ненавижу мещанство!».

В походных ситуациях отказ от привычного способа приема пищи тоже носит ритуальный характер: мы специально едим не так, как всегда.

В разных ситуациях любимой для малыша может становиться та еда и те продукты, которые ассоциируются у него с праздником, подчеркивают его причастность к коллективу.

Достаточно вспомнить классический эксперимент с манной кашей, описанный во всех учебниках по психологии. Малышам в детском саду дают соленую манную кашу, но при этом воспитатель кашу нахваливает, называет сладкой, сам ест с удовольствием. В результате на вопрос психолога «Какую кашу вы сегодня ели — сладкую или соленую?» почти все дети отвечают: «Сладкую».

Это, конечно, не означает, что приготовление блюд в детском саду может быть лишено объективных кулинарных достоинств, и дети едят с аппетитом только в силу своей внушаемости.

«Наш шеф-повар относится к своим обязанностям очень ответственно, — утверждает Людмила Борисовна. — После раздачи обеда или завтрака она обязательно пройдет по группам, посмотрит, как дети едят, с аппетитом или нет, оставляют ли что-нибудь в тарелках. А иной раз малыши сами прибегают в кухню: “Ой, спасибо! Как вкусно было!”»

В результате не редки вопросы от мам: «Что это за пирожки картофельные у вас сегодня в детском саду давали? С мясом внутри? Сын просит дома приготовить, а я не знаю — как».

Поэтому решили: в газете обязательно должен быть уголок под названием «Интересные советы любящим родителям». В номере, посвященном питанию, там нужно разместить рецепты полезных и вкусных блюд из меню детского сада. Таких, например, как морковная запеканка.

Другая волнующая родителей тема — здоровье детей и как детский сад способствует его укреплению. Для сотрудников детского сада это тоже не праздный вопрос. Поэтому теме здоровья тоже посвятили специальный номер. Он, ко всему прочему, должен был играть и воспитательное значение.

Например, воспитатели собрали информацию, кто из детей какие спортивные кружки посещает — помимо занятий в садовском бассейне, где и как дети проводили три пары последних выходных? Дома сидели или в лесу с родителями на лыжах катались, на санках? А еще отметили, кто из детей никогда не опаздывает на утреннюю гимнастику.

Благодаря этому номеру родители узнали друг от друга много полезного. О тех же кружках и секциях, которые в округе существуют, о хороших тренерах, о том, где сколько платить надо. Ну, и, конечно, врач свои материалы дала — по группам здоровья детей. Там же можно было имена победителей садовских соревнований прочитать.

Проблемы и перспективы

Садовская газета еще очень молода. Но спрос на нее есть. Родители ее читают с интересом. Особенно, если в ней много конкретной информации о жизни их детей. С какой страницы родители начинают смотреть газету? С той, где публикуются «вести из групп».

Если воспитатели какой-то группы постарались и дали много разнообразной и интересной информации, то среди родителей этой группы номер быстро расходится. Где воспитатели усердия не проявили, возникают проблемы с реализацией. Ведь газету в садике не раздают, а продают. Нужны деньги и на бумагу, и на картридж для принтера. (А главный редактор получает свою редакторскую зарплату в виде 30%-ной надбавки к зарплате.) Так что журналистский успех внутреннего издания можно обеспечить только общими усилиями.

Но, судя по всему, газетное дело захватывает. Некоторые педагоги поговаривают, что хорошо бы завести свое, групповое издание. Почему бы нет?

В подготовительной группе год назад провели своеобразный фестиваль «Семейная газета». Предложили семьям выпустить газеты, где бы они рассказали о себе. Форма и содержание не оговаривались. Поэтому родители пошли тем путем, который был им ближе, понятнее и технически сподручней. Кто-то сделал стенную газету. Кто-то представил компьютерный вариант, кто-то рукописный. Но это было очень интересно, потому что, как оказалось, людям очень хочется рассказывать о себе: о том, что интересного и хорошего в их жизни происходит, о своих мечтах. Кто-то из родителей предложил юмористическое решение сложных проблем. В результате все с удовольствием разглядывали представленные издания. Тем более что это — раритет, существует в единственном экземпляре. Теперь, в условиях массовой культуры, где еще такое увидишь? Только в детском саду.

Людмила Борисовна планирует завести в газете «финансовую страничку». С одной стороны, родители должны знать, на что уходят их взносы и пожертвования. С другой стороны, им должны быть ведомы и нужды детского сада. А кроме нужд, есть еще проекты, в которых речь идет не о латании дыр, а о создании качественно новых усовершенствований.

«Мы должны быть предельно открыты и честны с родителями, — считает Л.Белова. — Только тогда мы можем рассчитывать на родительское понимание и на желание делать детский сад вместе».

 

Рейтинг@Mail.ru