Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Продолжение. Начало в № 11, 12/2007

Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

С сентября 2007 г. в педагогическом университете «Первое сентября» начнет работать очно-заочный курс повышения квалификации «Кукольный театр как средство развития дошкольников. Основы кукловождения и методика организации занятий», который ведет Инна ЯРОСЛАВЦЕВА, педагог дополнительного образования, лауреат Всероссийского конкурса детских кукольных театров, проводившегося Государственным театром кукол им. С.Образцова.
Для тех же, кто по разным причинам лишен возможности посещать очные занятия И.Ярославцевой, мы публикуем на страницах газеты серию ее материалов «Секреты кукловода», в которых знакомим читателей с некоторыми методами и приемами работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, а также во время индивидуальных занятий и прогулок. Они способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию внимания и воображения, так как в основе данных упражнений лежат универсальные для дошкольного возраста приемы — образ и движение.

Советуем вам начинать занятия по кукловождению со стихотворения В.Берестова:

Превращается рука
И в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки
И талант — и все в порядке!

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Предложенные упражнения не только развивают внимание в целом, но и помогают начинающему кукловоду научиться следить за куклой: кукла должна все время занимать правильное положение, не заваливаться ни назад, ни вперед, «реагировать» на других кукол, шевелить ручками и головой, чтобы производить впечатление «живого» персонажа.

Одновременно данные упражнения должны побуждать детей фантазировать, «оживлять» куклу, достраивать ее образ. Поэтому лучше проводить их с безо/бразными куклами бибабо, представленными перчаткой и шариком на пальчике.

Для развития самоконтроля создаются разные условия, в которых выполняются упражнения. Дети могут заниматься перед зеркалом, в парах и в микрогруппах; сидя, стоя и даже лежа на ковре.

Мастер кукол

Дети работают в парах. У каждого на руке — кукла. Одна кукла — «мастер», другая кукла — «кусок глины». Кукла-глина в начале упражнения выглядит безвольной и расслабленной, рука с куклой словно немного обвисает. Кукла-мастер приступает к лепке: начинает «формировать» фигуру, где-то поджимает, где-то подхлопывает, где-то поглаживает. В конце концов аморфная до этого «кукла-глина» приобретает тонус, напрягается, по сигналу мастера «оживает» и начинает танцевать.
Задание можно усложнить, если предложить ребенку-мастеру «слепить» не абстрактную куклу, а конкретное существо — животное или сказочного персонажа. Тогда движения мастера должны усложниться, а «оживающая» кукла должна вести себя в соответствии с заданным образом.

Мастер кукол

Мастер кукол

«Кукла-зеркало»

Упражнение выполняется в парах. Дети с куклами на руках становятся или садятся на стульчики напротив друг друга.
Кукла одного из детей становится «зеркалом» куклы другого и старается точно повторить все движения партнера. Кукла, смотрящаяся в «зеркало», потягивается, причесывается, отряхивает одежду, сдувает пылинки с платья, делает зарядку, чешет в затылке, кривляется и т.п.

«Кукла-зеркало»

«Кукла-зеркало»

Волшебная кукла

Упражнение можно проводить как в группе, так и в виде персональных выступлений отдельных детей перед группой.
Можно чередовать индивидуальные выступления с групповыми упражнениями.
Взрослый становится волшебником и берет волшебную палочку.
Ребенок с безобразной куклой на руке занимает позицию перед группой. Взрослый взмахивает палочкой и говорит:

«Дупла, мукла, тукла, пукла.
Превратись скорее, кукла, …
… в собачку!»

Ребенок заставляет свою куклу вести себя по-собачьи: собачка лает, обнюхивает косточку, бегает по-собачьи.
Затем взрослый снова взмахивает палочкой и произносит:

«Дупла, мукла, тукла, пукла.
Замирай скорее, кукла!»

Угадай, что изменилось

Угадай, что изменилось

Кукла тут же замирает в том положении, в котором ее застало заклинание.
Следом за этим можно остальным детям предложить превратить своих кукол в собачку.
Потом опять «заколдовывают» чью-то конкретную куклу — превращают ее в зайчика, в цветок, в балерину, в змею, танцующую под дудку заклинателя змей, и др.

Угадай, что изменилось

Три-четыре ребенка с куклами на руках выстраиваются в ряд.
Перед ними — ребенок-водящий (без куклы).
Он отворачивается или закрывает глаза. Педагог сигналит одному или двоим детям, что их куклы должны поменять позу.
Затем все произносят слова:
«Раз-два-три — смотри!»
Водящий поворачивается и пытается угадать, положение каких кукол изменилось.
Задание можно усложнить двумя способами: увеличить количество кукол, меняющих позы; предложить ребенку вернуть кукол в начальное состояние.

 

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru