Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

К нам пришло ощущение праздника!

О новом в жизни красноярских «дошкольников»

Наталья ОГНЕВАДетские сады не включены в национальный проект «Образование», и ни один из педагогов детских садов не получил шанса стать «стотысячником», как их коллеги — школьные учителя. Дошкольные учреждения находятся в осаде очередей, и воспитателям пока не приходится ждать существенных прибавок к зарплате.
Казалось бы, хорошего ждать неоткуда. Однако, как оказалось, региональные власти могут поправить положение дел. По крайней мере попытаться это сделать.
О том, как это происходит в Красноярском крае, рассказывает главный специалист дошкольного образования краевого агентства по образованию Наталья ОГНЕВА.

 

Основные направления программы «Дети»

За последний год в нашем крае произошли серьезные изменения, которые, как мы считаем, помогут изменить к лучшему ситуацию с дошкольным образованием. Как и в других регионах, у нас очень большие очереди в детские сады. Край наш занимает огромные территории. После включения в состав Красноярского края Эвенкии и Таймырского полуострова он стал еще больше. И общее количество очередников на сегодняшний день составляет 42 тысячи.

Для того чтобы обеспечить доступность дошкольного образования, в крае разработана целевая программа «Дети», рассчитанная на три года — с 2007-го по 2009 год. Эта программа была представлена губернатором на утверждение в законодательное собрание, и на основании решения собрания для ее реализации было выделено 4 млрд. рублей. 900 млн. рублей предстоит освоить уже в текущем году.

Программа предполагает работу по трем направлениям. Первое направление связано с поддержкой семей, воспитывающих детей раннего возраста. Второе направление связано с развитием предшкольного образования детей седьмого года жизни.

А третье предполагает поддержку и развитие собственно дошкольного образования, охватывающего детей в возрасте от трех до шести лет.

Как помочь малышам и их мамам?

В связи с ростом рождаемости основное количество очередников в ДОУ, особенно в крупных и средних городах, составляют дети раннего возраста. В силу различных причин современные мамы сегодня стараются как можно раньше выйти на работу и должны куда-то пристроить своего малыша на время своего отсутствия.

Однако, согласно мнениям авторитетных отечественных психологов, лучшей формой воспитания для детей в возрасте до трех лет является семья. И предпочтительней, чтобы в это время мамы проводили время дома с малышами. Это не исключает совместного посещения групп кратковременного пребывания, которые называют по-разному — «ясли с мамой», «мама и малыш» и т.п. Но основную часть времени ребенок в раннем возрасте должен проводить дома, с близкими людьми.

Согласно федеральному законодательству, матери детей до полутора лет сегодня получают денежную компенсацию в размере полутора тысяч рублей. Наши красноярские мамы, воспитывающие малышей от полутора до трех лет дома, в соответствии с программой «Дети» будут получать из краевого бюджета 3000 рублей. Если мамы все-таки вынуждены работать, они могут вложить эти деньги в оплату приглашенной няни или воспитателя.

В Красноярске сейчас довольно распространена практика, когда родители кооперируются и приглашают педагога для присмотра за своими детьми. Как правило, образуются группы из трех-четырех детей. Для малышей посещение такой группы, безусловно, является более правильным, чем посещение большой группы в детском саду наполняемостью 15, а сейчас и 20 человек. И условия в таких группах приближены к домашним. Как правило, наряду с воспитателем здесь всегда присутствует одна из заинтересованных мам. Так что родительский контроль осуществляется постоянно. Мы называем эти группы «семейными детскими садами» и ищем пути, которые позволили бы нормативно оформить их существование. Это довольно сложно. Любая группа, называющая себя детским садом, должна иметь лицензию. А чтобы иметь лицензию, нужно получить разрешение Роспотребнадзора, санэпидемстанции, пожарных. Маленькой группе, работающей в условиях арендованной квартиры или на квартире какой-то семьи, это не под силу. Но потребность в таких группах большая. И практика — в настоящее время нелегитимная — тоже существует. Поэтому мы создали творческую группу из юристов, экономистов, педагогов, которая должна попытаться решить проблему легализации таких групп в рамках существующего нормативного поля.

Другие регионы, насколько мне известно, тоже стоят перед подобными проблемами. Возможно, где-то найдут правовое решение раньше нас.

Пока мы просто выделяем семьям деньги, которые они могут либо вложить в семейный бюджет, либо использовать для того, чтобы обеспечить ребенку уход и присмотр в отсутствие мамы.

Для нас это важно еще и потому, что воспитывающиеся дома малыши освобождают места в детских садах для детей дошкольного возраста.

За предшкольное образование будет отвечать школа

По этой же причине мы приняли решение развивать предшкольное образование на базах школ и хотим постепенно вывести детей седьмого года из детских садов. В школах сейчас освобождаются площади, которые нужно рационально использовать. В свое время все было наоборот. Школы страдали от переполненности, дети там учились в две смены, а детские сады пустовали. Тогда стали развиваться комплексы «начальная школа — детский сад», которые размещались в зданиях детских садов. На базе некоторых детских садов существовали первые классы близлежащих общеобразовательных школ. В здания закрывшихся за неимением детей детских садов стали «заселять» детдомовцев. Случалось даже, что детские сады перестраивали под вечерние школы и высшие учебные заведения.

Теперь ситуация изменилась. Все перевернулось: в детских садах не хватает мест, а школьные помещения пустуют. Мы сочли целесообразным переоборудовать некоторые помещения под группы предшкольной подготовки. После переоборудования группы отвечают всем необходимым стандартам, предъявляемым к оборудованию помещений для дошкольников. Они оснащены отдельным входом, спальнями, пищеблоком и санузлами.
А дети, посещающие такие группы, как правило, идут потом учиться в те школы, под крышей которых уже год просуществовали. За это время они могут познакомиться со своим будущим учителем, для них устраиваются экскурсии по школе. Школьники могут прийти в гости с каким-нибудь подарком — со спектаклем, с поделками. Так что, на мой взгляд, предшкольное образование, организуемое при школах, имеет свои положительные стороны — если, конечно, его организация осуществляется с учетом психологических и физиологических особенностей шестилеток.

Мэры получают помощь от региона

Оба направления, о которых я упомянула, так или иначе связаны с необходимостью увеличения количества мест в дошкольных учреждениях.

Еще одной мерой в решении этой задачи является возврат и реконструкция зданий бывших детских садов, до настоящего времени использовавшихся не по своему прямому назначению.

Восстановление зданий в соответствии с нормами и правилами, которым должны отвечать детские сады, — дело непростое и довольно затратное. Поэтому регион выделяет дополнительные средства в помощь муниципалитетам. Деньги выделяются на конкурсной основе. Для участия в конкурсе муниципальные власти должны представить собственную программу увеличения мест в детских садах. Если мэр города понимает проблемы дошкольного образования и принимает собственными силами меры для их решения, регион такого мэра готов поддержать. В этом году, например,
деньги на восстановление возвращенных зданий получили Норильск, Минусинск, Енисейск, село Казачинское. В общей сложности на ремонт и перестройку детских садов выделено 200 млн. рублей.

Конечно, возвращения зданий недостаточно. Нужно строить новые детские сады. Но оказалось, что для условий нашего региона (а условия здесь непростые) не разработаны современные проекты, которые учитывали бы действующие санитарные нормы и правила. Поэтому в настоящее время наши строители работают над проектно-сметной документацией. Мы надеемся, что через два-три года сможем приступить к строительству новых детских садов.

Лучшие детские сады получат гранты

Однако, кроме того, чтобы открывать новые или приводить в порядок старые сады, надо поддерживать и уже существующие. В частности, обновлять их материально-техническую базу. Для этого было принято решение о грантовой поддержке лучших дошкольных учреждений края — по аналогии с федеральным национальным проектом. Ежегодно грант будут получать 74 дошкольных учреждения. Детские сады, рассчитанные на количество мест менее 120, могут претендовать на сумму в размере 300 тысяч рублей. Детские сады, рассчитанные на количество мест более 120, — на сумму в 500 тысяч рублей. Из 74 грантов 24 адресованы дошкольным учреждениям с количеством мест более 120 (из них 18 городских и 6 сельских), а остальные — дошкольным учреждениям с количеством мест менее 120 (из них 20 городских и 30 сельских).

Мы разработали положение конкурса и критерии отбора лучших дошкольных учреждений. В отборе принимали участие эксперты — ученые, известные педагоги, представители общественных организаций и родителей.

В марте 2007 года мы определили первых победителей. На выделенные деньги они смогут приобрести новые методические пособия, игрушки, спортивное оборудование. Кто-то потратит деньги на повышение квалификации своих сотрудников.

Грант можно расходовать только на образовательные цели. Для приобретения новой плиты, холодильника или медицинского оборудования детским садам придется искать деньги в другом месте. Здесь мы следуем образцам, опробованным в ходе реализации национального проекта.

В этом году мы проводили конкурс на получение гранта впервые.

Думаю, в следующем году еще 74 дошкольных учреждения станут грантополучателями.

Грантовую поддержку получат лучшие воспитатели

Но какими бы красивыми не были наши детские сады, основная гордость любого учреждения — кадры. Это его лицо, его возможности, его творческий потенциал. Поэтому наряду с грантами лучшим дошкольным учреждениям в крае решили оказывать грантовую поддержку педагогам. Грант для педагога дошкольного учреждения составляет 40 тысяч рублей. Это больше, чем годовая зарплата воспитателя. Гранты, согласно проекту, будут получать 500 педагогов края — 200 сельских и 300 городских воспитателей.

Программа рассчитана на три года. За три года грантовую поддержку получат полторы тысячи воспитателей. Всего в крае около 8000 педагогов-дошкольников. Полторы тысячи — это практически четвертая часть всех работающих. Так что персональные гранты — существенный вклад в дошкольное образование.

Полученные деньги педагоги могут тратить на что угодно. Хотят — на ремонт квартиры или заграничную поездку. Хотят — на повышение квалификации. Многие хотели бы потратить деньги именно на это.

Лучшие педагоги дошкольного образования получат гранты в один день с победителями национальных проектов: поздравлять их будут в День учителя. Хотелось бы, конечно, чтобы поздравление было приурочено ко Дню дошкольного работника. Но, с другой стороны, понятно, что всех вместе поздравлять будут торжественнее. Будет более сильное ощущение праздника.

В Красноярске вообще любят праздники. А в этот раз ощущение праздника пришло к нам тогда, когда была принята программа «Дети» и решение о грантовой поддержке детских садов и воспитателей.

Спонсор публикации статьи – компания «ОтделРемонтСтрой», проводит элитный ремонт квартир в Москве. Вызванный вами специалист сделает все необходимые замеры, дизайнер предложит дизайн-проект интерьера, будь то стиль хай-тек, гауди, ампир или что-то еще, отвечающее вашим вкусам и представлениям о прекрасном, подберет самые современные и экологичные высококачественные материалы. Стоимость работы фиксируется при подписании договора, работы выполняются высококвалифицированными специалистами под контролем в гарантированные сроки. Заказав элитный ремонт у «ОтделРемонтСтрой», вы можете быть уверены, что результат превзойдет ваши ожидания!

Рейтинг@Mail.ru