Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Методические рекомендации по отбору лучших дошкольных образовательных учреждений для присвоения грантов

По материалам агентства образования администрации Красноярского края

I. Введение

Настоящие рекомендации и пояснения предназначены для коллективов дошкольных образовательных учреждений, претендующих на участие в конкурсе.

Дополнительными ресурсами для получения информации о конкурсе являются: Закон края «О краевой целевой программе «Дети» 21-5664 от 26.12.2006, процедура проведения конкурсного отбора муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

1. Образовательный портал агентства образования администрации края: http://www.cross-edu.ru.

Здесь вы можете получить электронную версию заявки на участие, заявление на апелляцию результатов, настоящих методических рекомендаций, а также информацию о процедуре проведения конкурсного отбора дошкольных учреждений.

II. Комментарии к критериям конкурсного отбора

Настоящие комментарии носят рекомендательный характер.

1. Качество реализации образовательной программы ДОУ

Критерии:

  • образовательная программа, обеспечивает реализацию целей образовательной деятельности ДОУ;

  • целостность образовательной программы (все разделы образовательной программы направлены на реализацию целей образовательной деятельности ДОУ, объединение ком-плексной, парциальной(ых), коррекционной(ых) и программ дополнительного образования согласуются в целях образовательной деятельности ДОУ);

  • образовательная программа имеет дидактическое обеспечение;

  • образовательная программа имеет методическое обеспечение;

  • процесс реализации образовательной деятельности носит комплексный системный характер управления.

2. Эффективность использования современных педагогических технологий

Критерии:

  • соответствие применяемых технологий целям образовательной деятельности ДОУ (применяемые педагогические технологии широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ);

  • установить соответствие применяемым технологиям методов, способов, средств и форм организации образовательной деятельности;

  • оценить степень владения педагогами применяемых педагогических технологий (педагоги имеют авторские разработки в рамках применяемых технологий);

  • показать результативность применяемых коррекционно-развивающих педагогических технологий.

3. Наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников

Критерии организации развивающей среды:

  • соответствие компонентов предметно-пространственной среды образовательной программе, реализуемой в ДОУ;

  • наличие условий для разностороннего развития детей в соответствии с возрастными особенностями;

  • соответствие предметно-пространственной среды эстетическим и гигиеническим требованиям;

  • наличие условий для участия детей в преобразовании среды;

  • уровень освоения детьми предметно-пространственной среды.

Критерии обеспечения безопасности и охраны здоровья воспитанников ДОУ:

  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей (мониторинг состояния безопасности и охраны здоровья детей и его результаты);

  • осуществление здоровьесберегающей функции деятельности сотрудников ДОУ (реализация комплексной программы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном учреждении);

  • соблюдение гигиены образовательного процесса (соответствие санитарно-гигиеническим нормам для ДОУ);

  • положительная динамика перехода ребенка из одной группы здоровья в другую;

  • детский травматизм (отсутствуют случаи детского травматизма).

4. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)

Комментарии:

Согласно закону «Об образовании» формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы (профсоюзный комитет, профсоюзные или производственные собрания и т.д.). Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Критерии:

  • наличие в системе управления ДОУ коллегиального органа управления, имеющего властные полномочия в соответствии с уставом ДОУ;

  • наличие органов самоуправления участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогических и иных работников ДОУ, попечителей ДОУ;

  • наличие в ДОУ документально оформленного механизма взаимодействия органов самоуправления между собой и их взаимодействия с коллегиальным органом управления и руководителем ДОУ;

  • наличие в ДОУ способов информирования о работе органов управления и самоуправления и способов включения участников воспитательно-образовательного процесса в разработку ключевых управленческих решений.

5. Создание условий для сохранения здоровья воспитанников

Критерии:

  • наличие условий для сохранения здоровья на основе подходов к «оценке» состояния здоровья;

  • профилактика здоровья воспитанников;

  • динамика показателей здоровья, принимаемые меры и действия;

  • качество питания детей в дошкольном образовательном учреждении;

  • практика обеспечения в учреждении психологической безопасности (наличие системы психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, психологический климат в группе, стиль педагогического общения и др.);

  • здоровьесберегающая инфраструктура дошкольного образовательного учреждения (оснащение групп спортивно-игровым оборудованием, наличие и оснащенность бассейна, спортивного зала, спортивных площадок, использование нестандартного физкультурного оборудования и др.);

  • соответствие режима дня санитарно-гигиеническим требованиям;

  • воспитательно-образовательная работа с воспитанниками, направленная на развитие навыков здорового образа жизни (включение в систему работы ДОУ образовательно-оздоровительных программ и технологий; использование разнообразных форм организации физической активности детей);

  • взаимодействие с межведомственными, образовательными учреждениями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

  • наличие системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

6. Позитивное отношение родителей (законных представителей) к учреждению

Комментарии:

Позитивные отношения родителей (законных представителей), представителей местного сообщества и дошкольного образовательного учреждения проявляются в виде их совместной деятельности в различных областях, как в жизни дошкольного образовательного учреждения, так и в жизни местного сообщества.

Позитивная деятельность родителей (законных представителей) и местного сообщества по отношению к дошкольному образовательному учреждению может выражаться в форме попечительства и благотворительности.

Позитивная деятельность дошкольного образовательного учреждения в отношении родителей (законных представителей) и местного сообщества выражается в форме участия в их делах своими ресурсами (интеллектуальными, информационными, материальными
и т.д.).

Критерии:

  • разнообразие форм привлечения родительской общественности к оценке образовательной деятельности ДОУ;

  • учет мнения родителей о содержании образования детей в ДОУ.

7. Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении

Критерии:

  • сотрудничество образовательного учреждения с правоохранительными органами, наличие охраны, систем противопожарной безопасности, соответствие питания требованиям Госсанэпидемнадзора и проч.;

  • количество учебных тренировок поведения в чрезвычайных ситуациях за три года;

  • процент детей, получивших травмы во время учебно-воспитательного процесса за три года.

8. Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.

Критерии:

  • участие или организация учреждением социальных мероприятий в микрорайоне;

  • награды (ДОУ — победитель, лауреат, дипломант), публикации СМИ, если такие имеются;

  • наличие признанных на муниципальном, региональном, федеральном уровнях проектов, исследовательских работ, творческих коллективов, спортивных достижений и т.д.

9. Продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года

Критерии:

  • наличие показателей, характеризующих уровень достижения цели программы развития;

  • соответствие реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения установленным показателям результативности.

III. Комментарии к написанию программы развития учреждения

3.1. Программа оформляется в соответствии с требованиями, указанными в п. 3 процедуры проведения конкурсного отбора.

В начале документа оформляется титульный лист.

Страницы имеют сквозную нумерацию, начиная со второй (на титульном листе номер не выставляется).

Объем текста не более 30 страниц.

Текст оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210 x 297 мм) и печатается шрифтом «Times New Roman», размер 14, через один интервал, поля — 2 см.

Программа развития дошкольного образовательного учреждения — это нормативная модель совместной деятельности коллектива, определяющая будущее для дошкольного образовательного учреждения. Содержание программы развития отражает совместно разработанные и согласованные представления участников жизни дошкольного образовательного учреждения, а также представителей местного сообщества, о том, зачем, что и как будет изменяться в данном дошкольном образовательном учреждении.

Программа нацелена на создание организационных механизмов улучшения состояния воспитательно-образовательного процесса, безопасности и здоровья всех участников жизни дошкольного образовательного учреждения.

Программа развития, как правило, является государственно-общественным документом, результатом соглашения основных участников воспитательно-образовательного процесса. Важно, чтобы участники приняли на себя ответственность за ее реализацию.

Программа развития основывается на анализе и выявлении объективных проблем, испытываемых участниками воспитательно-образовательного процесса с точки зрения целей программы.

Предметом изменений, отражаемых в программе развития, являются не сами по себе проблемы, а причины, которые вызывают эти проблемы. Важнейшим элементом программы развития являются ресурсы и средства достижения целей и результатов. Часто программа развития становится пустой декларацией, набором благих пожеланий именно из-за того, что не учитывает действительно необходимые объемы работ, финансовые, квалификационные и иные средства и ресурсы ее реализации. При этом непременным условием прозрачности и реалистичности программы является понятная связь между предполагаемыми результатами развития и ресурсами их достижения.

Существенными элементами программы развития дошкольного образовательного учреждения являются:

  • статус программы развития дошкольного образовательного учреждения как документа-соглашения основных участников изменений в учреждении, принятого к реализации;

  • описание целей и результатов, критериев, индикаторов и параметров их достижения;

  • описание объективных проблем, трудностей дошкольного образовательного учреждения и причин их существования;

  • описание в программе того, что именно является предметом изменений в дошкольном образовательном учреждении;

  • описание механизма фиксации достижения целей и результатов программы (мониторинг);

  • описание ресурсов и средств достижения целей и результатов программы с приведением результатов и ресурсов в ясное соответствие.

Результаты рекомендуется сформулировать простым и понятным языком: что именно будет достигнуто в рамках программы.

Рекомендации исходят из предположения о том, что программа развития шире, чем те действия и результаты, которые планируется достичь с помощью средств государственной поддержки, поэтому желательно выделить те результаты программы развития, которые смогут обеспечить выделенные средства.

Примерный план реализации

№ п/п

Мероприятие (задача)

Предполагаемый результат

Срок реализации

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезаурус

Документ-соглашение — документ, отражающий результаты переговоров, согласования интересов и целей основных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Цель — описание, образ идеального состояния какого-либо сегмента функционирования дошкольного образовательного учреждения.

Результат — цель, фиксированная в объективных данных или очевидных изменениях, достигнутая благодаря нашим усилиям.

Критерии — экспертные основания оценки результата или цели.

Индикатор — сигнал, по которому мы можем точно сказать, что результат достигнут.

Параметр — количественно подсчитываемый признак результата.

Проблема, трудность — рассогласование между целью и фактическим положением дел.

Причина проблемы, трудности — источник существования проблемы или трудности.

Предмет изменений — описание того, что именно будет изменяться (развиваться), какие проблемы будут устранены или минимизировано их влияние.

Мониторинг — объективная фиксация достижения результатов и целей по заранее определенным критериям, индикаторам, параметрам.

Ресурсы и средства реализации — деньги, время, квалификация и компетентность исполнителей и т.п.; все то, что позволяет реализовать программу.

 

Рейтинг@Mail.ru