Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Как подготовить и провести занятие?

Шпаргалка для воспитателя

Ольга ТОНКИХ

Ольга ТОНКИХ,
старший воспитатель детского сада № 22
г. Уссурийска Приморского края

Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Для этого каждому педагогу выдаются некие памятки — шпаргалки, использование которых поможет ему в подготовке и проведении занятия. На основе этих памяток я и провожу свой анализ.

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия — для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала,

  • воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации,

  • творческий подход к заданию.

3. Упорядочить учебные задания в соответ­ствии с принципом «от простого к сложному».Составить три набора заданий:

  • подводящие детей к воспроизведению материала,

  • способствующие осмыслению материала,

  • способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что­то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

  • что контролировать,

  • как контролировать,

  • как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебнонаглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.
После того как воспитатель провел занятие, мы вместе с ним начинаем обсуждение. Первым начинает говорить педагог, насколько удачно или нет, по его мнению, проведено занятие. По мнению психологов и из личного опыта мне известно, что адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим занятиям. Это намного эффективнее, комфортнее для воспитателя, чем простое выслушивание от проверяющего, что у тебя хорошо, а что плохо. Для помощи в составлении самоанализа занятия я предлагаю педагогам следующую памятку.

Проведение самоанализа занятия

1. Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.

2. Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

3. Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ­ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

4. Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному занятию.

5. Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответство­вало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и раз­вития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обу­чающим, развивающим и воспитывающим целям?

6. Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

7. Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?

8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие зна­ния, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела­но?

10. Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень добро­желательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.

11. Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него: изменилось ли оно?
В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? (Комбинированное, занятие­отчет, КВН и т.д.) Обоснуйте выбор формы занятия.

При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

После того как воспитатель провел самоанализ, я говорю свое мнение, разъясняю, что получилось удачно, над чем нужно поработать. По ходу занятия я записываю свои наблюдения в специальный бланк, в котором по пунктам разбит приведенный выше процесс подготовки и проведения занятия.

Анализ занятия

1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

2. Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

3. Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

4. Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

5. Какой психологический микроклимат в группе?

6. Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

7. Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

8. Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).

9. Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

10. Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).

11. Владеет способом организации и проведения опытноэкспериментальных, исследовательских действий.

12. Какие анализаторы детей были задейст­вованы, каким образом?

13. Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

14. Интегрированность занятия, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие.)

15. На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?

16. Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?

Критерии оценки занятия

Шпаргалка для начинающего воспитателя

Обучение должно быть:

1) научным,
2) проблемным,
3) наглядным,
4) познавательным,
5) доступным,
6) систематическим и последовательным,
7) прочным,
8) развивающим,
9) воспитывающим:

  • внимание,

  • память,

  • мышление,

  • эмоции,

  • воображение.

В ходе занятия применяются методы:

1. Объяснительно­иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично­поисковые.
4. Исследовательские. Организаторская деятельность учителя.
5. Готовность педагога к занятию.
6. Целевая установка занятия.
7. Санитарногигиенические нормы.
8. Индивидуальная работа.
9. Нормы оценки знаний.
10. Наличие обратной связи.
11. Рациональность использования времени.
12. Организация рабочего места.
13. Практические навыки и умения.
14. Самостоятельная работа.
15. Самоконтроль и самооценка.
16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
17. Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа занятия помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

 

Рейтинг@Mail.ru