Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Мои рабочие находки

Солнечный круг

Нужно встать в круг? Казалось бы, что в этом сложного? Но для двухтрехлетних малышей это серьезная проблема. Строиться в кружок их нужно учить. В детском саду № 8 «Солнышко» г. Тейково Ивановской области с этой целью используют круглый коврик. Сшит он из легко стирающейся ткани ярких цветов. В центре — солнышко. Может, оно и случайно туда попало — как радостный и понятный детям образ. Но результат получился весьма символическим: в представлениях древних круг был символом солнца. А хороводы — ритмичные движения по кругу с песнопениями — обрядовым действом, посвященным солнцу.
По краям коврика нашиты цветочки — не только для красоты, а с умыслом. Когда воспитатель приглашает детей встать в кружок, они занимают места рядом с цветочками — присаживаются на корточки. Это самый первый этап освоения «кругового построения». Когда малыши станут постарше, можно просить их просто подойти к границе коврика, а потом — взять друг друга за ручки и посмотреть, повторяет ли общая линия рук форму окружности. Очень полезная работа на сравнение! А если, взявшись за руки, придется сделать шаг назад, чтобы детский круг получился ровный? Тогда можно прийти к выводу, что круг, обозначенный ковриком, меньше. Это уже не просто построения. Это — начала математики.

Ручки помогают говорить и думать

Фланографы (или фланелеграфы) вошли в практику детских садов давнымдавно. А появление липучек сделало их свойства по обеспечению наглядности почти универсальными.
Людмила Хорькова, воспитатель детского сада № 9 «Улыбка» г. Тейково Ивановской области, сделала еще один шаг на пути усовершенствования этого пособия.
В ее группе каждый ребенок на занятиях пользуется индивидуальным фланографом. Из толстого картона вырезается квадрат, который свободно умещается на рабочей поверхности столика и в то же время открывает ребенку возможность для составления просторных композиций.
Картон обтягивается однотонной фланелью неяркого цвета.
К фланографу прилагаются цветные детали. В зависимости от содержания и цели занятия, набор деталей может варьироваться.
Например, занятие посвящено русской народной сказке «Заячья избушка». В этом случае в наборе у каждого ребенка есть плоские фигурки, изображающие домики лисы и зайца, солнышко, зверей и т.д.
Сначала дети могут выложить картинку к сказке после того, как ее расскажет взрослый. Затем задание усложняется: нужно самостоятельно рассказывать сказку и сопровождать рассказ выкладыванием фигурок, заменяя в нужный момент одни фигурки другими.
Можно использовать фланограф и на занятиях по математике — для простеньких математических «диктантов» на пространственную ориентацию: «В центре положите большой желтый круг. Справа от него — маленький желтый круг» и т.п.

Каждый раз, выполняя задание, дети думают не только головой, но и руками: психо­моторный интеллект в действии!

Рисуем прямо на столе!

Вера Лукьянова, воспитатель детского сада № 1 из поселка Шушенское Красноярского края, обратила внимание на одну детскую особенность: рисуя, дети обязательно пытаются провести хотя бы черточку по поверхности стола. Видимо, их подсознательно раздражает необходимость держаться в границах листа бумаги. Поэтому Вера Владимировна решила сделать возможность рисовать на столе «легальной»: нанесла контуры различных предметов прямо на крышку стола и позволила детям их раскрашивать.
Изображения воспитательница подбирала согласно программным задачам. Нужно отработать представление об овощах и фруктах, значит, они появятся на столе. На повестке дня тема диких и домашних животных, дети будут раскрашивать (штриховать, расписывать) их контуры.
Чтобы столешница стала поверхностью для рисования, она должна быть покрыта светлым пластиком, с которого достаточно легко смываются следы маркера и фломастера.
Если нет возможности завести в группе столик с пластиковым покрытием, можно использовать большие листы ватмана, которые закрывают всю поверхность столешницы и крепятся к столу с помощью скотча. Как только все изображения на листе оказываются освоенными, его нужно менять.

Столик для рисования не должен быть очень большим, считает Вера Лукьянова. Но за ним должны одновременно умещаться несколько детей: тогда у воспитателя появляется возможность для работы с микрогруппой детей, в которой все ребята оказываются при деле, могут давать друг другу советы, задавать вопросы, делиться впечатлениями.

Тайна воды и песка

Центры воды и песка в садовских группах для самых маленьких — не новость. Но в детском саду № 22 «Алые паруса» г. Иваново вода и песок появляются по желанию детей и педагогов, как по волшебству, — только тогда, когда в них есть необходимость.
«Для игр в песок мы используем мелкие игрушки, — объясняет воспитатель группы для двухлеток Наталья Федина. — А детки у нас маленькие. Не доглядишь, они что­нибудь в рот засунуть могут, а то и вовсе проглотить. Конечно, они очень любят играть в песочек, с водичкой. Но при этом нужно за ними следить». Чтобы процесс можно было контролировать, педагоги группы придумали следующее: сняли с готового стола столешницу (не сами, конечно: с помощью плотника). Прикрепили к остову тазики для песка и воды. А потом снова водрузили столешницу на место, но так, чтобы она могла подниматься. Важно было придумать надежное крепление для столешницы, чтобы она в открытом состоянии не могла неожиданно захлопнуться. Мастер с этой задачей справился. И теперь центр воды и песка может быть надежно упрятан. В этом случае он превращается в обычный стол, который тоже можно использовать для полезных занятий. Если же пришла пора «поудить рыбку», поставить какой­нибудь опыт на выяснение плавучести материалов или отыскать какой­нибудь секретик в песке, «ларчик» открывается.

Создадим макет микрорайона

Обучение умению ориентироваться в пространстве, читать простейшие схемы и карты — одна из важнейших составляющих предшкольной подготовки. Планы и макеты микрорайона, где расположен детский сад, как правило, обязательно присутствуют в арсенале педагогов. К каким только хитростям они ни прибегают, чтобы макет получился выразительным и в то же время читаемым.

Но педагоги детского сада «Алые паруса» г. Иванова нашли блестящее решение для этой задачи. Для макета микрорайона они используют обыкновенные «кирпички» из детского строительного набора. Создание такого макета не требует огромных усилий со стороны взрослых. Главное — грамотно разметить площадку, на которой он будет сооружаться. А «кирпичики» идеально подходят для условного изображения зданий. Положил на бок — получил невысокое длинное здание, поставил подругому — перед тобой уже нечто, напоминающее небоскреб. Составил два­три кирпичика гармошкой — и отразил новейшие архитектурные достижения современного градостроительства. Даром что ли мы все живем среди «коробок»!
Дети, утверждают воспитатели, охотно и безошибочно находят на таком макете и детский сад, и свой дом, и дорогу от дома к садику.

Рейтинг@Mail.ru