Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Помогите звездочкам!

Занятие по формированию математических представлений для детей предшкольного возраста

Тема: «Линии и их пересечение»

Некоторые задачи:

  • продолжить знакомство с разнообразием линий и примерами их пересечения;

  • совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной плоскости;

  • упражнять в чтении графической информации;

  • совершенствовать приемы сравнения предметов по величине на глаз и приложением.

Демонстрационный материал: листы картона с закрепленными на них шнурами черного и белого цветов по количеству детей в группе, наборы геометрических фигур для работы с пересекающимися кругами, ленты для выкладывания кругов, панно для крепления звезд, бумажные звездочки по количеству детей, участвующих в занятии, маркеры для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка. Появляется волшебница.

Волшебница: Здравствуйте, дети! Вы попали в Волшебную страну. Вы когда-нибудь слышали про волшебников?

Дети: Да.

Волшебница: А вам самим хотелось бы хоть ненадолго стать волшебниками?

Дети: Да!

Волшебница: Тогда я предлагаю вам надеть эти колпачки и отправиться со мной в увлекательное путешествие. (Дети надевают бумажные колпачки.) В Волшебной стране все предметы и вещи имеют свою собственную жизнь. Представьте себе, звезды могут играть в прятки, ручейки — в догонялки, а тучи на небе очень любят собираться вместе и устраивать чаепитие. Даже линии в нашей стране любят играть в различные игры. Самая любимая из них — «Морская фигура, на месте замри». Линии сбегаются вместе и изображают морские волны. А потом замирают. Как здесь, на панно. Какие линии вы тут видите?

Дети: Кривые и прямые.

Волшебница: А эта кривая линия как называется?

Дети: Ломаная линия.

Волшебница: Посмотрите внимательно на линии и попробуйте определить, какая из них длиннее, какая короче. А может быть, они равной длины? (Дети высказывают свои предположения.) Почему вы так думаете? (Дети отвечают.) А можно ли это проверить?

Дети: Если бы можно было приложить линии друг к другу, тогда мы точно могли бы сказать, какая из них длиннее.

Волшебница: Что ж! Попробуем сделать это возможным.

Волшебница взмахивает волшебной палочкой, снимает с панно два шнура, из которых выложены линии, и приглашает двух детей, чтобы они провели измерения. Дети прикладывают шнуры друг к другу и определяют, какой из них длиннее. Делается вывод: предположение о длине линий было правильным (неправильным). Затем подобным образом сравниваются еще четыре пары линий.

Волшебница: Ответы ваши мне понравились. Вы умеете рассуждать и объяснять свои ответы. В награду я покажу вам, что еще умеет моя волшебная палочка. А умеет она рисовать линии в воздухе, и у каждой линии есть своя мелодия.
Встаньте передо мной полукругом. Сейчас я нарисую волшебной палочкой линию. А вы, не поворачивая головы, проследите за движением моей палочки глазками и определите, какую линию я нарисовала.

Волшебница под музыку рисует в воздухе линию. Дети называют линию, которую «чертила» волшебница: прямая, кривая, ломаная.

Волшебница: Теперь мы будем рисовать вместе: вы будете рисовать указательным пальчиком, а я — волшебной палочкой.

Волшебница рисует палочкой в воздухе, дети повторяют ее воздушный рисунок.

Волшебница: Молодцы, у вас получились хорошие линии. А теперь я вам еще что-то покажу. Посмотрите на эти два больших круга. (Круги выложены на полу из цветных лент.) Границы кругов тоже образованы с помощью линий. Что это за линии?

Дети: Кривые.

Волшебница: Верно, кривые. Но у этой линии есть особенность. Какая? Чем она отличается от тех кривых линий, которые мы видели на панно?

Дети: Эта линия замкнутая.

Волшебница: Верно. Граница круга, окружность, — это замкнутая линия. Да и у наших кругов есть особенность. Они пересекаются. Покажите область, которая принадлежит двум кругам одновременно. (Дети показывают область пересечения кругов.) Сейчас мы сыграем в игру «Найди свое место в кругу».

Найди свое место в кругу

В игре участвуют от трех до пяти детей. На полу с помощью разноцветных лент выложены два пересекающихся круга примерно одного диаметра — круг с красной окружностью и круг с синей окружностью.

Детям раздают геометрические фигуры трех видов. (Можно вытаскивать эти фигуры на ощупь, с закрытыми глазами.): красного цвета, синего цвета и фигуры, одна половина которых красная, а другая — синяя. По сигналу ведущего дети с фигурами должны занять место в кругах и объяснить, почему они сюда встали. Дети с двухцветными фигурами должны занять место в области пересечения кругов. Эти фигуры принадлежат двум кругам одновременно.
Можно не полностью закрашивать фигуры, а нанести условные обозначения цветными точками. Например, есть фигуры с красными точками в середине, есть фигуры с синими точками, а есть фигуры — с двумя точками.
Можно делать цветными только контуры фигур. Тогда третью группу будут составлять фигуры с двумя цветными ободками.
Игра повторяется несколько раз с разными детьми.

Волшебница: Ребята, пока мы с вами играли в круги, на небе случилось происшествие. Маленькие звездочки убежали играть в прятки и запутались в паутине большого паука. Скоро вечер, им пора возвращаться на небо. Вы поможете мне распутать паутину?

Дети: Да!

Волшебница: У каждой звездочки на небе есть свой номер. Этот номер надо определить, посчитав количество точек пересечения линий. Но, чтобы у вас все получилось, нужно потренироваться.

Волшебница раздает каждому ребенку лист картона с закрепленными на нем шнурами черного и белого цветов.

Волшебница: Выложите шнуры так, чтобы они пересеклись в одной точке. (Дети выполняют задание.) Теперь расположите шнуры так, чтобы они пересекались в двух точках, и чтобы белый шнур находился сверху черного. (Дети выполняют задание.) Я вижу, вы поняли, как образуются точки пересечения. Теперь каждый из вас сможет вернуть по одной звезде. (Раздает детям карточки с изображением пересекающихся линий. Внизу карточки выведен числовой ряд.) Эти линии нарисовали ручейки. Они очень хотят, чтобы звезды вернулись на небо до наступления темноты. Отметьте маркером точки пересечения линий и посчитайте их. Получившееся число найдите среди чисел на карточке и обведите в кружок. (Дети выполняют задание. Волшебница смотрит, как дети справляются с заданием, шепотом просит назвать их получившееся число.) Молодцы, вы справились, все у вас получилось.
Что ж! Пришла пора освободить звезды! Становитесь скорее в круг!

Волшебница ставит в центр круга поднос с бумажными звездами.
Звучит музыка. Волшебница взмахивает палочкой и произносит освобождающее заклинание:

Волшебница:

Паутина, паутина серебристая,
Отпусти на волю звезды золотистые!

Дети выбирают звезды из «пут».

Волшебница: Давайте вернем каждую звездочку на место.

Дети подходят к фланелеграфу или коврику, изображающему ночное небо. На нем видны липучки. Под каждой липучкой — число. Дети отыскивают на панно то же число, которое обведено у них на карточке, и прикрепляют к небу одну из «освобожденных» звездочек.
Волшебница благодарит детей за помощь. Теперь звездочки смогут светить ночью земле и бегущим по ней ручейкам.

Светлана СУББОТИНА,
педагог дополнительного образования, детский сад № 374, Москва

 

Рейтинг@Mail.ru