Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Методический кабинет — творческая мастерская педагогов

Посетили кабинет,
И чего там только нет:
Книжки, ручки и картинки
И красивые машинки.
— Так пойдем туда, приятель,
Там есть старший воспитатель!

(Из стихотворения, сочиненного детьми)

Для меня мой рабочий кабинет — комната для творчества и размышлений, для интересных встреч и открытий, это лаборатория совместного труда педагогов.
Как человека встречают по одежке, так и кабинет производит на посетителя впечатление своим дизайном. Важно все: как подобрана мебель, какие шторы, удобны ли стулья, есть ли «изюминка». Вот зашел в кабинет, и тебе захотелось остаться. В моем кабинете вся мебель специально изготовлена по заказу и по рисункам моих коллег на «Новоенисейском лесохимическом комплексе» г. Лесосибирска. Это наш учредитель и покровитель.
В методическом кабинете нашего сада есть место для работы с педагогами и для их отдыха; удобно обустроенное рабочее место старшего воспитателя и уголок, где размещается компьютерная техника. Есть у нас и маленькая, уютная столовая (комната психологической разгрузки) со всем необходимым для чайной церемонии. Так что здесь можно не только работать — жить.

В подборке материала для методического кабинета необходим дидактический подход. Система отбора педагогического материала не должна быть постоянной, застывшей, она должна изменяться и развиваться. Ведь педагог постоянно меняется, растет и изменяется социум, вся страна в целом. Поэтому и система комплектования должна быть поставлена так, чтобы отражать необходимость движения и отбрасывать устаревшие и ненужные средства.
Нужно строить работу так, чтобы получить наиболее эффективные результаты деятельности при минимально необходимых затратах времени.
Первый шаг: нахожу различные варианты с помощью литературы, опыта коллег.
Второй шаг: выбираю наилучший из них в соответствии с особенностями данного момента.
Третий шаг: при неудовлетворительном результате продолжаю поиск и беру из каждого варианта наиболее удачные элементы, части и соединяю их в единое целое.
Четвертый шаг: при неудачных трех предыдущих шагах ищу принципиально новое решение. Часто это приводит к созданию своего собственного варианта, своей собственной методической системы.
Творческим педагогам — в первую очередь для того, чтобы оставаться таковыми, — необходимо пополнять свой интеллектуальный багаж. Работа по развитию творчества начинается с создания необходимых условий.

Чтобы методический кабинет стал творческой педагогической мастерской, нужно обеспечить следующие условия.

  • Доступность кабинета любому сотруднику детского сада, будь то помощник воспитателя или воспитатель.

  • Системность в размещении материала. Педагог не должен тратить много времени на подготовку к какомулибо мероприятию.

  • Дифференцированность методического материала. Каждому разделу — свой шкаф (полка) с картотекой.

  • Учитываемость материала — наличие каталогов, библиографий, картотек.

  • Эстетичность в оформлении материала — оформление должно быть красивым, понятным для взрослых и детей.

  • Учет стажа работы педагогов. Обязательно нужно иметь материал для начинающего педагога и для педагога со стажем.

  • Наличие разнообразных выставок, как сменных, так и постоянно действующих.

  • Наличие информационного стенда — воспитатель должен быть в курсе последних событий сада, города.

  • Анкетирование педагогов — выявление их потребностей.

Также я определила важные и нужные умения старшего воспитателя. Это:

  • инструктивнометодическая культура;

  • психолого­педагогическая эрудиция;

  • педагогическая наблюдательность;

  • педагогический анализ;

  • психологический контакт;

  • педагогический такт.

Систематизация методического материала

Материал методического кабинета рассортирован мной по темам:

  • физическое воспитание;

  • здоровьесберегающая педагогика;

  • воспитание и обучение;

  • экологическое воспитание;

  • ОБЖ;

  • музыкальная деятельность;

  • театрализованная деятельность;

  • управление ДОУ;

  • изобразительная деятельность;

  • конструирование и ручной труд;

  • подготовка к школе;

  • математика;

  • игровая деятельность;

  • ранний возраст;

  • педагогика и психология;

  • ознакомление с окружающим и развитие речи;

  • взаимодействие с семьей;

  • нравственно­патриотическое воспитание;

  • краеведение;

  • российская символика;

  • ТРИЗ в детском саду;

  • экономика и дети;

  • логика и дети.

Наиболее значимое место отведено физическому воспитанию и здоровьесберегающим технологиям. Я считаю это наиглавнейшей задачей по воспитанию детей дошкольного возраста.

Весь материал этих тем распределен на шесть разделов.

1. Методическая литература

Я размещаю методическую литературу в книжном шкафу по темам, по алфавиту (от А до Я). В методическом кабинете представлено несколько экземпляров каждого издания. Все они зарегистрированы в специальном журнале «Программно­методическое обеспечение». Например:

М — Математика

Название

Изд-во

Кол-во

М1

Смоленцева А. Математика до школы

СПб., 2003

3

М2

Шевелев К. Дошкольная математика в играх

М., 2004

3

М3

Касицина М. Дошкольная математика

М., 2001

3

М4

Голубина Т. Чему научит клеточка

М., 2004

2

М5

Смоленцева А., Суворова О. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей

СПб., 2004

3

М6

Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4–5 лет

М., 2004

2

М7

Математика от трех до семи

СПб., 2003

3

В начале учебного года методическая литература раздается в группы в соответствии с учебновоспитательным планом. Названия выданных книг фиксируются в библиотечных формулярах каждого воспитателя. В конце учебного года методическая литература возвращается назад в методический кабинет.
Периодические издания: газеты и журналы я оформляю в подшивки. Размещаю их в шкафах, каждое издание на своей полке. К каждому изданию я сделала каталоги, которые оформила в общих тетрадях по разделам. Там указываю название статьи, автора, номер издания, страницу. Давно отказалась от карточек: они теряются, а тетрадь­каталог очень удобна для воспитателя. Для подготовки к мероприятию воспитатель может взять эти тетради в группу или домой и поработать с ними в поисках нужной информации.

2. Художественная литература

Всю художественную литературу я разделяю на два вида: программная и литература для свободного чтения.
Программная литература распределена по возрастам и размещена в трех папках в соответствии с количеством рабочих кварталов. В начале каждого квартала папка переходит в соответствующую возрастную группу и «живет» там три месяца. Папки находятся в специальном шкафу, они оформлены и подписаны.
Вся остальная художественная литература размещена в отдельном шкафу. На весь книжный фонд составлен алфавитный каталог.

3. Игры и игрушки

Для игр я отвела выдвижные шкафчики, полки, где располагаются игрушки. Отдельно стоят куклы — разного размера, разного пола, в разной одежде. Отдельно — игрушечные машины (разные виды транспорта). Подобраны разнообразные игрушки для счета, развития речи, ознакомления с окружающим.

4. Видео и аудиоматериал

На сегодняшний день технические средства обучения играют немаловажную роль в деле воспитания дошкольников, поэтому в методическом кабинете имеются телевизор, видеомагнитофон, DVD, видеокамера, проектор, магнитофон, диапроектор. Они используются для просмотра учебных пособий и детских передач детьми.
На все пособия составлены каталоги по темам в тетрадях.

5. Иллюстративный материал

Я разделила иллюстративный материал на сюжетный и предметный, а он, в свою очередь, распределен по темам. Сюжетные картины рассортированы по темам: профессии, игры детей, праздники, сказки, математическое развитие и т.п. Они висят на специальных вешалках, все подписаны, на них ведется специальный каталог. Это очень удобно для работы воспитателей.

6. Конспекты мероприятий

В детском саду постоянно накапливается практический материал из опыта работы педагогов нашего детского сада, других садов города, края, страны. Все эти разработки я собираю, систематизирую, заношу в каталоги, предлагаю для работы педагогам, студентам вузов, проходящим педагогическую практику в нашем детском саду.
Они находятся в специальном шкафу, в папках и распределены по темам. На дверце шкафа — полный перечень содержимого папок.
Папки с конспектами занятий (на каждую группу по одной папке) я раздаю в начале года воспитателям. Это позволяет педагогам применять лучший опыт работы других воспитателей. Особенно это важно для молодых специалистов.
Также в начале учебного года в группы выдаются папки с дидактическими материалами.
В папках — ксерокопии интересных статей, посвященных данному возрасту. Там же находится «Список оборудования уголков группы» (разработан творческими группами ДОУ), «Расписание занятий по студиям», другие материалы, касающиеся какой­либо детской деятельности данного возраста.
Воспитатели тоже участвуют в пополнении папок. В конце учебного года я просматриваю папки и вижу, какой педагог как поработал, что изучил, что нашел нового и интересного.
Эти папки вот уже около 10 лет путешествуют по группам, постоянно пополняются и помогают педагогам интересно работать.

 Выставки

В методическом кабинете, кроме стационарного методического материала, постоянно проходят выставки.

Тема выставки зависит:

  • от годового плана и образовательной программы,

  • от организуемых мероприятий ДОУ и города,

  • от организации конкурсов и смотров,

  • от аттестации,

  • от поступления литературы и дидактиче­ских материалов,

  • по текущей необходимости (возникновение проблемы) и др.

Содержание выставок бывает самым разнообразным: это и игрушки, и игровые пособия, и литература, иллюстрации, схемы, рисунки, видеоматериалы и др.
Выставки могут быть постоянными («Новинки литературы», «Подготовка к педсовету», «Математика — малышам» и т.п.) и временными («Внимание: конкурс!» «Мой Берестов», «Экономика» и др.).

Работа по приоритетным направлениям ДОУ

Наш детский сад № 55 «Радость» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением двух направлений: физического развития и нравственно­патриотического воспитания дошкольников. Весь спортивный инвентарь, дидактические и методические материалы по физическому воспитанию находятся в спортивном зале и бассейне.
Методический материал по нравственно­патриотическому воспитанию расположен в удобном для педагогов и детей месте — минимузее. В нем есть необходимая методическая и художественная литература, российская символика, иллюстративный материал (специальные ламинированные фотографии) о заводе, родном городе, крае, детский уголок «Русская изба».
Другой материал по народному творчеству находится в студиях.

Студия — часть методического кабинета

В нашем детском саду весь воспитательно­образовательный процесс строится на «кабинетной системе». В детских садах их называют студии.
Дети во время занятий делятся на подгруппы. Одни занимаются в группах с воспитателями, другие — в студиях со специалистами.
В студиях работают высококвалифицированные специалисты, мастера своего дела. И их я привлекла к методической работе. Они в нашем детском саду выполняют несколько функций старшего воспитателя: консультируют воспитателей, выдают дидактический материал по своей тематике в группы, подбирают методическую литературу, составляют каталоги, аннотации на статьи, разрабатывают необходимые рекомендации по работе с детьми и родителями.
Старший воспитатель координирует и контролирует их работу, а также работает в режиме консультаций. Весь дидактический материал в студиях распределен так же, как и в методическом кабинете.

Работа с педагогами

Главные и основные посетители методического кабинета — конечно же воспитатели. Поэтому при подборе методического материа­ла важно учитывать мнение педагогов. С этой целью я провожу анкетирование воспитателей, анализирую все полученные ответы и в соответствии с ними строю работу по организации методкабинета.
Анкеты для воспитателей могут быть общими (решаются общие вопросы) и тематическими (решается какой­то один «узкий» вопрос).
Вот, например, как выглядит общая анкета для воспитателей — «Методический кабинет — помощник воспитателя».

1. Удовлетворены ли вы материально­технической базой кабинета?
2. Удобен ли для вас график работы кабинета?
3. Всегда ли вы находите нужный материал в методическом кабинете?
4. Пользуетесь ли вы материалами выставок?
5. Удобно ли вам пользоваться каталогами?
6. Каким материалом вы пользуетесь чаще всего?
7. Чего не хватает из методического материала?
8. Ваши предложения по оснащению методического кабинета.

А это анкета тематическая — «Методиче­ский кабинет — помощник в работе с родителями».

1. Достаточно ли материала по взаимодей­ствию с семьей в методическом кабинете?
2. Какими разработками детскородительских мероприятий вы пользуетесь?
3. Каких материалов не хватает по работе с родителями?
4. Каким опытом работы с родителями вы бы могли поделиться?

На мой взгляд, анкеты не должны быть длинными или предполагающими однозначные ответы («да», «нет»). Это мешает педагогу раскрыться. Поэтому к анкетированию нужно подходить творчески.

Информационные стенды

В кабинете обычно имеются информационные стенды, на которые часто вывешиваются объявления для педагогов. Объявления нужно оформлять так, чтобы педагог ими заинтересовался.
Вот пример объявления, которое должно зацепить воспитателя:

«Дорогой воспитатель! Существуют проблемы, которые тормозят развитие нашего коллектива, не дают нам творчески работать. Но я не в силах исправить ситуацию в одиночку.

Проблемы таковы:

  • отсутствие информации для родителей по охране жизнедеятельности детей,

  • недостаточно иллюстративного материала и фотографий для занятий по ОБЖ.

Нужны ваша поддержка, ваша творческая мысль и творческие действия. Давайте дерзать вместе!»

 График работы методического кабинета

В детском саду есть график работы кабинета. Он нужен для своевременной подготовки педагога к предстоящему рабочему дню. Но часто ко мне в кабинет приходят воспитатели, когда их дети заняты в студиях. Эти часы мы посвящаем работе с литературой, обсуждению насущных вопросов, ознакомлению с новыми дидактическими пособиями.

 Работа с другими организациями и объединениями

Очень часто в методическом кабинете проходят родительские собрания, заседания родительского комитета. Сюда приходят за методической литературой и пособиями студенты педагогического вуза.
Частыми гостями методического кабинета являются педагоги других детских садов и школ города (конференции, методические объединения).
Это требует организации тематических выставок, специального подбора литературы и пособий. Например, к встрече педагогов, родителей и сотрудников ГИБДД по вопросам безопасности детей оформляется специальная выставка.

Хорошо оборудованный методический кабинет, на мой взгляд, — это залог успешной работы не только старшего воспитателя, но и всего коллектива в целом.
Дорогой коллега, если тебе нравится, когда глаза твоих педагогов блестят, если ты хочешь, чтобы в методический кабинет обращались за помощью, если ты хочешь в течение рабочего дня общаться с умными, думающими людьми, — займись оснащением методического кабинета!

Лариса МИНКЕВИЧ,
старший воспитатель детского сада № 55 «Радость»
г. Лесосибирска
Красноярского края

Алгоритм проведения совещания по принятию управленческого решения

Организуя совещание сотрудников в детском саду, мы следуем нескольким правилам, позволяющим повысить эффективность деятельности и выбора альтернатив по принятию управленческого решения.

1. Приглашенные сотрудники заранее информируются о времени, месте и цели совещания.

2. На период проведения совещания исключается возможность отвлекаться: на двери вывешивается табличка “Просьба не беспокоить, идет совещание. Спасибо!”, участники совещания отключают свои мобильные телефоны.

3. Чтобы повысить работоспособность участников, совещание проводится в первую половину дня.

4. Продумывается предметное оснащение совещания. В кабинете заранее готовится все необходимое: доска, маркеры, бумага, технические средства информации.

5. Для участников предусмотрена кофепауза.

6. По поводу спорных вопросов молодые специалисты всегда высказываются первыми. Это дает им возможность ощутить свою значимость и почувствовать себя уверенно.
В их адрес не допускается грубая критика или одергивание.

7. После того, как в результате коллективного обсуждения принимается решение о готовящемся мероприятии или комплекса действий, назначаются ответственные, которые будут вести организационную работу и осуществлять первичный контроль за выполнением намеченных планов.

Виктория ПЕТЕНКО,
заведующая детским садом “Золотая рыбка”,
г. Новый Уренгой

Рейтинг@Mail.ru