Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Продолжение. Начало в № 11, 12, 16, 19, 20, 21, 22, 23/2007

Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

«Секреты кукловода» — серия материалов, в которых читатели знакомятся с некоторыми методами и приемами работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, а также во время индивидуальных занятий и прогулок. Они способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию внимания и воображения, так как в основе данных упражнений лежат универсальные для дошкольного возраста приемы — образ и движение.
Автор материалов — педагог дополнительного образования, лауреат Всероссийского конкурса детских кукольных театров, проводившегося Государственным театром кукол им. С.Образцова, Инна ЯРОСЛАВЦЕВА.

Упражнения для отработки приемов передачи кукольного диалога

Как передать диалог двух кукол? Только озвучивания текста для этого недостаточно.

Для начала предложите двум детям разыграть шутливый диалог (для этого можно воспользоваться фольклорными текстами). Остальные должны в это время наблюдать за говорящими — за их мимикой и жестами, за их взглядами. Нужно напомнить детям, что иногда мы не слышим слов, но сразу понимаем: люди разговаривают друг с другом. За счет чего? Эти наблюдения нужно спроецировать на куклу. Когда одна кукла разговаривает с другой, она должна смотреть на «собеседника», кивать головой, жестикулировать. Когда кукла слушает другую куклу, она замирает.

Ситуации «кукольного» общения

  • Кукла разговаривает по телефону о погоде, о любимой игрушке, о посещении зоопарка, о предстоящем празднике;

  • кукла — диктор и ведет передачи по радио: рассказывает сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»); ведет передачу «Спокойной ночи, куклы», сообщает кукольные новости;

  • куклы разговаривают друг с другом, напевая;

  • куклы приветствуют друг друга: русским поклоном; как дамы и кавалеры на балу; как папуасы из племени тумбо­юмбо; как инопланетяне;

  • куклы изображают солдат и командира: кукла­командир отдает команды: «Смирно! Вольно! Рразой­дись! На­пра­во! На­лево! Вперед! Ша­гом марш! Ползти! Плыть! Прыгать! Лететь!» Куклысолдаты эти команды выполняют;

  • куклы спорят (в парах) на разных языках: звуковом, проговаривая разные звуки; слоговом, проговаривая разные слоги; цифровом, проговаривая разные цифры; тарабарском, проговаривая нелепые и бессмысленные слова; на языке животных, насекомых, птиц (лают, мяукают, жужжат, каркают, шипят и т.п.);

  • куклы делятся на две группы. Одна группа что­то говорит (зовет на помощь, приглашает в гости, прощается), а вторая группа повторяет эти слова, как эхо (в замедленном темпе).

Музыкально­танцевальные импровизации с ручной куклой

Импровизация — одно из важнейших актерских умений. Для ребенка она открывает возможности подлинного творческого развития, так как требует придумывания.

Собственно, ролевая или режиссерская игра и есть пространство для импровизации. То есть импровизация как таковая — состояние, естественное для ребенка. Но театральная импровизация все­таки отличается от игровой. У нее есть конкретная задача — сделать сценический образ живым и более выразительным. Здесь от ребенка требуется перенос игрового опыта в новую для себя область — область искусства.

Для начала лучше, если у ребенка появится опора. Например, в виде музыки, подсказывающей характер движения.

В музыкальнотанцевальных импровизациях от детей именно это и требуется: согласовать движения своих кукол с характером музыкальных произведений.

Задания на музыкальную импровизацию

Куклы танцуют, изображая осенние листья, снежинки, дождинки, бабочек, змей, цветы, рыбок, воздушные шарики.

Куклы танцуют под разную музыку в паре с другой куклой.

Кукла танцует с ребенком: одна ручка куклы лежит на плече ребенка, а вторая — на его ладони.

Танцевальный марафон: дети с куклами образуют группы по три­четыре человека. Одна кукла придумывает какое­нибудь движение, стоящая рядом кукла это движение повторяет. Затем движение повторяет третья кукла, четвертая. Затем по команде куклы исполняют выученное движение все вместе.

Возможен более сложный вариант игры: первая кукла показывает движение, вторая кукла это движение повторяет и прибавляет к нему еще одно движение. Третья кукла повторяет два движения и придумывает свое, третье. Затем куклы все вместе танцуют общий танец.

Упражнения для отработки действий куклы с использованием свободной руки

Упражнения с использованием свободной руки являются своеобразной подготовкой к действиям куклы среди декораций. Ведь кукла на сцене должна чувствовать себя, «как дома». От нее может потребоваться войти в домик или спрятаться за деревом, влезть по лесенке или сорвать цветок.
В данных упражнениях актер с помощью свободной руки изображает различные предметы и разыгрывает маленькие этюды с куклой.

Кукольные прятки

Свободная рука сжимается в кулак. Это камушек. Кукла прячется за камушкомкулаком.

Свободная рука поднимается над куклой, ладонь раскрыта. Это зонтик. Кукла прячется под зонтиком.

Кисть свободной руки — на уровне туловища куклы, пальцы растопырены. Это куст. Кукла прячется за кустом.

Преодоление препятствий

Свободная рука выпрямлена и вытянута вверх. Это дерево или столб. Кукла залезает на верхушку дерева, а потом съезжает по стволу вниз.
Свободная рука приподнята, кисть опущена: это горка. Кукла залезает на горку и съезжает с нее.

Этюды в минигруппах

Эти этюды дети могут выполнять, разбившись на пары или на группы в составе трехчетырех человек. Они самостоятельно распределяют между собой роли одушевленных и неодушевленных предметов.

Превращения кукол

Упражнения на «превращения» должны сопровождаться звуковым рядом. Как озвучивать действия, придумывают дети. Педагог лишь подсказывает, что все действующие персонажи издают какие­нибудь характерные для них звуки.
Куклы превращаются в разных животных — муху, попавшую в сети к пауку; в куколку, превращающуюся в бабочку, и т.д.
Куклы могут изображать различных существ и людей разных профессий: пугало в огороде; поднимающего штангу силача; репку, которую вытягивают из земли; прачку, стирающую белье; матадора, убегающего от быка; фокусника, управляющего летающими предметами, и т.д.
Куклы могут превращаться в разные предметы: в часы с кукушкой («тик­так»; «куку»); в утюг с отпаривателем («пшшш»); в чайник с кипящей водой («бульбуль»).
Эти предметы по мановению волшебной палочки могут «оживать»: кипящий чайник может запрыгать на месте, утюг — поползти и т.д.

Кукольные тренировки

Куклы могут поступить в школу разведчиков или спецназовцев.
Для них предусмотрена серьезная программа подготовки.

Спортивные упражнения

Куклы занимаются боксом, синхронным плаванием, греблей, ездят на лошади, прыгают в длину и в высоту и т.п.

Кукольный массаж

После тренировок куклы отправляются на массаж. Они делают массаж друг другу — массируют спинку, животик, ручки.

Обучение на разведчика

Кукларазведчик украдкой следит за другой куклой — крадется за ней, пригибается, когда преследуемый оглядывается.

Военное задание

Группа кукол­разведчиков выпрыгивают с самолета и ползут друг за другом. Это упражнение дети выполняют, сидя за столом.

Этюды в подгруппах

В отличие от предыдущих этюдов эти упражнения могут выполняться в более крупных группах, состоящих из 8–10 человек.
Удачный ход — кукольная игра в цирк.
Все куклы становятся артистами цирка.
Они осваивают разные цирковые номера.

Акробаты

Куклы ходят по канату (по натянутой веревочке); прыгают с тумбы на тумбу; перетягивают канат (веревочку); строят пирамиду (встают друг другу на голову, на плечи и т.п.).

Силачи

Куклы поднимают гири и штангу, борются друг с другом.

Клоуны

Куклы повторяют друг за другом движения, ходят смешной походкой.

Жонглеры

Куклы изображают, будто жонглируют кольцами или мячами.

Кукольные игры с правилами

Игры проводятся в минигруппах (по 3–4 участника) и в подгруппах (8–10 человек).

Куклы выбирают водящего с помощью считалки или по желанию.

Можно устроить жеребьевку в игре: под музыку передается какой­нибудь маленький предмет. Музыка обрывается, куклы замирают. Водящей становится та кукла, у которой этот предмет оказался в руках.

Салки в кругу

Во время игры куклы стоят в кругу. Салка пытается дотронуться до кукол, а те увертываются. (Ребенок с куклой на руке при этом остается на месте.)

Салки с прятками

Куклы гуляют по кругу. По условному сигналу они разбегаются, пытаясь спрятаться в условных местах — в «домиках»: за спиной взрослого, за спинкой стула, за маленькой ширмой и т.п. Кукласалка пытается осалить тех кукол, которые не успели убежать и спрятаться.

Салки-обнималки

Дети с куклами на руках разбиваются на пары и становятся на расстоянии полуметра друг от друга. Куклы кривляются друг перед другом. По сигналу они должны отбросить кривляние и обняться друг с другом. Водящая кукла пытается осалить какуюнибудь куклу до того, как та «укрылась» в паре.

Вариант игры

По сигналу куклы должны «прилипнуть» друг к другу спиной. Водящий пытается осалить их до того, как они это сделают.

Запрещенное движение

Дети с куклами на руках становятся в линию. Водящий — перед ними. Кукла водящего показывает разные движения. Другие куклы за ней повторяют. Но есть одно движение, которое повторять нельзя. Если кукла это «забыла», она вылетает до следующего кона.

До того, как дети хорошо освоят игру, роль водящего лучше брать на себя взрослому.

Игру можно усложнить, ускоряя темп демонстрации движений. Можно увеличить количество запретных движений.

Найди пару

Куклы гуляют по комнате под музыку. Как только музыка обрывается, они должны найти себе пару. Кукла, оставшаяся без пары, выбывает из игры.

Если детей много, можно предложить им группироваться в тройки.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Relax-Market.ru. Воспользовавшись услугами интернет магазина Relax-Market.ru, Вы сможете по выгодной цене купить массажное кресло и другие оборудование для массажа и укрепления здоровья. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, устраивающие Вас по цене и другим характеристикам, а доставка заказа по Москве и всей России позволит совершить покупку, не покидая кресла за своим компьютером.

При разработке курса использовалась следующая литература:

1. Бабина Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе. Сб. «Я вхожу в мир искусств», № 6 (46), 2001.

2. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. М.: Время, 2004.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.: НИИ художественного воспитания, 1990.

4. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Союз, 1999.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение, Владос, 1995.

6. Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду. М.: Чистые пруды, 2005.

Уважаемые читатели!
У Валентина Берестова есть цикл стихов под названием
«Кукольный театр».
Предлагаем вам придумать и сделать кукол,
описанных в стихотворениях,
и разыграть с ними маленький спектакль.
Фотографии кукол присылайте
на конкурс «Мой Берестов».

Рейтинг@Mail.ru