Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Педагогический дневник воспитателя

_______________________________
(фамилия, имя, отчество)

 _________________________

_______________________________
(группа, детский сад, населенный пункт)

«Педагогический дневник воспитателя» разработан коллективом педагогов Преображенского детского сада «Малышок» Назаровского района Красноярского края и предназначен для фиксирования наблюдений за детьми в ходе педагогической работы.
Анализ наблюдений позволяет сделать некоторые выводы о развитии ребенка, посещающего группу, в частности — о его готовности к обучению в школе.
Дневник состоит из диагностических карт, карт наблюдений, анкет. Работа с дневником поможет выделить достижения, проблемы и трудности ребенка и на этой основе строить индивидуальный маршрут его развития.

Данные дневника можно использовать в повседневной работе для самоконтроля, в индивидуальной работе с родителями, учителями начальных классов.
Представленные в карте данные не должны рассматриваться как диагноз. Педагог может сделать лишь вывод о соответствии или несоответствии уровня развития возможностям возраста. В случаях явного несоответствия при определении готовности к школьному обучению следует порекомендовать родителям обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.

1. Список детей группы с данными о родителях

Дата рождения

Ф.И.О. родителей

Место работы

Адрес, телефон

       

2. Общая характеристика группы

2.1. Общее число детей в группе _________
из них мальчиков _________
девочек _________

2.2. Число детей 5–6 лет _________
6–7 лет __________

2.3. Число детей, работающих левой рукой _________
с дефектами речи _________
с заиканием _________
медлительных (движения, речь) _________
чрезмерно подвижных ______________________________

2.4. Число детей, имеющих хронические заболевания:
Нарушения зрения _________
Нарушения слуха __________
Нарушения осанки _________________________________

3. Собеседование

Собеседование проводится с целью выяснения представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о семье и др., которые могут быть весьма разрознены и не имеют целостной системы. Приведенные ниже «Примерные вопросы» послужат ориентиром при формировании круга вопросов, которые могут составить основу беседы с ребенком. По результатам собеседования вы сможете определить свою дальнейшую работу как с ребенком, так и со всей группой, а родителям дать обоснованные рекомендации по продвижению ребенка в его развитии.

1. Как зовут, имя, фамилия.
2. Сколько лет?
3. С кем живешь? Назови членов семьи.
4. Где живешь? Назови адрес.
5. Чем любишь заниматься? Какие любимые игры?
6. Есть ли дома книги? Что читали тебе взрослые?
7. Посчитай предметы. Поиграй пальчиками. (Пальчиковые игры.)
8. Определи, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, над, под, за, рядом? Умение передвигаться в заданном направлении. Отнеси игрушку в тот угол.
9. Назови дни недели, времена года, время суток.
10. Каких знаешь птиц, животных?
11. Умственные действия: сериации, классификации. (Подбери предметы по форме, цвету, величине; разложи в порядке возрастания, убывания; выдели из набора картинок мебель, одежду, растения; собери пирамиду, матрешку.)
12. Нарисуй, слепи, собери, изобрази.
13. Физическая подготовка, координация, игры, общения — смотреть по наблюдениям. В ходе собеседования, наблюдения ребенок договаривается с детьми, взрослыми, формулирует вопросы, отвечает, выполняет словесные инструкции, стремится к общению.
14. Имеет элементарные навыки поведения. (Здоровается, прощается, благодарит.)

Картина здоровья

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Антропометрические данные

Перенесенные заболевания

       

4. Карта уровня развития ребенка на начало года

Фамилия,
имя ребенка

Уровень физического
развития

Уровень
социально­личностного
развития

Уровень
познавательно­речевого
развития

Уровень
художественно­эстетического
развития

Выводы

           

5. Индивидуальные карты отслеживания динамики развития детей в течение года

Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

Наблюдения проводятся в естественных условиях в течение 2–3 дней. Длительность каждого наблюдения 20–30 минут. Наблюдение и анализ осуществляются по направлениям:

1. Деятельностное предпочтение.

Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд):

— Длительность.
— Разнообразие.
— Насыщенность.
— Партнерство.
— Степень концентрации внимания на деятельности.
— Самостоятельность, активность, инициативность.
— Наличие интереса к результату.

2. Игровая деятельность:

— Виды предпочитаемых игр (лингвистические, подвижные, театрализованные, настольно­печатные, сюжетно­ролевые, конструктивно­строительные).
— Сюжетное и тематическое разнообразие.
— Атрибутизация (реальные предметы, игрушки, предметызаместители).
— Формы организации (совместно­групповая, индивидуальная, малая группа).
— Длительность.
— Ролевое разнообразие.

3. Коммуникация:

— Эмоциональная насыщенность (доброжелательные и негативные тенденции).
— Компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться).
— Выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика).
— Направленность (с кем предпочитает общаться, со взрослым, со сверстником).
— Содержание (по поводу чего происходит общение).
— Инициативность (кто инициатор общения — ребенок или взрослый).

6. Карта уровня готовности ребенка, поступающего в 1-й класс

Фамилия,
имя ребенка

Координация движений

Владеетразличными
видами движений

Сформированы
санитарно­гигиенические
навыки

Психомоторное
благополучие,
неблагополучие

         

Социальное развитие

Фамилия,
имя ребенка

Легко вступает в контакт со взрослыми

Избирательно и устойчиво
взаимодействуетс детьми

Регулирует
свое поведение

Сформирована
учебная мотивация

         

Развитие речи и речевого общения

Фамилия,
имя ребенка

Умеет выделять
звуки в слове

Высказывается
простыми
распространенными
предложениями

Может пересказать
короткий рассказ

Строит связный
рассказ по
сюжетной картине

В диалоге инициативно
высказывается,
умеет привлечь внимание
своими высказываниями

           

Познавательное развитие

Фамилия, имя ребенка

Имеет представления о живой и неживой природе, о своем селе. Кругозор

Сформированы элементарные
математические представления

Сформированы интеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения)

Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе

Психофизические функции, значимые для школьного обучения

Знает колич. и порядк. счет в пределах 10–20

Сравнивает

Состав чисел в пределах
5–10

Простейшие арифметические задачи

Геометрические фигуры

Произвольность

Мелкая
моторика

Координация в системе «глаз — рука»

                       

Развитие детских деятельностей

Фамилия, имя ребенка

Ребенок отображает отношения между людьми (подчинение, сотрудничество) в игровых действиях. Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала

Рисование.
Ребенок изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции

Конструирование.
Ребенок создает из строительного материала постройки по образцу, по схеме, теме, согласно условиям, замыслу (8–10 деталей)

Аппликация.
Ребенок владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое)

         

Уровни готовности ребенка к обучению в школе

1. Здоровье и физическая готовность

— Данные о характере отклонений, имеющихся в системах организма.
— Состояние нервнопсихической сферы (признаки детской нервности — двигательная расторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, тревожности, необоснованные страхи, беспокойный сон, раздражительность).
— Владение двигательными навыками.

2. Готовность функций, значимых для школьного обучения

Данные для выводов.

1. Выше среднего.
Дефектов звукопроизношения нет (недостатки в произношении 1–2 звуков). Рука развита хорошо. Ребенок уверенно работает карандашом, ножницами, рисует, лепит. Его можно назвать ловким. Он хорошо координирует движения, ориентируется в пространстве, имеет чувство ритма.

2. Средний.
Развитие всех вышеперечисленных функций достаточно для выполнения ребенком на хорошем уровне деятельности по программе предшкольного образования для детей 5–7 лет.

3. Ниже среднего.
Развитие одной из перечисленных характеристик отстает от требований, предъявляемых Программой.

4. Низкий.
Недостаточный уровень обнаруживается по двум и более характеристикам.

3. Познавательная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок имеет достаточно конкретные представления о селе, в котором живет, стране, животных, растениях, временах года. Кругозор его достаточно широк.

2. Средний.
Свои знания и представления ребенок может связно и логично выразить в речи. Любознателен, активен. Правильно выполняет в игровой, учебной деятельности задания, направленные на выделение главного, сравнение, обобщение. Может дать адекватное название тексту или изображение, правильно ответить на вопросы: что изображено? О ком, о чем рассказывается? Передает содержание, не исказив при этом существенных связей и зависимостей. При сравнении предметов может находить общие и отличительные черты, хорошо отгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц. Деятельность ребенка, как правило, целесообразна, организованна. Он может сам преодолевать трудности, возникающие в работе, доводить дело до конца.

3. Ниже среднего.
Развитие всех или 3–4 из перечисленных характеристик незначительно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий встречаются ошибки, требуется помощь взрослого.

4. Низкий.
Развитие большинства перечисленных характеристик существенно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий помощь взрослого необходима. Воспринимается помощь с трудом.

4. Социальная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок хочет идти в школу, адекватно представляет себе нормы школьной жизни и психологически готов к их соблюдению, осознает важность и необходимость обучения. Можно с достаточной уверенностью сказать, что он уже перерос игру или перерастает, учебные занятия приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность.

2. Средний.
Ребенок усвоил принятые нормы поведения, умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, чувствует дистанцию в отношениях со взрослыми, воспитателем. Достаточно организован.

3. Ниже среднего.
Ребенок по 1–2 из вышеперечисленных характеристик не в полной мере готов к школе. В школу идти хочет, но привлекательной для него является только внешняя сторона, учебные занятия как таковые не привлекают. В ситуации выбора соотносит свое поведение с поведением других детей с принятыми нормами. Недостаточно организован.

4. Низкий.
Ребенок идти в школу не хочет. К учебным занятиям интереса не проявляет, устойчиво предпочитает им игровые виды деятельности. Нормы общения усвоил плохо. Поведение ребенка неорганизованно (сонлив или импульсивен в действиях, поступках: вскакивает с места без причины, дерется, кричит, опрокидывает вещи).

7. Анкеты для родителей

7.1. Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

Уважаемые родители! Напишите о своем ребенке. Ваши ответы помогут воспитателям быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность.

1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
3. Какое у него любимое занятие?
4. Какие способности есть у вашего ребенка?
5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
6. Часто ли плачет ваш ребенок?
7. Быстро ли он устает?
8. Как он реагирует на неудачи?
9. Как реагирует на замечания, наказания?
10. Как у ребенка проявляется самостоятельность?
11. Каковы отношения со сверстниками?
12. О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам рассказать?

7.2. Социологическая анкета семьи.

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст.
2. Возраст мамы, папы.
3. Место работы и должность мамы, папы.
4. Кто входит в состав вашей семьи?
5. Сколько в семье детей?
6. Какого возраста?
7. Имеет ли семья отдельное жилье?
8. Имеет ребенок свою комнату?
9. Чем любит заниматься?
10.Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

7.3. Анкета «Удовлетворенность родителей услугами детского сада».

Уважаемые родители! Прошел учебный год, в течение которого ребенок посещал детский сад. Конец года — традиционное время подводить итоги. Воспитателю важно знать ваше мнение и пожелания относительно работы.

1. Что вас больше всего привлекает в детском саду?

— Хорошая организация режима.
— Работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья.
— Хорошее отношение воспитателя к ребенку.
— Хорошие отношения между детьми в группе.
— Профессиональный уровень сотрудников.
— Подготовленность ребенка к школе.
— Консультации для родителей.
— Возможность участвовать в жизни детского сада.
— Другое.

2. На каких мероприятиях для родителей и детей вам удалось побывать?

3. Что вам нравится больше всего в таких мероприятиях?

4. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворения от общения с воспитателями.

Приложение № 1

Оценка содержания предметно­развивающей группы

Характер деятельности ребенка

Зоны и виды предметно­развивающей деятельности и среды

Материал для занятий

Примечания

Сюжетно­отобразительная деятельность

Парикмахерская, больница, дом, школа

Сюжетно­образные игрушки, кукольный уголок, игровое оборудование для сюжетно­ролевых игр

 

Познавательно отобразительная деятельность

Сюжетное конструирование.

Природный уголок.

Книжный уголок.

Театрализованная деятельность.

Деятельность по формированию представлений о себе.

Музыкальный уголок.

Строительные наборы, простые конструкторы, сюжетные фигурки.

Растения, аквариум.

Книги, иллюстрации, сюжетные картинки.

Театр, игрушки бибабо, фланелеграф, ширма.

Зеркало, игры для мальчиков и девочек, одежда для ряженья, фотографии, картинки.

Погремушки, нестандартные музыкальные пособия, записи детских песенок, звуков природы, музыки

 

Процессуальная игра

Деятельность с предметамизаместителями, неоформленным материалом

Коробки разных размеров, пузырьки, банки и др.

 

Сенсорное развитие

Игры­занятия: цвет, форма, величина

Вкладыши, пирамидки, пуговицы, шнуровки, молнии и др.

 

Продуктивная деятельность

Рисование, аппликация, лепка

Доска, мел, карандаши, краски, бумага, ножницы, пластилин, шаблоны, трафареты и др.

 

Физическое развитие

Физкультурный уголок.

Условия для свободного перемещения детей

Нестандартное оборудование, мячи, кегли, ленты, обручи, двигательно­моторные
игрушки

 

Результативность

Фамилия, имя ребенка

Знает виды волокон, их применение и виды тканей

Умеет подбирать ткань по цвету, виду, назначению

Знает технику безопасности при работе с иглой и ножницами

Знает виды ручных стежков (стачной, косой, подшивочный)

Умеет выполнять стежки, пришивать пуговицы

Знает о возникновении и развитии одежды

Умеет выбирать ткань, раскладывать выкройку на ткани, раскраивать и сшивать сметочной строчкой

Знает виды тканей, перенос рисунка на ткань, правила раскроя

Умеет составлять эскизы, подбирать ткань, переносить рисунок на ткань

Знает историю народной игрушки, правила раскроя, технологию пошива

Умеет зарисовывать модель игрушки, увеличивать или уменьшать выкройку

Знает, что такое композиция, простейшие швы

Умеет выбирать ткань, переводить рисунок, выполнять простейшие швы

                           

Приложение 2

Мониторинг условий группы

Цель: Осуществить мониторинг организационных условий в группе.
Объект: Условия в группе.
Предмет: Готовность группы.

Критерии (что)

Параметры (через что)

Индикаторы (проявляется)

Инструментарий (чем)

1. НПБ

НПБ документация федерального, краевого, муниципального,

ОУ уровня

Собран пакет документов

Полный перечень документации

2. УМК

Программа

Учебно­методические пособия:

— дидактические средства, оборудования, материалы, наглядные пособия;
— методическая литература;
— детская художественная литература;
— наборы для счета и др.

Тематическое планирование

Наличие в печатном варианте

Наличие, систематизация, перечень





По основным разделам

 

 




Экспертиза

3. Педагогические кадры

Образование

Курсы

Наличие диплома, удостоверения

Справки

 

4. Мотивация родителей

Информирование о группе

Протоколы родительских собраний, сборов, консультаций.

Списочный состав детей. Банк данных детей.

Реклама образовательных услуг (буклеты, объявления).

Заявление, договор с родителями

Анкета

5. МТБ

Предметно-развивающая среда

МТБ (мебель и др.)

Предметнопространственная среда группы, участка

ОУ

Здоровьесохраняющие эффекты среды и пространства

В соответствии с СанПиНами.

Наличие материалов для организации разных видов детской деятельности.

Оборудование и материалы для физического развития, эстетическое оформление группы

Удобство, комфортность, безопасность

«Санитарные правила и нормы»,

«Временные требования…»,

«Требования к организации ПРС»

 

Рейтинг@Mail.ru