Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2008

ДЕТСКИЙ МИР

Ефим АРКИН

Продолжение. См № 2/2008

Игрушка

 (Из работы «Дошкольный возраст» по изд. 1948 г.)

Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение, и все-таки мы его до сих пор не имеем. Слишком многообразна роль игрушки в жизни и развитии ребенка, слишком велика зависимость ее функций от лежащих вне ее условий, от индивидуальных особенностей играющего ребенка, от его изменчивых субъективных переживаний для того, чтобы возможно было создать краткую устойчивую формулировку, характеризующую ее специфические особенности.

Обычное определение игрушки как орудия игры слишком общо и слишком узко, так как игрушка для ребенка является не простым орудием или инструментом игры, она участвует в самом создании игры, она является жизненным нервом игры. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой, как с партнером. Возбуждая творческие силы ребенка, питая его чувства и удовлетворяя его потребности, зарождая новые эмоции и новые интересы, игрушка сама, своей жизнью, всеми перипетиями своего существования обязана своему истинному и единственному творцу — ребенку. Вот где лежит ключ к пониманию огромной роли игрушки в процессе развития детской личности.
В той же мере, в какой ребенок одухотворяет или очеловечивает игрушку, игрушка опредмечивает чувства ребенка. Таким образом, специфическая деятельность ребенка — игра имеет двойственный результат: преобразуя предметы — игрушки, ребенок сам преобразует свои чувства, свое сознание и самосознание. И поскольку в этом двойном преобразовании игрушка исполняет роль и материала, и орудия, и сопротивляющегося элемента, и элемента сотрудничающего, постольку велико ее значение в процессе развития детской личности.

Будучи из всех окружающих предметов наиболее близкой и дорогой ребенку, игрушка занимает особое место в первоначальном формировании эмоциональной сферы, которую игра, а с ней и игрушка по преимуществу обслуживает.

В этой двойной роли — опредмечивании чувства и очеловечения природы — игрушка служит орудием воспитания ребенка, воспитания человеческих чувств и не только чувств, но всей его личности.

…С тех пор, как появилось человеческое дитя, появилась и человеческая игрушка. Игрушки находили при многих археологических раскопках. Так, на месте Древней Трои были найдены терракотовая кукла и погремушка, содержащая металлические частицы. В Египте рядом с детскими мумиями находили игрушки. У нас на Кавказе, в кургане, относящемся к скифской эпохе, найдены бабки и косточки, очень сходные с теми, которые и теперь в ходу в играх грузинских детей.

Наряду с древностью человеческой игрушки, придающей ей ценность замечательного исторического памятника материальной и духовной культуры, необходимо отметить также ее устойчивость.

Действительно, при всей изменчивости тематики, оформления материала, техники производства основные элементы игрушки остались нетронутыми; в условиях первобытной культуры мы находим прообразы большинства наших современных игрушек.

Наряду с этими чертами человеческой игрушки — изменчивостью и устойчивостью, уживающимися в игрушке, несмотря на их противоречивость, мы должны отметить еще очень важную для понимания историкокультурной ценности игрушки черту — многообразие ее связей с различными сторонами быта, культуры, эпохи и класса, породивших ее.

Уже давно установлена тесная связь между игрушкой (в особенности куклой) и религиозным культом. Не только то, что некогда играло роль божка или фетиша, низводится в процессе исторического развития на ступень детской забавы или детской игрушки, но и то, что в глазах взрослого сохраняет мистическое значение (кумира, амулета), в руках ребенка превращается в предмет игры и развлечения.

В столь же тесной связи находится игрушка с искусством. Так называемая народная игрушка и в глубокой древности, как у нас (игрушка наших кировских, горьковских и других кустарей), представляет собой удивительный продукт непосредственного художественного творчества. И, наконец, предметы быта и идеология находят в игрушке свое материальное воплощение.

…Перехожу к рассмотрению нашей современной игрушки. Начну с классификации.

Нелегко вложить в рамки определенных, отгороженных друг от друга разделов такой меняющийся по прихоти творческой фантазии ребенка в своем назначении и использовании объект, как игрушка. В целях классификации игрушек можно исходить из различных принципов: из материала (деревянные, металлические, резиновые, глиняные), из периодов развития ребенка, для которых они назначены, из моментов психологических (веселые, спокойные, возбуждающие). Однако наиболее пригодной и в практическом отношении наиболее удобной следует признать классификацию игрушек, основанную на их тематике. Такая классификация в значительной мере будет совпадать с классификацией игр. В наших работах мы придерживаемся следующего подразделения игрушек:

1) Сенсорные игрушки, преимущественно звуковые: погремушки, трещотки, различные музыкальные игрушки, калейдоскоп.

2) Двигательные (моторные) и моторно-спортивные игрушки, к которым следует причислить также игрушки, изображающие различные виды транспорта (от тележек до аэроплана).

3) Образные игрушки, под которыми мы разумеем игрушки, изображающие животных (мишка, заяц, собачка и т.п.). К этому классу игрушек следует отнести как очень важный самостоятельный вид игрушку, носящую образ человека, т.е. куклу. Ее необычайная древность, место, которое она занимает в истории культуры, и неизменные симпатии, которыми она пользуется у детей всех эпох и народов, дают полное основание для такого выделения.

4) Производственные и технические игрушки, изображающие в упрощенном виде различного рода орудия производства сельскохозяйственного, индустриального и ремесленного человеческого труда (трактор, подъемные краны, фотоаппарат; лопата, грабли и т.д.).

5) Общественнобытовые игрушки. В эту обширную группу игрушек входят все те, которые изображают предметы и принадлежности быта как семейного, так и общественно-политического (предметы домашней обстановки и утвари; флаги и значки).

6) Конструктивные игрушки (различного рода строительный материал и разного типа конструкторы).

В этой классификации, несомненно, много условного. Не говоря уже о том, что при особых обстоятельствах какаялибо двигательная игрушка, например поезд, может заменять куклу, или мяч — собаку, как это имело место в наших наблюдениях, но и помимо таких исключительных превращений, в обычных условиях, эта классификация имеет относительный характер. Не так редко двигательная игрушка, долженствующая стимулировать детскую моторику, пребывает в большей неподвижности и меньше побуждает играющего ребенка к движениям, чем, например, строительный материал. Еще более условным следует признать термин «образная» игрушка. В сущности, каждая игрушка имеет известный образ, реальный или воображаемый. Но мы условно даем это название тем игрушкам, которые заимствуют свой образ из мира живой природы и, подвергаясь в наибольшей степени процессу очеловечения, выполняют в игре активную роль соучастников партнеров, товарищей. Даже вполне, казалось бы, конкретное название «кукла» объединяет большую группу разнородных игрушек, роль которых в игре и характер воздействия на играющих далеко не одинаковы. С этой оговоркой об условности мы пользуемся указанной классификацией при изучении игрушек.

Надо признать, что это изучение едва только началось, и что на этом пути делаются лишь первые шаги. Вопросы о восприятии игрушки, о воспитательном воздействии ее, о различиях восприятия и воздействии игрушки в зависимости от пола, возраста, социальной среды и т.д. почти не затронуты.

Как часто при оценке игрушки не только родители, но и педагоги руководствуются лишь степенью восторга, которую игрушка вызывает у ребенка. Но разве радость и восторг ребенка не могут быть вызваны игрушкой недоброкачественной и в педагогическом отношении даже вредной? Разве в игрушке мы не должны усматривать присущую самой ее природе целесообразность? И разве в практике восприятия имеет решающее значение самый факт удовольствия или восторга ребенка, а не нахождение надлежащего источника, из которого ребенок мог бы черпать свою радость? Ведь мы из опыта знаем очень хорошо, как часто имеющиеся на рынке забавные или «веселые» игрушки (клоуны, пупсы и т.п.) вызывают у ребенка восторг, несмотря на некультурность и уродливость игрушки!

В восприятии ребенком игрушки проявляются с большей выразительностью характерные для детского восприятия черты. Здесь на первом месте мы должны поставить бесструктурную или слабо структурированную целостность. Отсутствие деталей и даже нереальность некоторых элементов не лишают игрушку в глазах ребенка реального, жизненного содержания. С другой стороны, необходимо наличие и подчеркнутость какой-либо одной детали для того, чтобы восприятие было полноценным и живым. Подобно тому как в рисунке дети воспроизводят не то, что они видят, а то, что переживают, так и в игрушке ребенок ищет не объективную копию действительности, а материализованный сгусток своих переживаний, своего опыта. Вот почему упрощенная, не отягощенная деталями игрушка ближе ребенку и понятнее ему, чем технически более совершенная, натуралистически детализированная. Следует ли из сказанного, что в основу детской игрушки должно быть положено простое схематическое построение, что в игрушке ребенок ищет символики?

Ни то, ни другое.

Подобно тому как увлечение игрой является не отходом или бегством ребенка от действительности, а, наоборот, доступной для ребенка формой радостного переживания этой действительности, так и любовь к игрушке и увлечение ею являются выражением любви ребенка к реальным предметам или лицам, которых игрушка благодаря своему оформлению и эмоциональному воздействию делает не только доступными и близкими ребенку, но соучастниками его жизненной деятельности.

В восприятии игрушки ребенок прежде всего реалист, и самое жесткое осуждение получает у него игрушка «не настоящая» («такая лошадь не бывает»). Но реализм ребенка не тождественен с реализмом взрослого. Высшая ступень реализма для ребенка заключается в том, чтобы в игрушке находили отклики и возможность повторения в ярком, сгущенном виде те переживания, которые и вызывают в нем, в заглушенном виде (вследствие трудности общения с ними), те реальные животные, предметы или лица, которых игрушка изображает. Таким образом, игрушка должна быть далека и от мертвой схемы, и от искусственных, формалистических приемов, и от натуралистического копирования.

В указанных особенностях детского восприятия лежит источник близости к ребенку продуктов народного творчества. Наивная непосредственность, динамичность, эмоциональная насыщенность подлинного народного творчества в игрушке, так же как и в сказке, близки и понятны ребенку.

Вот почему в народном творчестве художники и мастера игрушек могут найти неиссякаемый источник обогащения новыми формами, новыми приемами, новой расцветкой, которые в состоянии придать игрушкам свойственную лишь им неувядаемую красоту. И, с другой стороны, замечательные самородки — мастера народного игрушечного производства — должны вступить в тесное общение со строительством новой жизни и с миром подлинного искусства, для того чтобы, отрешившись от застывших традиционных форм и приемов, поднять свое творчество на более высокий уровень технического совершенства и идейного богатства.

Особенностью восприятия ребенком игрушки является его динамичность. …И у взрослого восприятие не является чем-то статическим, неизменно сохраняющим одни и те же черты: оно меняется в зависимости от повторения, ситуации, настроения, окружающего фона и т.д. Картина, мимо которой мы в первый раз прошли равнодушно, впоследствии, когда мы вгляделись в нее, может показаться замечательным произведением искусства.

У ребенка динамичность его недифференцированного восприятия на игрушке особенно ярко проявляется; оно меняется в зависимости от переживания данного момента, от нахлынувших эмоций, использующих ничтожную деталь для придания игрушке каждый раз нового образа. Отсюда многообразность игрушки.

Требования, какие мы должны предъявлять к детской игрушке, очень разнообразны, но все они должны найти свое обоснование в той воспитательной роли, которую мы отводим игрушке, и в особенностях детского восприятия и детского развития, которые меняются вместе с возрастом и развитием ребенка.

…Из всех предметов обстановки, из всего окружающего бытия игрушка воздействует сильнейшим образом на все стороны личности ребенка, на его развитие в целом. Она является не только школой упражнения и укрепления самых разнообразных чувств, как любовь, симпатия, нежность, покровительство, но и средством зарождения новых эмоций.

На игрушке ребенок научается сильно любить, чувствовать и понимать красоту, находить радость в отдаче сил другому воображаемому существу, вверенному его заботам. С другой стороны, на игрушке он может приучиться поверхностно чувствовать, менять по прихоти свои симпатии, находить удовольствие в грубом, пошлом, безобразном. Конечно, то или иное воздействие игрушки на ребенка зависит не только от ее свойств, но прежде всего от педагогического руководства, от опытного или неумелого ее использования, от способа подачи; но все же в самой структуре игрушки, в ее оформлении, тематике заложены возможности высокой ценности и низкопробности.

Сферой чувств не ограничивается влияние игрушки. Эмоционально насыщенное отношение ребенка к игрушке является основой глубокого интереса к ней, и этот согретый живым чувством интерес становится движущей силой, с одной стороны, созидательного творческого воображения, придумывающего разнообразные комбинации и превращения, и, с другой, познавательной способности, толкающей ребенка на путь исследования и экспериментирования, нередко приводящей к разрушению игрушки. Интерес к игрушке приковывает к ней силы ребенка и является, таким образом, средством развития его внимания, настойчивости. Поскольку развитие способности к длительному произвольному сосредоточенному вниманию является школой воли и дисциплины, постольку правильный выбор интересной игрушки способствует первоначальному зарождению и укреплению воли. Отношение игрушки к волевой сфере не ограничивается развитием и упражнением внимания. Всякая игрушка ставит перед ребенком задачу ее освоения и наиболее полного использования и толкает на путь постановки целей — хотя бы примитивных. Таким образом, в активность ребенка игрушка вносит элементы упорядочения, осмысленности, целенаправленности. Зачатки целеустремленности, которая составляет важнейший элемент сложного волевого процесса, наблюдаются в играх 3—4летних детей даже с двигательными игрушками, менее других способствующими развертыванию сюжета и внесению в деятельность ребенка элементов планомерности. Нет сомнения, что развитие целеустремленности и плановости находится в большой зависимости от индивидуальности ребенка, от правильного отношения педагогов к игре и игрушке, но и характер самой игрушки, качество ее оформления и конструкции играют здесь большую роль.

Игрушка вносит организующее начало не только в индивидуальную активность ребенка, но и в деятельность коллектива; она является центром притяжения и группировок; она объединяет, коллективизирует детей с разной силой, в зависимости от индивидуальности детей и самой игрушки; от нее исходят стимулы для первоначальных форм разделения труда.

Говоря об игрушке как орудии воспитания, нельзя не указать на то особое место, которое она занимает в системе физического воспитания. Следует особо выдвинуть группу двигательных игрушек, которые при правильном подборе и конструкции, соответствующей требованиям возраста, не только стимулируют моторику, но и могут служить средством повышения ее работоспособности, усовершенствования координации развития практически нужных рабочих движений и ручных умений.

Намечая в самых общих чертах формы воздействия игрушки на ребенка, мы, конечно, искусственно выделяли отдельные стороны его организации, подвергающиеся влиянию игрушки. В действительности, с какой бы игрушкой не имел дело ребенок, вся его личность вовлекается в деятельность.

Воспитательное воздействие игрушки всякий раз распространяется на всю личность входящего с ней в интимные отношения ребенка, на рост всей сферы его сознания. Однако для целей педагогической практики важно знать, что различные типы игрушек имеют различную воспитательную ценность, так как одни из них приспособлены преимущественно к развитию моторики (двигательные игрушки), другие — к проявлению и упражнению комбинаторных способностей (мозаика, строительный материал), третьи — зарождению и развитию тонких и сложных эмоций (кукла, образная игрушка), четвертые — чувства юмора («забавная» игрушка), и, следовательно, одни и те же игрушки при воспитании различных детей даже одного пола и возраста, в зависимости от их индивидуальных особенностей и условий жизни, приобретают различное значение.

Так, например, в системе воспитания двигательно-беспокойного ребенка моторные игрушки будут занимать совершенно иное место, чем в воспитании вялого и апатичного; ребенок физически ослабленный, например после перенесенной болезни, требует для укрепления его сил, для повышения его инициативности, заражения его духом бодрости и жизнерадостности иных игрушек, чем здоровый, крепкий ребенок. К сожалению, пока во всех подобных случаях приходится руководствоваться результатами эмпирических наблюдений и личного опыта, так как вся эта интереснейшая область типологии игрушек, «индивидуальности» игрушек и индивидуализации их применения для педагогических и лечебно-педагогических целей остается еще непочатым краем, который ждет своих исследователей. <…>

В какой бы форме, в каких бы условиях и какому бы ребенку ни была предложена игрушка, она должна удовлетворять некоторым основным общим требованиям, которые мы попытаемся кратко формулировать. Эти требования различного порядка: гигиенического, педагогического, идеологического (общественно-политического), эстетического. Как ни искусственны приведенные подразделения, они вносят в наши требования к игрушке известную систему, и мы можем их придерживаться, не придавая особого значения их точному отграничению.

1. Гигиенические требования к игрушке

а) Игрушка должна быть свободна и в своем оформлении, и при своем применении от всего, что может грозить опасностью жизни играющего ребенка или окружающих его детей.

б) Она должна быть свободна от элементов, могущих нанести вред здоровью ребенка (краски должны быть прочные, безвредные, без примеси ядовитых веществ: свинца, мышьяка и др.); она должна быть тщательно остругана, края и углы должны быть притуплены и закруглены, нигде не должны торчать гвозди, выдаваться острые, режущие металлические части.

в) Игрушка должна быть прочной и устойчивой. Легко ломающаяся, быстро разрушающаяся, недобросовестно сделанная игрушка является одной из наиболее частых причин нервного возбуждения и перевозбуждения детей в детских садах и поводом для детских конфликтов.

г) Конструкция и материал игрушки должны быть таковы, чтобы она легко подвергалась основательной чистке и дезинфекции без ущерба для ее прочности и качества. Игрушки из волоса, шерсти, мягкие игрушки из бросового материала неизвестного происхождения в массовом детском саду недопустимы.

д) Расцветка, формы и размер игрушек должны быть даны такие, которые не требовали бы большого напряжения со стороны какоголибо органа или системы, не грозили бы переутомлением, например, слишком мелкая мозаика, очень тяжелый строительный материал.

2. Педагогические и идеологические требования

а) Игрушка должна быть яркой, красочной, радостной. Она и по размерам, и по весу, и по тематике и связанным с ней эмоциям, и по предъявляемым в игре с ней требованиям физического и душевного напряжения должна отвечать возрастным и индивидуальным особенностям играющего с ней ребенка.

б) В ассортименте игрушек должны быть такие, которые способны воспитывать в ребенке чувство симпатии к представителям других национальностей и рас. Этой цели обычно служит серия этнографических игрушек. Но для того чтобы эта цель достигалась, необходимо, чтобы художник при создании подобной игрушки, не скрадывая и не искажая национальных особенностей строения тела, умел воплотить его красоту, гармонию, привлекательность.

в) Любая игрушка (в особенности техническая, моторная игрушка, головоломка, конструктор) должна предъявлять к психофизической организации ребенка, к его комбинаторным способностям, к устойчивости внимания и т.д. требование известного напряжения, соответственно с ростом и развитием его сил, но не перенапряжения. Игрушка, которой ребенок не в состоянии овладеть и в игре с которой он обречен на частые неудачи и поражения, приводит к ущемлению детской чувствительности, к состоянию подавленности.

г) Игрушка должна возбуждать и питать творческое воображение, самодеятельность и изобретательность ребенка; для этой цели могут служить комплекты полуфабрикатов, разнообразные игрушки, куклы со снимающейся и надевающейся одеждой, образные игрушки с различными добавочными элементами.

д) Игрушка должна отличаться динамичностью в позе, форме, в красках и в движении. Она должна быть доступна превращениям. Статичность, полная законченность, техническая завершенность, чрезмерная конкретность делают игрушку «мертвой» копией, моделью, ограничивают ее роль тем, что она есть, а не тем, чем она может быть, а между тем именно широкие возможности, открывающиеся перед творческой фантазией, являются в игрушке самым пленительным для ребенка и самым ценным для педагога.

3. Эстетические требования

Игрушка должна быть школой художественного вкуса. Она должна быть средством воспитания в ребенке чувства красоты, понимания прекрасного. У нас еще недавно были в ходу куклы с большим животом, искривленными конечностями, жалкие, рахитические фигурки, безобразные пупсы, неуклюжая игрушечная мебель, уродливые клоуны, игрушки с резким дребезжащим звучанием, писком, грубым треском. Со всем этим хламом, искажающим вкус ребенка, надо вести беспощадную борьбу. Для того чтобы игрушка могла служить школой художественного вкуса, она должна сочетать простоту и гармонию форм и линий с художественной выразительностью даваемого ей образа, с наивной яркостью; она должна быть свободна от всякой вычурности, надуманности, от излишней орнаментики.

В смысле эстетическом многие игрушки старых мастеровкустарей, подлинных выразителей народного творчества, могут служить образцами для создания новой игрушки. Укажу на яркую, прекрасную хохломскую роспись, на некоторые кировские и горьковские игрушки и др.

Из представителей различных типов игрушек я остановлюсь на двух группах: образных и двигательных.

Образные игрушки, воспроизводящие образ животного или человека, пользуются на протяжении необозримого времени у детей всех народов горячей симпатией. Тем удивительнее должно казаться неприязненное отношение к ним, и среди них в первую голову к кукле, со стороны многих взрослых. Только ученым педантизмом, оторванным от живой жизни, можно объяснить такое глубокое расхождение детей и взрослых в отношении к одному и тому же объекту.

В не столь далеком прошлом кукла и у нас вызывала со стороны многих педагогов отрицательное отношение, доходившее до требования исключения ее из инвентаря детского сада. Нет нужды теперь, когда отношение к кукле радикально изменилось, когда кукла является одной из наиболее часто встречающихся и любимых игрушек в наших детских садах, подробно останавливаться на тех обвинениях, которые выдвигались против нее: «кукла — олицетворение старого быта», «кукла — проводник мещанских вкусов», «кукла воспитывает мелочную хозяйственность» и т.д. Все подобные обвинения являются результатом игнорирования многообразных возможностей использования ребенком куклы, результатом многочисленных извращений, шедших от антинаучных теорий, стиравших грани между ребенком и взрослым. Надо уметь пользоваться куклой; кукла при одних условиях педагогического руководства может быть носительницей прекрасных воспитательных ценностей, при других — проводником пошлого мещанского вкуса и ограниченных, бедных интересов. В обоих случаях центр тяжести лежит не в кукле и не в ребенке, а в той жизни, которая окружает ребенка, в опыте и умении тех, кто воспитывает ребенка.

В мире детских игрушек образные игрушки занимают особое место. В чем бы ни заключался источник тех глубоких и прочных симпатий, которые образные игрушки внушают ребенку: в тяге ли его ко всему живому, или же в подчиненности изображаемого игрушкой живого существа, отдающегося в полное распоряжение ребенка и внушающего последнему чувство превосходства, — согретый горячей любовью интерес к ним детей делает их не просто предметами радости и развлечения, а неразлучными друзьями и спутниками ребенка. В образных игрушках ребенок находит своих первых верных товарищей, с которыми он ведет беседы, богатые не столько словами, сколько чувствами, делится своими радостями и печалями. Образные игрушки обогащают психику ребенка, усложняют и уточняют ее содержание, расширяют горизонт. Нелишним будет отметить, что если различные типы игрушек имеются в зачаточном состоянии и у высших животных, то образные игрушки (включая куклу) являются достоянием лишь человеческого рода.

Именно образные игрушки — и среди них на первом месте кукла — будят и питают в ребенке эмоции чисто человеческие и глубоко социальные по своему существу: эмоции любви, дружбы, нежности, покровительства, господства, подчиненности. И эти эмоции — что особенно важно, возникают и растут не на почве борьбы или грубого захвата, а на почве интимного общения.

Кукла заслуживает особого рассмотрения… Как игра, так и игрушка обязаны своим существованием и расцветом в жизни ребенка не заложенной в них целесообразности для будущего развития, а полным их соответствием в настоящий момент особенностям социальной и психофизической организации ребенка, благодаря которым отсутствие той или другой оставляет в жизни ребенка трудно заполнимый пробел.

Перехожу к игрушкам, смысл и назначение которых заключается в движении и передвижении. Движение неудержимо влечет к себе ребенка, оно доставляет ему огромное удовольствие. Никто не испытывает с такой силой то чувство, которое академик Павлов называл «мышечной радостью», как ребенок. Видеть движущийся предмет, следить за ним, гнаться за ним или гнать его — является потребностью ребенка, на какой бы широте и в какую бы эпоху он не жил.

С точки зрения воспитания ценность двигательной игрушки заключается в том, что она не только стимулирует моторную деятельность ребенка, имеющую такое огромное значение для его здоровья и общего развития, но и в том, что наряду с доставляемой ею эмоцией радости она организует движения ребенка, упражняет разнообразные группы мышц, повышает их работоспособность, совершенствует координацию, способствует усвоению необходимых в практической жизни движений и ручных умений.

Двигательные игрушки могут быть подразделены на:

а) самодвижущиеся, движения которых независимы от движения ребенка (заводные, акробаты);

б) игрушки, движения которых в известном направлении и с известной скоростью сопровождаются передвижением ребенка в том же направлении и приблизительно с той же скоростью (тележка, колесо, обруч).

С физиологической точки зрения двигательные игрушки, согласно докладу д-ра А.А. Подъяпольской, могут быть подразделены на:

а) Игрушки, стимулирующие бег (различные животные на колесиках, колесо с длинной палочкой, вожжи и другие виды упряжи для игр в лошадки, деревянные и железные обручи, мячи разных размеров).

Главнейшие требования, которым должны удовлетворять эти игрушки: устойчивость, прочность, достаточная длина веревок, вожжей, обруч, вертикально поставленный, должен быть не ниже конца грудной кости, ширина его для младшего дошкольного возраста 4—5 см, для старшего — 3—31/2 см; палочка к нему должна быть цилиндрической, легкой, длиной 25—30 см, диаметром 2 см; мячи — большие, диаметром 20—25 см, малые — 6—8 см.

б) Игрушки, упражняющие в прыжках: скакалки, веревка для перепрыгивания, снабженная мешочками с песком на концах и стойками с колышками.

в) Игрушки, упражняющие главным образом мышцы плечевого пояса (метание, ловля, попадание в цель): мячи (диаметром 18—20 см), серсо без палочек для младших, с палочками для старших (от 6—7 лет); бабки, кегли различной величины, шары (диаметром 6—8 см).

г) Игрушки, развивающие движения смешанного типа (кнут для щелканья, мяч-маятник, лапты различных размеров и веса).

д) Игрушки, стимулирующие движения смешанного типа: юла с кнутиком, летающие игрушки (змеи, пропеллеры и др.).

К двигательным игрушкам близко примыкают спортивные предметы: лыжи, санки, коньки. Лыжи должны быть легкими и прочными, иметь резинки и на концах веревки, чтобы не расходились, высота должна быть немногим выше плеч ребенка. Санки должны быть двух размеров: длина — 69—72 см, ширина 20—20 см, высота — 20—20 см, длина полоза — 71—81 см. Санки могут быть сделаны со спинкой.

Коньки в дошкольном возрасте не могут быть рекомендованы для массового применения.

Основные принципы оценки и применения моторных и моторно-спортивных игрушек (извлечение из тезисов доклада автора, утвержденных комиссией по двигательной игрушке при Комитете игрушки):

1. Моторные игрушки должны удовлетворять общим требованиям гигиены (см. выше).

2. Для правильной педагогической оценки моторной игрушки необходимо установить, соответствует ли она характеру движений, которые она стимулирует, по напряжению, которого она требует, по эмоциям, с которыми связана игра с нею, тому возрасту и особенностям того индивидуума или коллектива, которым она дается.

3. Последовательность, с которой должны предоставляться ребенку моторные игрушки, должна соответствовать последовательности развития детской моторики. Из этого положения вытекает, что:

а) наиболее ранними моторными игрушками должны быть те, которые упражняют и совершенствуют самые ранние естественные движения (ползанье, хватанье, ходьба, бег, хлопанье, бросанье), осуществляемые крупной мускулатурой;

б) затем следуют игрушки, требующие наряду с перечисленными движениями также движений более координированных, связанных с некоторым сознательным усилием и выполняемых нервными механизмами, легко автоматизирующимися (ритмические удары, балансирование, бросание в легко попадаемую цель, ловля и т.д.);

в) последними по времени выступают моторные игрушки, вызывающие, наряду с движениями предыдущих стадий, и такие движения, в которых участвуют мелкие мускулы и которые требуют для своего успешного выполнения тонкой координации, сильного напряжения, быстрой приспособляемости, устойчивости в направлении, плановости в выполнении.

К разряду игрушек, вызывающих указанные движения, относится большинство спортивных игрушек.

4. Моторные игрушки должны предъявлять к психомоторной организации ребенка требование известного напряжения сил, но не перенапряжения. В моторике, как и в других формах детской активности, надо вести ребенка вперед через удачи, а не подвергать его частым поражениям, которые могут иногда, уже в самом начале, подавить в нем инициативу и веру в свои силы.

5. Последующие стадии моторного развития не исключают моторных игрушек предыдущих стадий, а включают их (с изменениями в конструкции соответственно возрастным особенностям) в общий арсенал игрушек, присоединяя к ним новые. Для многих моторных игрушек не существует точно определенных возрастных границ. Общепринятое представление, будто дети, которые интересуются игрушками младших возрастов и охотно с ними играют, обнаруживают этим свою отсталость, не всегда верно. Мяч, серсо, кегли (городки) являются лучшими доказательствами этого положения.

…Оформление игрушек, материал, техника и приемы производства, расцветка должны носить черты, которые могут сделать игрушку особенно близкой, понятной и родной ребенку данной национальности.

Своеобразие формы должно быть найдено путем внимательного и любовного изучения старой народной игрушки-самоделки, окружающего ребенка мира животных и растений, родного ландшафта, местных материалов и в первую очередь понимания разнообразных продуктов народного творчества (эпоса, песни, музыки, драмы, архитектуры и т.д.).

Рейтинг@Mail.ru