Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. начало см. в № 3, 4/2008

На подступах к тетради

Упражнения на пространственную ориентацию для детей предшкольного возраста

В предыдущих номерах мы знакомили читателей с упражнениями и играми на пространственную ориентацию, связанными с манипуляцией игрушками или с построениями самих детей.
Сегодня мы обсудим следующий шаг в развитии чувства пространства, непосредственно связанный с работой ребенка на листе бумаги.
А именно — с формированием способности самостоятельно «обустраивать» лист.
Дети уже имели дело с линованным листом, когда расставляли маленькие игрушечки в клеточках и в геометрических фигурах. И педагог уже познакомил их со словами «ряд» и «столбик». Ряд — это фигуры, расположенные на одной линии, друг за другом; столбик —
это фигуры, расположенные сверху вниз, друг под другом (друг над другом).
Собственно, чтобы дети это усвоили, достаточно показать: «Вот это ряд, вот это столбик».
На следующем этапе можно ввести понятия горизонтали и вертикали.

Педагог показывает детям компас. Стрелка компаса всегда указывает на север и помогает путешественникам находить дорогу в пути.

Мы тоже собираемся отправить в путешествие какогонибудь персонажа (из маленьких игрушек). Это будет путешествие по листу бумаги. Чтобы наш персонаж не сбился (чтобы не сбились мы сами), нам нужно научиться определять горизонтали и вертикали. Вместо компаса нам послужит карандаш.

Если карандаш лежит вот так, он указывает на горизонтальное направление: педагог кладет карандаш на лист бумаги. Двигаться по листу бумаги надо вдоль горизонтальных линий. Педагог показывает лист, разлинованный горизонтальными линиями.

Если карандаш лежит вот так, он указывает вертикальное направление. Двигаться по листу бумаги нужно вдоль вертикальных линий. Педагог показывает лист, разлинованный вертикальными линиями.

Упражнение первое. Дорога из желтого кирпича

Педагог раздает детям карточки с двумя линиями — вертикальной и горизонтальной. На линии «нанизаны» либо желтые кружочки, либо формы, напоминающие маленькие кирпичики. Каждый ребенок получает по две маленькие игрушки. Это фишки для игры.

«Сейчас, — говорит педагог, — наши игрушки отправятся в путь по дороге, вымощенной желтым кирпичом. А мы посмотрим, кто из них доберется до конца своей дорожки первым».

Далее педагог по существу начинает «диктовать» детям ход движения фигурок, а они должны выполнять эти указания.

«К заветной цели вели две дорожки — вертикальная и горизонтальная. Каждый из наших путешественников выбрал себе свою дорожку. Один решил пойти по горизонтальной дороге (поставьте в начало дорожки любого из своих героев), другой — по вертикальной дороге (поставьте другого героя в начало вертикальной дороги). А теперь слушайте, кто с какой скоростью шел.

Герой, идущий по горизонтальной дороге, сделал три шага вперед. Каждый ребенок отсчитывает три кружка (кирпичика) и перемещает на это расстояние игрушечную фигурку.

Герой, идущий по вертикальной дороге, сделал два шага вперед. Каждый ребенок отсчитывает три кружка (кирпичика) и перемещает на это расстояние игрушечную фигурку.

Герой, идущий по горизонтальной дороге, сделал четыре шага вперед.

Герой, идущий по вертикальной дороге, сделал один шаг вперед…»

И так далее — до тех пор, пока один из героев не доберется до последнего кружка на листе.

«Кто пришел первым? — спрашивает воспитатель. — Тот, кто шел по вертикальной дорожке, или тот, что шел по горизонтальной? А какая дорога длиннее? Почему же путник по ней пришел быстрее? Потому что он очень торопился, делал сразу по многу шагов».

Такое упражнение в игровой форме позволяет ребенку наглядно освоить передвижение по горизонтали и по вертикали.

Упражнение второе. Нарисуй дорожку

Это упражнение практически полностью повторяет предыдущее за исключением одной детали: дети должны сами «выложить» дорожки «кирпичиками».

Педагог раздает детям листы с двумя прочерченными линиями — вертикальной и горизонтальной. У разных детей линии на листах могут располагаться поразному. Прежде чем отправить игрушки в поход, нужно вымостить дорожки кирпичиками.

«Давайте сначала вымостим кирпичиками горизонтальную дорожку. Нарисуем их вдоль линии красным карандашом. (Следы желтого карандаша слишком невыразительны.) Кирпичики должны быть не очень маленькими и не очень большими — такими, чтобы путнику было удобно по ним двигаться. Старайтесь сделать так, чтобы кирпичики прилегали друг к другу, иначе путнику придется прыгать с камушка на камушек, и он быстро устанет.

Теперь нарисуйте синие кирпичики вдоль вертикальной линии».

После того, как дети закончат рисовать, педагог предлагает им поставить игрушки в исходное положение и начинает диктовать порядок движения.

Упражнение третье. Несколько дорожек

По сравнению с предыдущими упражнениями, в этом дети имеют дело не с одной горизонталью и с одной вертикалью, а с несколькими.

Каждый ребенок получает листок с одной вертикалью и с одной горизонталью, выложенными кирпичиками.

Но сегодня в путешествие собираются отправиться не два путешественника, а больше. Пусть дети посчитают, сколько у каждого из них игрушек. Игрушек четыре. А дорожек? Всего две. Это меньше, чем нужно. Каждому путешественнику нужна своя дорожка. Сколько дорожек еще требуется?

Верно, еще две.

Новую горизонтальную дорожку нужно нарисовать над старой горизонтальной дорожкой.

«Покажите рукой, как потянется эта дорожка. Вот так: слева направо, справа налево. Поместите карандаш на месте будущей дорожки. Как он ляжет?»

Другую, новую вертикальную дорожку нужно нарисовать справа от уже существующей вертикальной дорожки.

«Покажите рукой, как потянется эта дорожка. Вот так: сверху вниз, снизу вверх. Поместите карандаш на месте будущей дорожки. Как он ляжет?»

«Теперь попробуйте провести горизонтальную линию слева направо. Конечно, она не получится очень ровной. Но это ничего. Когда будете тянуть линию, поглядывайте на дорожку внизу: старайтесь не сильно к ней приближаться и не очень сильно от нее отдаляться».

Педагог показывает, как «тянуть» дорожку по горизонтали (слева направо), потом — по вертикали (сверху вниз). Если у когото из детей нужная линия сразу не получится, нужно иметь запасные листочки с изображением стартовых линий. При необходимости можно помочь ребенку.

Затем дети, как и во втором упражнении, выкладывают дорожки кирпичиками.

А потом, под диктовку педагога, пускают по ним игрушечных путешественников.

Листочки должны быть небольшими, чтобы дети сумели протянуть линии от одного края до другого. И диктовка в этот раз будет более короткой.

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru