Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

КНИЖНЫЙ ШКАФ

О свистульках и матрешках

Познавательный материал в помощь воспитателю

Устроим свистопляску!

Дымково в прошлом — городская слобода старинного города Вятка (недавнего Кирова). Здесь жили гончары. В былые годы Дымка славилась не столько своими барышнями да всадниками, сколько озорными свистульками. Собственно, все глиняные игрушки на Руси изначально были свистульками. Но в Дымково, как говорится, «свистели все». Тут был даже особый праздник под названием «Свисто­пляска», когда стар и мал выходили на улицу со свистульками и свистели, кто как мог. Даже соревнования разные устраивали: кто дольше, да кто красивее, да кто песню высвистит.

Праздник этот, утверждают исследователи, восходит к языческим временам и связан с поклонением богу Солнца Яриле, со встречей весны. А легенда рассказывает, что с помощью свистулек жители древней Вятки как­то раз испугали врагов, осадивших город: выбрались ночью из крепости, обошли вражеский стан и как засвистят во все свистки. Враги со сна решили, что на помощь горожанам прибыло огромное войско, в страхе сняли осаду и ушли восвояси. Может, это и неправда, но праздник в народе очень любили. И в языке до сих пор живет выражение «устроить свистопляску». Позже название праздника сменилось на другое, более спокойное, — Свистунья. Отдавая дань старине, Свистунью в Вятке празднуют до сих пор.

Предок русской матрешки — японец

Матрешка, ставшая в наше время символом русской культуры, на самом деле сравнительно молода. Ей около 130 лет. Свое происхождение матрешка ведет от японской куклы, использовавшейся в ритуальных гаданиях. Кукольный японец и подарил идею создания новой игрушки художнику Сергею Малютину из подмосковного поселка Абрамцево. По эскизу Малютина местный токарь Звездочкин выточил куклу. А когда художник ее расписал, кто­то из соседей глянул и ахнул: «Как на нашу Матрену похожа!» Так новая игрушка получила имя.

Поселок художников Абрамцево расположен недалеко от Сергиева Посада, славившегося игрушечных дел мастерами. Новая кукла сергиевопосадским игрушечникам очень понравилась. Выточенная из дерева матрешка в сарафане и платочке, со спрятанными внутри куколками казалась очень «родной». Ведь по такому же принципу создавали на Руси деревянные пасхальные яйца — «писанки». Их тоже иногда делали полыми и вкладывали внутрь яички
поменьше.

С 1890 г. в Сергиевом Посаде началось массовое производство матрешек. А в 1900 году новоявленная русская игрушка получила золотую медаль на Международной выставке в Париже. Через некоторое время матрешек стали делать и в других российских городах и селах.

Рейтинг@Mail.ru