Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Галина УРАДОВСКИХ

Продолжение. Начало в № 4/2008

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.

Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.

Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

Автор выражает благодарность педагогическому коллективу детского сада № 34 г. Москвы: Т.И. Старшиновой (заведующей), Т.А. Бердниковой (старшему воспитателю), Л.П. Борисовой, Е.А. Львовой (учителям-логопедам) — за активное участие в экспериментальном исследовании с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР.

ОКТЯБРЬ. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ФРУКТЫ»

Конструирование из бумаги

Занятие № 2. «Созрели яблоки в нашем саду»

Программное содержание

1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе осенью в яблоневом саду. Дать представления о строении яблоневого дерева и его плодах (ствол, ветки, листья, круглая форма, красный цвет, большое по величине, вкусное, сочное яблоко). Продолжить знакомство со свойствами мягкой бумаги.

2. Учить конструировать коллективную пейзажную композицию с опорой на смысловой контекст фоновой картинки, выполненной воспитателем. Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть яблоко в разных по цвету комочках бумаги. Создавать новый, более живописный вариант пейзажной композиции, преобразуя и дополняя ее «яблоками», идентифицируя их по цвету.

3. Упражнять детей сминать пальцами мягкую бумагу в большие комочки — яблоки — и органично «включать» их в контекст заданной композиции.

4. Воспитывать желание работать совместно со сверстниками на фоновой композиции, преобразуя и дополняя ее.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (сад, дерево, яблоня, ствол, ветки, лист, урожай, яблоко, салфетка, шарик, комок); прилагательные (красный, желтый, зеленый, сладкий, вкусный, круглый, большой, маленький); глаголы (прижимаю, сминаю, положили, приклеиваю, мну, вижу, показываю, получилось); наречие (много); числительное (один).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Что? — винительный падеж единственного и множественного числа); отвечать на вопросы («Что это?», «Кто это?», «Что делаешь?» с опорой на предмет и действие); строить предложения из двух слов (Тут яблоко. Здесь дерево); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (яблочко, яблочки, яблоньки, комочек, салфеточка, листочек, садик).

Речевой материал

Оно большое, красное,
Вкусное и сладкое.

(Яблоко)

Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко)

Демонстрационный и раздаточный материал

1. Аппликация яблоневого сада (выполненная на большом листе рулонной бумаги) — изображение трех больших яблоневых деревьев. На каждом дереве по 2–3 яблока — цветные круглые комочки: на первом дереве — красные яблоки, на втором — желтые, на третьем — зеленые.

2. Бумажные столовые салфетки красного, желтого, зеленого цветов — по 3–4 листика небольшой величины каждого цвета на каждого ребенка, клеящие карандаши.

Ход занятия

1. Воспитатель разворачивает перед детьми рулон бумаги с изображением яблоневого сада и закрепляет на сдвинутых вместе столах; затем подзывает к себе детей и привлекает их внимание к изображению яблоневого сада, активизирует внимание детей.

Вопросы к детям:

— Что здесь изображено? Что вы здесь видите? Что это? (Это сад.)
— А это что? (Это дерево.)
— Здесь что? (Здесь ветки.)
— На ветках что? (Яблоки.)

— А что тут?

Дети подробно рассматривают картинку, называют все, что изображено на ней. Воспитатель уточняет, что на каждой яблоне растут яблоки определенного цвета, что яблок на деревьях сейчас мало. Воспитатель загадывает детям загадки, затем предлагает сделать так, чтобы на яблонях стало много яблок. Для этого надо скатать цветные шарики и приклеить их на крону яблонь.

2. Дети работают за столами. Сначала они вместе с воспитателем рассматривают бумажные салфетки: уточняется их цвет (красный, желтый, зеленый) и действия, с помощью которых можно сделать из каждой салфетки яблочки разного цвета (красные, желтые, зеленые яблоки). Воспитатель помогает детям смять бумагу и скатать тугие комочки — яблочки из бумажных салфеток.

Возможные комментарии во время работы детей:

— Нина, возьми красную салфетку. — Нина взяла красную салфетку.
— Что это? Нина, что ты взяла? (Салфетку.).
— Нина, какую салфетку ты взяла? Какого она цвета, она какая? (Красная.)
— Миша, тебе дать зеленую салфетку? Скажи, дай салфетку! Повтори! (Дай салфетку.) Какого цвета салфетка, салфетка какая? (Зеленая.)
— Миша, Таня, сомните салфетки! Миша мнет салфетку. И Таня мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Таня, что ты сейчас делаешь? Ты салфетку мнешь? (Мну.)
— Что мы сейчас с салфетками делаем? (Мнем.)
— Что мы сейчас мнем? (Салфетки.)
— У меня получился комок. У меня получилось яблочко. Вот какое яблочко у меня получилось. Таня, у тебя получилось яблоко? (Получилось.)
— Таня, какое яблоко у тебя получилось — маленькое или большое? (Большое.)
— У Тани получилось большое яблоко. А у Ани какое яблоко получилось?
— Вот сколько яблок у нас получилось! Яблоки большие и маленькие!
— Таня, покажи маленькое яблоко! Скажи, это яблоко какое?
— Миша, покажи зеленое яблоко! Правильно, это яблоко зеленое! Скажи, какого цвета это яблоко, какое оно? Повтори: зеленое!
— Сколько яблок у нас получилось? (Много.)

3. Детям предлагается встать изза столов и подойти к фоновой композиции «Яблоневый сад». Сначала нужно разместить бумажные «яблочки» на кроне яблонь, учитывая их цвет (идентифицировать яблоки по цвету), затем помочь воспитателю приклеить комочки клеем.

Дети работают стоя.

Вопросы и комментарии:

— Что мы будем делать дальше? Мы будем приклеивать наши яблочки. Приклеим их на крону —
к веточкам яблоневого дерева. Нина будет приклеивать яблочки. И Таня будет приклеивать. Наши «яблочки» из бумаги мы будем приклеивать. Вот так! Вот какие яблочки на яблоне появились! Какого они размера, какие они? (Большие, маленькие.) А какого цвета это яблоко, какое оно? А эти яблочки какого цвета, какие они?
— По форме яблочки круглые. Аня, скажи, какие яблочки по форме?
— А еще что можно сказать о яблочках? Они какие? (Вкусные, крупные.)
— Что мы все сейчас с нашими яблочками сделали? (Мы их приложили к кроне, мы их приклеили.)
— Что это? (Это яблоко. Это шарик из салфетки.)

Воспитатель показывает детям технические приемы работы с клеящим карандашом.

4. Дети любуются выполненной работой, радуются хорошему урожаю яблок, придумывают ласковые слова о яблонях и яблоках, о получившейся картине.

Конструирование из строительного материала

Занятие № 3. «Красивый заборчик в саду»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, о созревании фруктов (яблок, груш, слив) в садах; дать представление о функциональном назначении забора и его характерных внешних признаках (форма, высота, цвет).

2. Учить строить два варианта забора из кирпичиков по образцу, видоизменять конструкцию одного забора и превращать его в конструкцию другого; зрительно сверять правильность своей конструкции с образцом. Осваивать действия «опредмечивания» — развивать способность видеть забор в определенном сочетании и способе соединения кирпичиков; передавать с помощью деталей конструктора наиболее характерные признаки данного строения.

3. Упражнять детей в вертикальном расположении кирпичиков, ставя их в ряд, плотно друг к другу (первый вариант), ритмично по краю круглого трафарета — «садика» на определенном расстоянии друг от друга (второй вариант); согласовывать работу обеих рук; видоизменять вторую модель забора в первую; конструировать прочную модель забора.

4. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, желание строить и заканчивать начатую постройку; учить работать в коллективе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (сад, деревья, фрукты, яблоки, груши, сливы, забор, кирпичик, дощечка); прилагательные (желтый, длинный, большой, маленький); глаголы (стоит, делать, поставить, строить); наречия (мало, много, ровно, рядом).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие («Кто это?», «Что делает?», «Что это?»); употреблять наречия «много», «мало»; строить предложения из двух слов (Вот забор. Тут сад. Я построил. Мы сделали).

Речевой материал

С.Капутикян

САД

(в сокращении)

Я нарисовала
Яблоневый сад.
Там такие спелые
Яблоки висят.
Там трава желтеет,
Ива у ручья.
У забора будка.
Знаешь, это чья?
В ней живет огромный
Пес сторожевой.
Он хоть нарисованный,
Но совсем живой.

Демонстрационный и раздаточный материал

Картинки с изображением разных видов заборов. Макет «фруктового сада» — картонный круг с «деревьями» и «забором» из кирпичиков; картонный круг и 12–20 кирпичиков для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Воспитатель напоминает детям: в этом году богатый урожай фруктов, в садах созрело много яблок, груш, слив. Он показывает картинки с изображением фруктовых садов с разными заборами; читает стихотворение о фруктовом саде, говорит, что сегодня дети будут учиться строить забор вокруг сада; рассказывает о функциональном назначении забора и характерных внешних признаках (форма, высота, цвет); отмечает, что в заборе есть доски; уточняет, что доски забора могут соединяться между собой плотно или располагаться на некотором расстоянии друг от друга.

Вопросы, сопровождающие рассматривание картинок:

— Что здесь изображено? Что вы здесь видите? (Это сад. Это дом.)
— Что это? (Это дача.)
— Вот это что? (Дорога.)
— Что растет в саду?
— Какие фрукты созрели в саду?
— Что окружает сад?
— Зачем нужен забор?
— Забор сделан из дощечек. Что можно сказать о дощечках? Дощечки какие? (Коричневые, длинные, широкие.)

Затем детям показывают макет «садика» — круг из картона, на котором расположены картонные «фруктовые деревья». Вокруг сада — забор: кирпичики по краю круглого трафарета. Педагог уточняет, что «доски» забора стоят плотно друг к другу (первый вариант забора).

Вопросы к детям:

— Что это такое? Что вы видите у меня на столе?
— Из чего я построила забор? Как называется эта деталь?
— Сегодня я покажу вам, как из кирпичиков построить забор для сада.

2. Воспитатель строит на глазах у детей точно такой же забор и объясняет: ставить кирпичики надо вертикально, на узкую короткую грань, в ряд по краю трафарета («садика»), плотно друг к другу. Образец рассматривается, закрепляется последовательность работы по конструированию забора. Воспитатель просит детей построить точно такой же забор.

Демонстрация процесса с комментариями:

— Сейчас я покажу вам, как построить такой забор для сада. Посмотрите, как я буду строить такой забор. Какую деталь я взяла?
— Я взяла один кирпичик, поставила его вот так, на самую узкую сторону. Теперь беру второй кирпичик. Поставлю его вот так — близко к первому кирпичику. Смотрите, как я поставила кирпичики: каждый кирпичик — на узкую сторону. Один кирпичик рядом с другим кирпичиком. Я поставила их рядом друг к другу, тесно, узкой стороной к узкой стороне. Между кирпичиками нет щелочки. Я поставлю рядом еще один кирпичик — точно так же. Вот как много кирпичиков я поставила.
— Что у меня получилось, как вы думаете?
— Длинный или короткий забор получился?
— Он низкий или высокий?
— Какого цвета забор?
— Вот и готов забор. В садике будет играть матрешка. Теперь вы постройте забор вокруг сада, где будут гулять ваши матрешки. Ставьте кирпичики рядом, тесно кирпичик к кирпичику.

Дети самостоятельно выполняют задание. Если кто-то из детей затрудняется с выполнением задания, воспитатель еще раз показывает ему приемы работы — в индивидуальном порядке. У каждого ребенка педагог проверяет освоение приема плотного соединения деталей друг к другу по кругу.

3. Воспитатель демонстрирует детям конструирование второго варианта забора — вертикальное расположение кирпичиков на ритмичном расстоянии друг от друга по краю картонного круга. Обращает внимание, что кирпичики — «доски» — не соединены между собой, а «стоят» друг от друга на расстоянии. Просит детей аккуратно разобрать забор (первый вариант) и сконструировать другой забор, со щелками между досками (второй вариант).

Вопросы и инструкции:

— Сейчас я покажу вам, как построить забор для сада подругому.
— Посмотрите, как я буду строить другой забор.
— Какую деталь я взяла?
— Кирпичики нужно поставить так, чтобы забор получился вокруг всего сада. Посмотрите, как я буду строить большой длинный забор. Забор будет высоким. Какую деталь я взяла?
— Я взяла один кирпичик, поставила его вот так, на самую узкую сторону. Теперь беру второй кирпичик. Поставлю его вот так — рядом с первым кирпичиком. Смотрите, как я поставила кирпичики: каждый кирпичик — на узкую сторону. Кирпичик рядом с кирпичиком. Между кирпичиками щелочка. Я поставила кирпичики не тесно. Между кирпичиками осталась щелочка. Точно так же я поставлю еще один кирпичик. Вот как много кирпичиков я поставила. Что у меня получилось, как вы думаете?
— Длинный или короткий забор получился?
— Он низкий или высокий?
— Много или мало мы взяли кирпичиков?
— Какого цвета наш забор?
— Вот и готов забор вокруг сада. В саду растет много деревьев. На деревьях созрели фрукты. Кукла Таня пойдет в сад гулять. Она будет любоваться садом и есть вкусные фрукты. Теперь вы постройте забор вокруг сада, где будут гулять ваши куклы. Между кирпичиками делайте щелочки.

4. После того, как дети сконструируют второй вариант забора, воспитатель предлагает детям подумать, как его можно видоизменить. Как сделать, чтобы получился другой забор — без щелочек? Надо сделать так, чтобы «доски» плотно прижимались друг к другу.

Вопросы к детям:

— Какой забор был вокруг садика, где играли матрешки? Как мы ставили кирпичики? Оставляли щелочки? (Нет.)
— Мы ставили кирпичики тесно. А сейчас у нас другой забор. Кирпичики стоят не тесно. Как можно сделать подругому? Что нужно для этого сделать?

Дети работают самостоятельно. Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает им решить задачу.

5. По окончании работы дети вместе с воспитателем рассматривают заборчики. Воспитатель отмечает, у кого из детей получился наиболее аккуратный забор с плотно прилегающими друг к другу «досками» — кирпичиками.

Вопросы, завершающие занятие:

— Красивые заборчики мы построили?
— Что растет за забором?
— Из каких деталей мы построили заборчики? Что мы брали?
— Кто будет гулять в саду?

Конструирование из строительного материала

Занятие № 4. «Красивые ворота»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о воротах (широких-узких, низкихвысоких); опорах, перекрытиях, используемых при строительстве ворот и других сооружений.

2. Учить соотносить размеры построек с размерами игрушек; строить по образцу низкие ворота (две опоры и простое перекрытие) и высокие ворота по условиям (изменение набора деталей или одного параметра конструкции); анализировать образец постройки (сначала выделять основные части, затем — дополнительные; называть строительные детали, из которых эти части построены). Развивать воображение, осваивать действие «опредмечивания» — учить видеть ворота в деталях строительного материала, соединенных определенным образом.

3. Учить соединять детали по вертикали и горизонтали в процессе конструирования в вертикальных конструкциях; правильно располагать опоры в пространстве постройки (ставить одну опору точно против другой); аккуратно разбирать конструкцию и убирать строительный материал в коробки; обыгрывать постройку.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (ворота, столбы, перекрытие, кирпичик, кубик, матрешка, машина); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, длинный, короткий, высокий, низкий); глаголы (построить, делать, положить, поставить).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (предложный падеж); отвечать на вопросы («Что это?», «Что делаешь?», «Что сделал?», «Что сделала?», «Что делал?»); согласовывать в мужском и женском роде существительные единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Ваня сделал. Аня сделала); строить предложения, состоящие из двух слов.

Речевой материал

Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.

(Русская народная потешка)

Демонстрационный и раздаточный материал

Кирпичики: 3 коротких, 4 средних; 2 высоких бруска; 3 кубика; игрушки: машина легковая и грузовая.

Ход занятия

1. В начале занятия воспитатель закрепляет с детьми знание деталей строительного материала. Он показывает кирпичики двух величин и кубик, предлагает детям назвать их. Знакомит с новой для них деталью строительного материала — бруском, уточняет, что брусок похож на кубик, но высокий.

Вопросы к детям:

— Какие детали вы знаете?
— Как называется эта деталь? (Это кубик.)
— Что это? (Это кирпичик.)
— Покажите самую широкую сторону кирпичика.
— Покажите узкую короткую сторону.
— Где узкая длинная сторона?
— Эти два кирпичика одинаковые или разные?
— Покажите длинный кирпичик.
— А этот кирпичик длинный? (Нет, короткий.)
— Посмотрите, вот еще одна деталь. Это брусок.
— На что похож брусок?
— Это все строительные детали.
— Что с ними можно делать? (Строить.)

Воспитатель говорит, что сегодня дети будут строить ворота — высокие и низкие. Обращает внимание детей на образец модели низких ворот (постройку из трех коротких кирпичиков); предлагает рассмотреть ворота, выделить основные части конструкции (опоры, перекрытие) и детали, из которых они построены (кирпичики); демонстрирует, как легко проезжает в низкие ворота легковая машина. Затем он на глазах у детей строит еще одни такие же ворота, сопровождая свои действия объяснениями.

Комментарии во время постройки:

— Чтобы построить ворота, важно правильно расположить кирпичики-столбики. Один столбик нужно поставить точно напротив другого столбика. Нужно поставить столбикикирпичики на небольшом расстоянии друг от друга — так, чтобы между ними могла проехать легковая машина. (Проверяет расстояние, проводя между столбиками машину.)

— Сверху на опоры надо осторожно положить еще один кирпичик — перекрытие. Кирпичик-перекрытие нужно положить на столбики широкой стороной — аккуратно, ровно.

А теперь постройте такие же ворота, как у меня.

2. Дети самостоятельно строят ворота. Воспитатель руководит детским конструированием, оказывает практическую помощь, дает советы, подбадривает неуверенных детей.

Затем воспитатель обращается к детям:

— Может ли проехать через эти низкие ворота высокая грузовая машина?
— Почему нет? Давайте проверим! Что нужно сделать, чтобы ворота стали выше?

Дети практическим путем выявляют несоответствие размеров ворот размерам машины. При ответах детей воспитатель следит за тем, чтобы дети не подменяли слова «высокие», «низкие» словами «большие», «маленькие», исправляет ошибки.

3. Воспитатель предлагает построить похожие ворота, но высокие, из трех средних кирпичиков и двух кубиков. Он не объясняет, с какой целью даны детям кубики.

Дети выполняют задание. Педагог в ходе работы обращается к детям с вопросами, направляет их деятельность.

Вопросы к детям:

— Что ты взял(а)?
— Ты положил(а) или поставил(а) кирпичик?
— Ты поставил(а) кирпичики аккуратно?
— Ты поставил(а) кирпичики тесно или на расстоянии друг от друга?
— Что получилось?
— Получились ворота?
— Что сейчас нужно сделать? (Перекрытие.)
— Что ты для этого возьмешь? (Кирпичик.)
— Кирпичик ты положишь или поставишь?
— На что ты кладешь кирпичик? (На кирпичики, на столбики.)
— Где у ворот столбы? Покажи, Ваня!
— Скажи, Оля, что это? (Это столбы.)
— Где у ворот перекрытие? Покажи, Ваня.
— Скажи, Оля, это что? (Это перекрытие.)
— Какого цвета столбы? Они какие?
— Какого цвета ворота? Они какие?

 Дети работают самостоятельно. Воспитатель оценивает детские конструкции. Затем объясняет: чтобы ворота были прочными, их следует укрепить, у каждой опоры необходимо поставить по кубику. Нужно укрепить ворота — поставить кубики по обеим сторонам опор — и проверить, сможет ли высокая грузовая машина проехать в эти ворота.

— Может ли проехать через эти ворота высокая грузовая машина?
— Давайте проверим! Проехала машина? Почему она проехала? Потому что ворота высокие и машина высокая.
— Ваня, это какие ворота?

4. Воспитатель говорит, что дети построили высокие ворота. Но такие ворота можно построить не только из кирпичиков и кубиков. Их можно построить и из других деталей.

Детям дается задание: построить высокие ворота, но для опор использовать бруски. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения в работе.

— Что сейчас нужно сделать? (Столбики.)
— Что ты возьмешь — кирпичик или брусок?
— Брусок ты положишь или поставишь?

5. В конце занятия все рассматривают получившиеся ворота и отмечают их особенности (прочность, ширину, высоту). Воспитатель хвалит детей за то, что все старались во время работы, и предлагает поиграть с машинами. Потом просит тихо разобрать конструкции и убрать материал в ящики.

Вопросы для завершения занятия:

— Мы построили красивые высокие ворота. Из каких деталей мы построили ворота? Что мы брали?

— Перекрытие на чем лежит?
— Столбики лежат или стоят?
— Ваня, эти ворота кто сделал? (Аня сделала. Юра сделал.)

Работа с универсальным конструктором

Занятие № 2. «Яблоневый сад»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе осенью и о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. В процессе достраивания пейзажной композиции осваивать действия идентификации кругов по цвету; замещения ягод, цветов, крыльев бабочек кружочками желтого, красного, синего цветов; конструирование изображения бабочки. Использовать цвет, ритм, симметрию для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому явлению; «дополнять» до целого изображение предметов и объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей в целую конструкцию.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей работы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (яблоко, дерево, ягода, трава, яблоня, крылья, бабочка, гусеница, корзинка, цветы, лето, забор, кружок, картина); глаголы (лежать, поможем, брать, сделать, помыть, положить, собрать, снять, расти, летать, ползать, потерять); прилагательные (нежные, сочные, красивые, высокий, низкий, длинный, зеленый, красный, желтый, синий, красивый, круглый, маленький, большой).

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными (цветок синий, красный, желтый, красивый; забор высокий, низкий; бабочка красивая, маленькая; трава зеленая, низкая; кружок маленький, большой); отвечать на вопросы «Что это?», «Что делаешь?» с опорой на предмет и действие; строить предложения из двух слов (Я беру. Оля сделала); употреблять глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (яблоко лежит — яблоки лежат; я беру —
они берут; я положил — они положили; он сделал — мы сделали; я собрал — мы собрали; я снял — мы сняли; дерево растет — деревья растут; бабочка летит — бабочки летят; гусеница ползет —
гусеницы ползут; бабочка потеряла — бабочки потеряли).

Речевой материал

Е.Благинина

ЯБЛОНЬКА

Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки глаз не отведу!
Солнышко пригреет,
Дунут ветерки,
Опадут, осыплются
Наземь лепестки.
Станет наша яблонька
Проще и бедней,
А зато окажутся
Яблочки на ней.
И подарит яблонька
Людям за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.

Демонстрационный и раздаточный материал

Аппликация — пейзажная композиция «Яблоневый сад летом», выполненная воспитателем на стенде, обтянутом тканью, из деталей конструктора. Композиция состоит из яблоневых деревьев с зелеными яблоками, над деревьями летают бабочки (у бабочек по два желтых крылышка с одной стороны туловища), в траве — красные ягодыклубнички, синие цветы, головки зеленых гусениц выглядывают из травы.

Для каждого ребенка — по 10–15 кругов красного, желтого, оранжевого и синего цветов диаметром 2 см и по «корзиночке» — подносу.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение и привлекает внимание детей к пейзажной композиции, предлагает рассмотреть ее, назвать и описать все объекты: на картине большие деревьяяблони. На яблонях растут яблоки. Они еще не созрели. В траве много цветов, гусениц и ягод.

Вопросы к детям при рассматривании картины:

— Что это? (Дерево, деревья, яблоко, яблоки, цветок, цветы, гусеница, гусеницы, ягода, ягоды, трава, бабочка.)
— Что делает гусеница? Что делают гусеницы? (Гусеница ползает. Гусеницы ползают.)
— Это высокое дерево? Это дерево какое?
— Это большие деревья? Какие это деревья? (Деревья большие.)
— Какое яблоко по форме (цвету, величине)? (Яблоко круглое. Яблоко зеленое. Яблоко большое.)
— Какие яблоки по форме (цвету, величине)?

2. Воспитатель рассказывает детям, что летом много бабочек, они любят летать и кружиться. Показывает на бабочек: «Посмотрите! Эти бабочки так расшалились, что потеряли свои крылышки. Давайте поможем нашим бабочкам, найдем крылья и вернем им!» Воспитатель берет желтые кружочки и дополняет изображение бабочки крыльями, комментируя свои действия. Он предлагает детям включиться в работу. Напоминает, что крылья у бабочек красивые и очень нежные, поэтому брать их следует осторожно, чтобы не сделать больно. Воспитатель поощряет активных детей, поддерживает неуверенных; предлагает полюбоваться сделанной работой. Подводит итог: теперь бабочки с крылышками.

3. Воспитатель переключает внимание детей на ягоды. Уточняет, что ягоды красные, они созрели, их можно собрать в корзиночки, помыть и угоститься за обедом.

— Что ты сделал, Ваня? (Я собрал ягоды.)
— Что мы с вами сделали? (Мы собрали ягоды.)
— Что сделала Оля? (Оля собрала ягоды.)

 После выполнения задания педагог предлагает детям посмотреть на траву и убедиться, все ли ягоды собраны. Подводит итог: было много ягод в траве, сейчас их там нет, они в корзиночках.

Примечание. Воспитатель называет цвета сенсорных эталонов, но не требует от детей их названия. В то же время исправляет ошибки детей и поощряет правильное название цвета детьми.

— Какая красивая картина у нас получилась!

Работа с универсальным конструктором

Занятие № 3. «Собираем урожай яблок»

Программное содержание

1. Развивать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе осенью, о сборе урожая яблок в саду; развивать представления о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. В процессе достраивания пейзажной композиции осваивать действие идентификации «яблок»кружков по цвету; действие замещения яблок кружками трех цветов. Использовать цвет для создания выразительного образа яблоневого сада в момент созревания урожая и передачи радостного отношения к изображаемому событию. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; «дополнять» до целого изображение предметов и объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы в процессе выполнения коллективной работы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (яблоня, яблоко, дерево, ягоды, трава, крылья, бабочка, гусеница, корзина, цветы, небо, земля, ветка, лестница, полоска, кружок, картина); глаголы (созрели, растут, упали, собирать, положить, появились, заменить, прикреплять, положить, снять, летать); прилагательные (нежные, сочные, красивые, высокий, низкий, длинный, зеленый, красный, желтый, вкусные, сладкие, большой, маленький, круглый); наречия (внизу, вверху).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей («Где?», «На чем?» — предложный падеж единственного числа, обозначающий место); ориентироваться в пространственном расположении предметов и правильном употреблении слов, их обозначающих (вверху, внизу); отвечать на вопросы («Что это?», «Что делаешь?» с опорой на предмет, действие); употреблять предлоги «на», «в» (на дереве, на траве, в корзине, в траве, в небе).

Речевой материал

А.Кузнецова

ЯБЛОКИ

(в сокращении)

Настала осень ясная,
В саду созрели яблоки, —
Висят они на яблонях
Красивые и сладкие…
Мы яблоки душистые
Снимаем с веток бережно.
Кладем в траву росистую
Румяные и свежие.

Демонстрационный и раздаточный материал

Пейзажная композиция «Яблоневый сад», выполненная воспитателем на стенде, обтянутом тканью, из деталей конструктора и дополненная детьми на предыдущем занятии. Изменения, внесенные в композицию: у яблонь стоят лестницы с неполным набором реекперекладин, к зеленым яблокам добавились созревшие яблоки. На одном из трех деревьев появились красные яблоки (2–3 шт.), на другом — желтые, на третьем — оранжевые. Рядом с яблонями — три корзины. Корзины красного, желтого и оранжевого цветов.

Для каждого ребенка: полоски-рейки для «ремонта» лестницы; кружки диаметром 2 см (красные, желтые, оранжевые яблоки) — по 10–15 штук.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение, привлекает внимание детей к пейзажной композиции и предлагает рассмотреть ее, назвать и описать все объекты, показать рукой их местоположение: внизу, в траве, много цветов, вверху, в небе, летают бабочки. На больших деревьях-яблонях растут яблоки. Яблоки наверху — на ветках дерева. Яблоки внизу — на земле. Они упали с ветки. На яблонях висят зеленые яблоки. Они еще не созрели. Но на ветках появились и другие яблоки, зрелые. Эти яблоки уже «созрели». Воспитатель побуждает детей к сопряженному и произвольному проговариванию речевого материала.

Вопросы к детям при рассматривании картины:

— Что это? (Яблоки, бабочки, гусеницы, цветы, корзина.)
— Что делают бабочки? Что делают цветы? (Бабочки летают. Цветы растут.)
— Где висят яблоки? Где летают бабочки? (Яблоки наверху. Бабочки в небе.)
— Где лежат яблоки? (Яблоки лежат внизу. Яблоки на траве. Яблоки на земле.)
— Где лежат зрелые яблоки, на чем? (Яблоки лежат на земле, на траве.)
— Какие яблоки (по форме, цвету, величине, вкусу)?
— Где лежат красные яблоки? (Красные яблоки лежат в корзине.)
— Где растут цветы? (Цветы внизу, цветы на земле, в траве.)

Воспитатель показывает на созревшие яблоки. Эти яблоки тоже раньше были зелеными, а потом созрели и стали красными. А эти стали желтыми, эти — оранжевыми. Зрелые яблоки красные, желтые и оранжевые. Воспитатель спрашивает у детей:

— Как мы узнаем, что созрели все яблоки?

Как сделать, чтобы это сразу было видно: на яблонях зрелые яблоки? Нужно заменить зеленые кружочки (зеленые яблоки) на красные, желтые, оранжевые.

Воспитатель показывает детям способы идентификации кружков по цвету за счет наложения и приложения. Один кружокяблоко кладется рядом с другим, точно такого же цвета. Эти кружки одинаковые по цвету: «Мы их положили рядом и увидели, что они одинаковые по цвету». Затем воспитатель накладывает кружки друг на друга и демонстрирует детям, что кружки одинаковые по форме, величине.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей, что на каждой яблоне созрели яблоки своего цвета. На одной они желтые, на второй — оранжевые, на третьей — красные. Детям предлагается заменить зеленые яблоки-кружки на красные, желтые и оранжевые, используя прием сопоставления их по цвету, ориентируясь на те яблочкикружки, которые уже висят на яблонях.

2. Воспитатель рассказывает детям: когда созревают яблоки, их собирают с деревьев. Для этого используют лестницы. У этих лестниц (на картине) сломаны ступеньки-перекладины. Они требуют ремонта.

— Что нам надо сделать, чтобы было удобно срывать яблоки с высоких деревьев? (Надо отремонтировать лестницу.)

Воспитатель начинает «ремонт» лестницы и предлагает детям подключиться к работе. В конце этого этапа работы уточняет, что лестницы были сломаны, теперь они отремонтированы. По лестнице можно подняться снизу вверх до веток, так будет легко дотянуться до каждого яблока.

3. Далее детям предлагается собрать урожай — положить яблоки в корзины. Уточняется, что в красную корзину нужно положить красные яблоки, в желтую корзину — желтые, в зеленую корзину — зеленые яблоки.

4. После сбора урожая яблок просит детей проверить, что все яблоки собраны в корзины, на деревьях не осталось ни одного яблока, а было очень много. Воспитатель подводит итог — весь урожай яблок собран и уложен в корзины.

Лепка

Занятие № 3. «Банан»

Программное содержание

1. Развивать представление детей о характерных признаках формы, величины, цвета такого плода, как банан.

2. Развивать воображение, учить видеть банан в пластическом материале определенной формы и цвета; передавать наиболее характерные признаки плода.

3. Учить лепить банан, используя прием раскатывания пластилина (глины) прямыми (продольными) движениями ладоней для получения «палочки» («столбика»); согласовывать работу обеих рук; видоизменять первоначальную форму (незначительное сведение ее концов) для придания большей схожести с реальным объектом; зрительно контролировать правильность формы банана.

4. Воспитывать желание лепить из глины (пластилина) на доске или клеенке; работать в коллективе в едином темпе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (глина, пластилин, доска, салфетка, кусочек, комок, столбик, банан); прилагательные (желтый, длинный, овальный, большой, маленький, целый); глаголы (отщипывать, раскатывать, катать); наречия (много); числительные (один).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие («Кто это?», «Что делает?», «Что это?»); употреблять числительное «один» и наречия «много»; строить предложения из двух слов (Это — банан. Вот — столбик).

Речевой материал

В.Волина

Обезьяна слону принесла два банана.
Принесла два банана для слона-великана.
Был один банан у него — посмотрите,
Сколько стало всего бананов — скажите!

Демонстрационный и раздаточный материал

Бананы разной величины и спелости (натуральные или муляжи); иллюстрации, изображающие бананы. Пластический материал, доски или клеенки, салфетки.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение и рассматривает с детьми банан, уточняет его цвет, форму (длинный, похож на колбаску).

Вопросы к детям:

— Что это? (Банан.)
— Какой банан по цвету? (Желтый.)
— Какой банан по форме? (Овальный.)
— Какой банан по величине? (Маленький, большой, длинный.)

Педагог показывает и объясняет детям приемы раскатывания комка глины между ладонями прямыми движениями до образования столбика и сведения его концов (незначительного), чтобы получился банан. Учит соизмерять нажим ладоней на ком пластического материала, добиваться его похожести на настоящий банан.

Вопросы к детям:

— Дети, посмотрите, я отщипываю (раскатываю, катаю) кусочек пластилина.
— Что я делаю? Я раскатываю пластилин. Маша, раскатай кусок пластилина.

2. Дети самостоятельно выполняют задание. Затрудняющимся в работе воспитатель индивидуально показывает приемы лепки и дает дополнительные объяснения.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Что это? (Это кусочек. Это столбик.)
— Где столбик? (Вот столбик.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я раскатываю кусочек.)
— Что мы лепили? (Бананы.)
— Какого цвета бананы? Какой они формы? (Желтые, овальные.)
— У нас много бананов или мало? (Много бананов.)
— Где бананы? (Вот бананы.)

3. Воспитатель читает стихотворение и рассматривает с детьми урожай бананов, дает положительную оценку стараниям детей.

— Посмотрите, как много бананов вы слепили. Таня, сколько бананов мы слепили? (Много.)
— Давайте скажем: «Много бананов».
— Сколько у тебя бананов, Дима? (Один банан.)

Рисование

Занятие № 4. «Много яблок на яблонях»

Программное содержание

1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе осенью в яблоневом саду и обобщающим понятием «фрукты».

2. Развивать действия замещения яблок цветными пятнами краски, учить превращать пятна краски в яблоки; развивать действия «опредмечивания» реальных яблок в цветовых пятнах круглой формы на трафарете яблоневого дерева.

3. Учить рисовать яблоки (ставить кистью точку и увеличивать ее в размере круговыми движениями), ритмично располагать их на трафарете яблоневого дерева; закрепить технические навыки и приемы работы с кистью и красками.

4. Учить работать по правилам, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (яблоко, лист, кружок, точка, дерево, ствол, ветка, сад, урожай); прилагательные (красный, желтый, зеленый, круглый, большой, маленький, спелый, одинаковые, разные, красивый); глаголы (расти, спеть, собирать, рвать, рисовать); наречия (мало, много, больше, меньше).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей («Чем?», «Куда?», «Где?» — творительный и предложный падежи с предлогом «на» для обозначения места); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие («Что это?», «Что делаешь?», «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Сколько?»); согласовывать прилагательные с существительными в мужском и женском роде единственного числа в именительном падеже (яблоко большое, маленькое, желтое, зеленое, сладкое); строить предложения из двух слов (Здесь яблоко. Таня нарисовала).

Демонстрационный и раздаточный материал

Предметные картинки с изображением яблоневых садов с разными по цвету и величине яблоками на деревьях; яблоки (муляжи или натуральные); трафаретное изображение яблоневого дерева на бумаге зеленого цвета; гуашь красного, желтого цветов; вода в баночках, кисти большого размера для каждого ребенка.

Речевой материал

Загадка

Оно большое, красное,
Вкусное и сладкое.

(Яблоко)

Я.Аким

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Ход занятия

1. Воспитатель показывает детям яблоко, загадывает загадку о нем, предлагает его рассмотреть, обследовать ладонями, отметить его форму, цвет, величину.

Вопросы к детям:

— Что это? (Яблоко.)
— Возьмите в руки яблоко. Какой формы яблоко? Какое оно? (Круглое.)
— Какой величины яблоко? Какое оно? (Большое, маленькое.)

Затем внимание детей переключается на иллюстрации, изображающие разные по цвету яблоки на яблоневых деревьях. Детям предлагается рассмотреть яблоневые деревья (узнать и назвать ствол, ветки, листья дерева, его плоды яблоки). Воспитатель обращает внимание детей на то, что на одних яблонях одинаковые по цвету яблоки (или желтые, или красные, или зеленые), на других деревьях они разные по цвету: и зеленые, и желтые, и красные.

Вопросы к детям:

— Что здесь изображено? Что вы здесь видите?
— Что это? (Это сад.)
— А это что? (Это дерево.)
— Здесь что? (Здесь ствол.)
— Здесь что? (Здесь ветки.)
— На ветках что? (Листья, яблоки.)
— Какие яблоки на этой яблоне? (Желтые яблоки.)
— Эти яблоки одинакового цвета. Какие здесь яблоки? (Одинаковые.)

Так же рассматриваются зеленые и красные яблоки.

— Посмотрите, дети, на этой яблоне разные яблоки. Какого они цвета, какие они? (Красные, желтые, зеленые, разные.)

2. Детям показывается трафаретное изображение яблоневого дерева; их побуждают нарисовать на нем много яблок. Воспитатель показывает, как рисуются яблоки: следует поставить на кроне дерева цветное пятно и затем увеличить его круговыми движениями, вращая кисть по кругу, чтобы получилось большое круглое яблоко.

3. Воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам; определить для себя, какие по цвету будут яблоки, выбрать нужную краску и приступить к работе. Дети работают самостоятельно.

В процессе работы воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, учит из точки «делать кружокяблоко» (неотрывным вращательным движением по кругу точка расширяется, увеличивается и «сглаживается» по контуру), используя наводящие вопросы. Отрабатывает технику и приемы работы с кистью и красками.

Вопросы в процессе работы:

— Что ты делаешь? (Я рисую яблоко.)
— Что делает Таня? (Таня рисует яблоко.)

4. В конце занятия воспитатель выставляет на стенд 5–6 трафаретов, читает стихотворение о яблоках; предлагает полюбоваться детскими работами, найти самое урожайное дерево с большим количеством круглых яблок; предлагает поговорить о нем.

Вопросы для беседы:

— Посмотрите, дети, как много яблок вы нарисовали. Что делают яблоки на яблоне? (Растут, спеют.)
— Что делают с яблоками осенью? (Собирают, рвут.)
— Сколько яблок мы нарисовали, Таня? (Много яблок.)
— На какой яблоне больше яблок? (На этой яблоне.)
— На какой яблоне меньше яблок? (На этой яблоне.)
— Кто нарисовал эти яблоки? (Маша нарисовала.)
— Кто нарисовал эти яблоки? (Миша нарисовал.)
— Какое дерево самое красивое?
— На каком дереве самые красивые яблоки?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru