Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. начало см. в № 4, 5, 6/2008

Логика — оружие будущего школьника

 

 

В предыдущем номере мы познакомили читателей с таким видом вербальных логических задач для будущих первоклассников, как задачи на подбор словесной пары с противоположным значением.
Сегодня мы продолжим знакомить читателей с задачами на дополнение словесного ряда.

Словесные логические задачи

Другие задачи на составление словесных пар и цепочек

Звериная семья

Первый вариант

Педагог называет слово, ребенок должен сказать, как называется детеныш животного.

Слониха — слоненок
Кошка — котенок
Мышь — мышонок
Лиса — лисенок
Собака — щенок
Лошадь — жеребенок
Курица — цыпленок

Второй вариант

Педагог называет слово, обозначающее самца какогонибудь животного, а ребенок должен назвать самку этого же животного.

Слон — слониха
Кот — кошка
Воробей — воробьиха
Лис — лиса
Волк — волчица
Медведь — медведица
Скворец — скворчиха
Воробей — воробьиха
Петух — курица
Гусь — гусыня
Селезень — утка
Верблюд — верблюдица
Осел — ослица
Козел — коза

Можно объяснить детям, что не для всех животных придумали слова, обозначающие самца или самку. Например, слово «мышь» или слово «крыса» существуют только в женском роде. И для обозначения животных другого — мужского — пола используют выражения «самец мыши», «самец крысы». А с дельфинами все наоборот: им не придумали специального слова для обозначения животных женского пола. Говорят: самка дельфина.

А самая забавная ситуация произошла с вороном и вороной. Это совершенно разные птицы, выглядят поразному и в родственных отношениях не состоят. Ворон вьет гнездо вместе с самкой ворона, а ворона — с самцом вороны.

Третий вариант

Этот вариант объединяет в себе оба предыдущих упражнения. Ребенку нужно подобрать не одно слово, а два, достроив «семейную цепочку».

Образец: слон — слониха — слоненок

Задания:

Петух — … — …
Пес — … — …
Жеребец — … — …
Кот — … — …
Грач — … — …
Скворец — … — …
Медведь — … — …

Правда, эти цепочки отражают не реальные семейные отношения в животном мире, а приемы словообразования. Но мы в данном случае упражняем детей в формальной логике.

Дело мастера боится

Педагог называет слово, обозначающее мастера какогото дела. Ребенок, ориентируясь на образец, должен назвать продукт, создаваемый этим мастером.

Сапожник — сапог
Пирожник — пирог
Булочник — булка
Молочник — молоко
Садовод — сад
Огородник — огород

Другой принцип объединения слов в группу — профессия и место работы.

Строитель — стройка
Почтальон — почта
Крановщик — кран
Тракторист — трактор
Комбайнер — комбайн
Милиционер — милиция
Кондитер — кондитерская
Машинист — …

Формально дети должны сказать «машина». Не ошибка ли это?
Ведь мы привыкли употреблять слово «машина» в значении «автомобиль». А за рулем автомобиля сидит не машинист, а водитель, или шофер.
Можно рассказать детям историю этих слов.

Было время — каких­нибудь сто лет назад, — когда никаких автомобилей не было. И самолетов тоже не было. И поездов. Раньше всего люди придумали паровую машину. Паровая машина приводила в движение паровоз. И человек, управляющий движением паровоза, стал называться машинистом.

Так что все правильно: машинист управлял паровой машиной.
А с развитием техники машинами стали называть и автомобили, и самолеты, и тракторы, и даже танки.

Море — морское, земля — земляное

Ведущий называет слово, отвечающее на вопросы кто? или что?, а ребенок придумывает слово, отвечающее на вопрос какой?

Море — морской
Земля — земляной
Песок — песчаный
Стекло — стеклянный
Дерево — деревянный
Глина — глиняный
Пластилин — пластилиновый
Хлеб — хлебный
Фрукт — фруктовый
Овощ — овощной
Город — городской
Село — сельский
И т.д.

Чей домик?

Педагог называет слово, а ребенок подбирает пару, отвечающую на вопрос чей? Чтобы задача была детям понятней, можно сказать так: «Это домик. Чей он? Решайте сами.

В домике живет Вася. Домик чей? — Васин.
В домике живет Маша. Домик чей? — … (Машин).
В домике живет бабушка. Домик чей? — … (Бабушкин).
В домике живет дедушка. Домик чей? — … (Дедушкин)».

По аналогии составляются предложения с другими именами, со словами мама, папа, тетя, дядя, прабабушка, прадедушка, хозяйка.

У павлина хвост павлиний

Более сложный уровень задач связан с подбором слов, обозначающих принадлежность какомунибудь животному. Можно предложить детям разные предметы и явления для определения их принадлежности — домик, хвост, лакомство и т.п. Сначала педагог задает словесный образец. Затем дети по образцу подбирают пары к словам.

Здесь живет собака. У собаки домик собачий.
Здесь живет кошка. У кошки домик — … (кошачий).
Здесь живет волк. У волка домик — … (волчий).
Здесь живет лиса. У лисы домик — … (лисий).
Здесь живет медведь. У медведя домик — … (медвежий).
Здесь живет воробей. У воробья домик — … (воробьиный).

Это лакомство для комара. Это лакомство комариное.
Это лакомство для крокодила. Это лакомство — … (крокодилье).
Это лакомство для кролика. Это лакомство — … (кроличье).
Это лакомство для птички. Это лакомство — … (птичье).

Это хвост слона. Это хвост слоновий.
Это хвост мышки. Это хвост — … (мышиный).
Это хвост лошади. Это хвост — … (лошадиный).
Это детеныш собаки. Это собачий детеныш.
Это детеныш волка. Это — … (волчий детеныш).
Это детеныш верблюда. Это — … (верблюжий детеныш).

Но есть и проблемные ситуации.
От некоторых слов невозможно образовать производные, отвечающие форме образца.
Например: это детеныш бегемота.
Слова «бегемотный» не существует. И слова «бегемочий» тоже.
Если слов данной формы в языке не существует, нужно предложить детям хлопнуть в ладоши.
 Вот несколько примеров «обманных» слов.

Это птенец зяблика.
Это птенец жаворонка.

Это яйцо динозавра.
Это яйцо кобры.

Такой «недостаток» слов тоже прекрасно обыгрывается в стихах современных поэтов. Эти стихи нужно обязательно детям прочитать перед тем, как предложить им упражнения.

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru