Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. начало см. в № 3, 4, 5, 6/2008

На подступах к тетради

Упражнения, готовящие к письму

Чтобы подготовить ребенка к письму и сделать процесс освоения этого трудного навыка как можно более безболезненным, прибегают к различным ухищрениям. Сегодня на прилавках магазинов можно обнаружить различные «подготовительные прописи», в которых самостоятельному письму предшествует обведение букв по точкам.

В школе в период обучения грамоте используют кальку: ребенок накладывает ее на буквы­образцы и обводит их. И точки, и письмо на кальке служат моторному запоминанию графического образа буквы.

Однако в период предшкольной подготовки лучше не обучать детей письму. Это работа учителя начальной школы. Умеющий писать ребенок в отличие от ребенка читающего не является для учителя благом. Очень часто он обучен не по той методике, которой пользуются в данной школе, пишет не с тем наклоном или не так держит ручку. А для учителя порой важным является даже вид прописей и последовательность упражнений, через которые он ведет детей к становлению навыка письма. Поэтому лучше не торопить события.

Однако иногда дети сами выражают желание научиться писать, да и педагог, работающий в классе предшкольной подготовки, озабочен тем, как подготовить детскую руку к письму. Для этого совсем не обязательно бесконечное штрихование и рисование палочек и крючков.

Лучшим способом были и остаются самостоятельное рисование и лепка.

Но можно использовать и дополнительные упражнения.

Например, упражнения с копиркой.

Копировальная бумага — предмет, который постепенно уходит в прошлое вместе с пишущими машинками. Однако ее еще можно купить в магазинах.

Для ребенка способность такой бумаги передавать образы скрытому от глаз листу бумаги — своеобразное чудо. Поэтому переводить через копирку, рисовать с использованием копирки детям очень нравится.

Можно предложить им набор картинок с изображениями, «прячущими» внутри себя некоторые элементы букв, побуждающие ребенка вписываться в строку, обводить те же самые палочки, но только самым незаметным для себя образом, да еще и получая в результате «отраженное» изображение, которое можно дорисовать и раскрасить.

Мы предлагаем читателям использовать с этой целью картинки для «образного письма», разработанные еще до революции, в 1912 году, учителем народной школы С.М. Новосельским.

Картинки даны в современной, редакционной версии для обведения под копирку.

Рисование под копирку можно предлагать детям в режиме индивидуальных занятий и только по их желанию.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru