Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2008

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Продолжение. Начало см. в № 6, 7/2008

«Что? Где? Когда?»

Экологические игры Натальи Рыжовой

Задача: закрепить у детей представления о некоторых признаках весны.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках.

Вместе с воспитателем дети могут изготовить для игры эмблемы для каждой
команды с символами весны. Воспитатель заранее рассказывает, что дети станут членами клуба игроков «Что? Где? Когда?» и проведут игру. Дети делятся на две команды и выбирают капитанов. Если есть возможность, хорошо заранее сделать видеозапись фрагмента этой телевизионной игры.

Материалы и оборудование: стол с волчком (юлой), вопросы в конвертах (атрибуты игры «Что? Где? Когда?»), «ящик ощущений», в котором лежат природные объекты (например, камни, ракушки, шишки) и любые предметы, сделанные руками человека; рисунки, фотографии растений, включая раннецветущие (примула, медуница, пролеска сибирская и т.п. — набор видов зависит от особенностей растительного мира конкретного региона); вырезанные из бумаги капелька воды и снежинка; карточки с изображением стадий развития растений, которые сажали и за которыми наблюдали дети в группе; карточки с изображением природных факторов, необходимых для развития растения (солнце, капелька воды, земля, дождевой червяк и т.п.); небольшие детские пирамидки с колечками (без верхушки) для подсчета очков каждой команды (количество колечек должно соответствовать количеству вопросов); аудиозапись музыкальных произведений, посвященных весне, аудиозаписи звуков весенних и зимних (осенних) звуков природы.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель напоминает детям правила телевизионной игры «Что? Где? Когда?» (если есть видеоролик, показывает ее фрагмент). Он сообщает: поскольку за окнами весна, сегодняшняя игра посвящается именно этому времени года. Звучит музыка (например, из произведения П.И. Чайковского «Времена года»). Команды садятся за столы.

В процессе игры дети выполняют задания и отвечают на вопросы. Вопросы должны быть разнообразными и оригинальными по форме. Например, такими:

1. Убедите перелетных птиц в том, что они уже могут (или еще не могут) возвращаться в ваши края, перечислив признаки весны.

2. Воспитатель показывает детям фотографии, рисунки растений. Задание: в течение трех минут отобрать фотографии весенних растений.

3. Какие весенние птицы возвращаются в ваши края весной?

4. Воспитатель показывает картинки с изображением природы в разное время года. Задание: отобрать из них те, на которых изображены весенние приметы, и кратко рассказать о них.

5. Ведущий вносит «черный ящик» («ящик ощущений»). Задание: определить на ощупь и вынуть только природные объекты. Дети должны рассказать, можно ли их найти в своем регионе. Одинаково ли они выглядят во все времена года? Происходят ли с ними какие-либо изменения весной?

6. Воспитатель загадывает загадки о весне, весенних явлениях, изменениях в жизни животных и растений.

7. Ведущий дает одной команде бумажную капельку воды, второй — бумажную снежинку. Задание: рассказать, что происходит с капельками воды и снежинками весной.

8. Представитель каждой команды рассказывает короткое стихотворение о весне.

9. Воспитатель раздает командам карточки с изображением стадий развития растений, которые дети выращивали и за развитием которых наблюдали. Задание: разложить карточки как можно быстрее в том же порядке, в каком росло и развивалось растение. Вспомнить название этого растения.

10. Воспитатель включает аудиозапись сначала с весенними звуками природы, а потом — с зимними (осенними). Дети соотносят звуки природы с временами года и определяют, какие именно звуки воспроизведены (например, шум дождя, пение соловья и т.п.).

11. Воспитатель раскладывает перед каждой командой набор карточек, среди которых есть изображение солнца, капельки воды, ветра, земли, птиц и т.п. Задание: выбрать карточки, на которых изображено то, что нужно растениям весной для роста, и объяснить свой выбор.

12. Показать движениями, как птицы собирают веточки и строят гнезда; как просыпается и вылезает из берлоги весной медведь и т.п.

В процессе игры за каждый правильный ответ команда получает колечко и нанизывает его на стержень пирамидки. В конце игры воспитатель помогает детям посчитать количество колечек и определить победителя.

Примечание. Большинство вопросов игры связано с наблюдениями, которые дети проводили во время прогулок и экскурсий и при выращивании растений в группе. Подобные игры можно составить и для закрепления материала по всем сезонам года.

 

Рейтинг@Mail.ru