Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Новые свойства наждачной бумаги

Рисование для ребенка — это возможность высказать свой взгляд на мир, и в то же время — способ освоения мира. Кроме того, через рисование решаются и более частные, приземленные задачи: оно готовит детскую руку к письму, а детское мышление — к восприятию текста.
Поэтому во всех программах дошкольного образования нового поколения такое серьезное внимание уделяется этому виду детской продуктивной деятельности. Чтобы поддерживать интерес малышей к рисованию, педагоги часто знакомят их с нетрадиционными видами изобразительной деятельности. Как правило, это касается способов нанесения рисунков на бумагу — с помощью губки, печатей, методом набрызга.
Но, оказывается, новизной может обладать и материал, на котором рисует ребенок. Ирина БУЛДАКОВА, педагог из Саяногорска, предлагает использовать в качестве такого материала наждачную бумагу.

Как рисуют на наждачной бумаге

Наждачная бумага фактурна. Она чуть просвечивает под нанесенными на нее пятнами и штрихами, создавая иллюзию объемного рисунка. А карандаш, скользя по «наждачке», оставляет на ней необычно яркий цвет. Поэтому рисунки на наждачной бумаге получаются неожиданно эффектными и бархатистыми.

Для рисования понадобится наждачная бумага мелкой или средней зернистости. Перед началом работы нужно нарезать бумагу на части нужного размера и на некоторое время положить их под груз, чтобы бумага не скручивалась.

Рисовать можно восковыми карандашами, масляными мелками, а можно сухой пастелью или школьными мелками. Но в этом случае мелки будут сильно осыпаться, и рисунок получится грязным. При рисовании восковыми карандашами или масляными мелками тоже есть свои сложности: при сильном нажиме они быстро расходуются, поэтому необходимо научить детей регулировать силу нажима на мелок.

Путешествие в Бумажную страну

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Некоторые задачи:

— познакомить детей с техникой рисования на наждачной бумаге;
— закрепить навыки рисования восковыми карандашами, масляными мелками; приемы снятия психомоторного напряжения;
— развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию.

Материалы: наждачная бумага мелкой и средней зернистости, восковые карандаши, масляные мелки; аудиозаписи музыкальных фрагментов.

Предшествующая работа: беседа об изготовлении бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости в Бумажную страну. Как вы думаете, что можно там увидеть?

Дети: Много бумаги, бумажных человечков.

Воспитатель: Правильно, в этой стране много разной бумаги: гладкой и шероховатой, цветной и белой, тонкой и плотной. Но чтобы туда попасть, нам нужен помощник. Кто это, вы сейчас отгадаете.

По бумаге я бегу,
Все умею, все могу,
Хочешь — дождик нарисую,
Хочешь — елочку в снегу,
Хочешь — дядю, хочешь сад.
Мне любой ребенок рад.

Дети: Карандаш!

Воспитатель: Правильно, это карандаш. При помощи карандаша можно нарисовать на бумаге все, что захочется. Карандаши так же, как и бумагу, изготавливают из древесины. Карандаш сможет помочь нам попасть в Бумажную страну.

Входит Карандаш.

Карандаш: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вам нужна моя помощь.

Дети: Здравствуй, Карандаш! Мы хотим попасть в Бумажную страну. Проводи нас туда, пожалуйста!

Карандаш: Хорошо. Я знаю туда дорогу. Только сначала поиграйте со мной. Игра называется «Угадай на ощупь». Я раздам вам маленькие дощечки с разными поверхностями. Вы закроете глаза, потрогаете их и скажете, что эти поверхности вам напоминают. Сначала пусть ваша воспитательница попробует рассказать о своих ощущениях.

Карандаш вручает воспитательнице дощечку, покрытую слоем манной крупы. Манка приклеена к поверхности.

Воспитатель (водит подушечками пальцев по поверхности дощечки): Поверхность дощечки напоминает мне песок. Я представила, что сейчас лето. Я отдыхаю на берегу реки, строю замок из песка.

Карандаш раздает детям дощечки с разными поверхностями — с покрытием из длинного и короткого ворса; с застывшими каплями клея; с приклеенной к доске веточкой ели и др. Несколько детей рассказывают, какие ассоциации вызывают в них прикосновения к дощечкам. (Тем, кому не удалось поделиться впечатлениями, такая возможность будет предоставлена после занятия.)

Карандаш: Вы молодцы! Играть с вами интересно. Я покажу вам дорогу в Бумажную страну.

Звучит «волшебная» музыка. Дети переходят в другое помещение или подходят к небольшой выставке с поделками из бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, как много красивых вещей можно сделать из бумаги. Оказывается, на бумаге можно не только рисовать. Дети, какие поделки вам особенно понравились и почему?

Дети рассматривают выставку и делятся своими впечатлениями. Неожиданно Карандаш обнаруживает пакет.

Карандаш: Ребята, посмотрите, что я нашел. (Разворачивает пакет.) Что это? Вы знаете?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это тоже бумага. Называется она наждачная. Возьмите ее в руки. Какая она на ощупь?

Дети: Шероховатая.

Воспитатель: Эту бумагу используют для обработки деревянных поверхностей, чтобы они превращались в гладкие. Вот так (показывает). А в стране, куда мы попали, на ней еще и рисовать можно. (Проводит по бумаге несколько линий мелком.) Хотите попробовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте нарисуем рисунки на наждачной бумаге и подарим их жителям Бумажной страны. Кажется, таких рисунков здесь нет.

Карандаш: И правда — нет!

Дети: Давайте!

Воспитатель объясняет детям технику работы на наждачной бумаге. Дети получают по кусочку наждачной бумаги и мелки, занимают рабочие места и рисуют рисунок по желанию. Затем выставляют свои работы на временной выставке.

Карандаш: Молодцы, ребята. Какие красивые рисунки у вас получились! Все разные, прозрачные и воздушные.

Воспитатель: Да, необычные рисунки! Вам понравилось так рисовать?

Дети делятся своими впечатлениями о работе с новым видом бумаги.

Воспитатель: Очень интересно вы рассказывали. Однако пришло время покидать Бумажную страну. Спасибо тебе, Карандаш, за интересное путешествие. Приходи к нам еще! До свидания!

Карандаш прощается с детьми и уходит.

Ирина БУЛДАКОВА,
детский сад № 25 «Умка»,
г. Саяногорск, Республика Хакасия

 

Рейтинг@Mail.ru