Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2008

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Трудности школьной адаптации:

как помочь ребенку?

Расставаясь с детьми, в работу с которыми вложено столько сил, «отпуская» их в первый класс, мы не можем не беспокоиться о том, как сложится их грядущая школьная жизнь. Очень часто учителя и воспитатели исповедуют разные педагогические ценности, придерживаются разных педагогических стилей и методов. Поэтому и адаптация детей к обучению в первом классе не всегда проходит гладко.

Можно ли что-нибудь сделать, чтобы хотя бы чуть-чуть смягчить предстоящие трудности?

Вот несколько практических советов.

  • Сводите детей подготовительной группы на экскурсию в ближайшую школу. Договоритесь с администрацией, чтобы экскурсию вели школьники третьих-четвертых классов. Пусть дети пройдутся по школьным коридорам, заглянут в классы, в физкультурный зал, в буфет и даже в туалеты.

  • Организуйте встречу родителей будущих первоклассников с родителями выпускников прошлых лет. Пусть они расскажут о главных трудностях первого года обучения, с которыми пришлось столкнуться им лично: об утренних сборах, о группе продленного дня, о посещении туалета, о том, как получать необходимую информацию о происходящем.

  • Поиграйте с детьми в игры, моделирующие «экстремальные» школьные ситуации.

Игра «Сложи в портфель»

Надо собрать в портфель (рюкзак) разложенные в беспорядке вещи за возможно короткое время. Во время игры, которую можно превратить в увлекательное состязание, особое внимание нужно обратить на «упаковку» продуктов, которые родители дают ребенку в качестве завтрака или в дополнение к завтраку. Продукты должны лежать в специальной, плотно закрывающейся и при этом легко открывающейся коробочке. Если ребенок берет с собой термос или бутылочку с питьем, к этим предметам, помещенным в портфель, тоже нужно относиться с повышенным вниманием.

Кстати, эту тему нужно обязательно обсудить с родителями на одной из майских встреч. Их тоже можно «потренировать» в искусстве укладывания портфеля.

Игра «Найди свою одежду»

Устраивается куча-мала из детских вещей. Нужно быстро отыскать в ней свои вещи и одеться. Эту игру можно провести в присутствии родителей и объяснить им, что вещи, в которых ребенок ходит в школу, лучше метить – либо биркой с именем и фамилией ребенка, либо каким-нибудь отличительным знаком, который легко бросается в глаза и помогает малышу обнаружить предмет одежды.

Игра «Ботинки! В мешок!»

Мешки со сменной обувью – неизбежная школьная реальность. Дети приносят в мешках сменную обувь и упаковывают в них обувь уличную. Это умение нужно обязательно потренировать. В силах воспитателей превратить это в азартную состязательную игру – парную или командную, когда игроки обуваются и разуваются на время.

А внимание родителей нужно обратить на то, что мешок должен легко вмещать в себя сапоги. Возможно, для уличной обуви нужен дополнительный «вкладыш» в виде полиэтиленового пакета.

 

Рейтинг@Mail.ru