Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2008

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Как дети
портфель
искали

Пьеса по мотивам
произведений К.Чуковского
для детей предшкольного
возраста

Действующие лица:

Ведущий
Бармалей
Крокодил
доктор Айболит

} взрослые актеры


Четыре обезьянки
Тотоша и Кокоша
Ласточка
Двое детей-матросов

} актеры-дети

Дети входят в зал. Их встречает озабоченный Ведущий. В руках у него письмо.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Только что я получил письмо — не простое, заказное. Смотрите, что написано на конверте.

Дети пытаются разобрать надпись: «Детям! Срочно!»

Ведущий: Давайте посмотрим, что там написано. (Открывает конверт.) «Ребята, вы меня, конечно, знаете. Я — мальчик из сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр». Это про меня написано:

«Я — за свечку,
Свечка — в печку.
Я — за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать».

А недавно от меня сбежала не только книжка. Недавно от меня сбежал портфель. Со всем содержимым. Теперь я не могу ходить в школу. К тому же я очень волнуюсь. Куда мой портфель мог отправиться? Вдруг он заблудился? Помогите мне, пожалуйста, его найти. А я обещаю мыть руки перед едой и содержать свои вещи в порядке. Ваш грязнуля, который обязательно исправится».

Ну, что, ребята, поможем мальчику отыскать портфель?

Дети: Да! Поможем!

Ведущий: Тогда — в путь, на поиски школьного портфеля! Чтобы попасть в сказочную страну, нужно, как водится, сказать волшебные слова.

Дети берутся за руки и идут змейкой по залу под сопровождение музыки.

Дети и ведущий (хором, двигаясь по залу):

Жил на свете человек
Скрюченные ножки.
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И была у них одна
Скрюченная кошка.
И мяукала она,
Сидя у окошка.

Звучит «волшебная» музыка. Дети и ведущий останавливаются. Ведущий оглядывается.

Ведущий: Кажется, мы попали, куда хотели — в сказочную страну. Только в сказочной стране могут расти такие деревья. (Указывает на дерево, увешанное носками и ботиночками.)

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.

А этот башмачок — с секретом. (Вытаскивает из башмачка записку.)

«Кто загадки разгадает,
Где пропал портфель, узнает».

(Ведущий достает из-под чудо-дерева большой лист с кроссвордом и укрепляет его так, чтобы дети видели.)

Что ж, ребята! Давайте загадки разгадывать.

Загадки к кроссворду

1. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.

(Фольклорная загадка)

2. Как только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой… (портфель).

(В.Берестов)

3. Буквы для письма
Я пишу сама.
Буквы держатся за ручки.
Очень весело пишется… (ручке).

(В.Берестов)

4. — Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его… (учебником) зовут.

(В.Берестов)

5. Кто я, если прямота —
Главная моя черта?

(В.Берестов)

6. Пусть карандашик здесь и мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

(В.Берестов)

Ведущий: Какое слово проявилось после того, как мы загадку разгадали?

Дети (пытаются прочитать): Аф-ри-ка!

Ведущий: Не может быть! Неужели наш портфель отправился в Африку? Это так опасно! Помните?

Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
Почему?

Дети:

В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать!

Ведущий:

Не ходите, дети,
В Африку гулять!
Но портфель-то надо отыскать!

Помните, какую песенку пели звери доктора Айболита, когда он собрался в эту далекую страну?

Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда больные доктора зовут,
Должен оказаться доктор тут как тут.

А мы с вами немного переиначим эти слова:

Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!

А ну-ка, повторяйте за мной:

Ведущий и дети:

Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!

Ведущий: Поплывем в Африку?

Дети: Поплывем!

Ведущий: Поднять паруса!

Звучит музыка. Двое детей в бескозырках поднимают паруса на флагшток барельефного корабля, прикрепленного к заднику сцены. Дети кладут руки друг другу на плечи и качаются в такт музыке. Дети-матросы смотрят вперед из-под руки.

Матросы: Земля! Отдать концы!

Ведущий: Вот мы и в Африке!

Появляется Бармалей в пиратской повязке на голове. За поясом у него нож и пистолет.

Бармалей:

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник
Бармалей.
И мне не надо
Ни шоколада,
Ни мармелада,
А только маленьких,
Да, очень маленьких
Детей!

Ага! Попались! То-то я думал, кого сегодня съесть на ужин!

Ведущий: Не ешь нас, Бармалей! Если ты нас съешь, кто же отыщет потерявшийся портфель? Кто вернет его мальчику, чтобы он смог ходить в школу?

Бармалей: А зачем ему ходить в школу? Вот я ни в какую школу не ходил и ничуть об этом не жалею!

Влетает ласточка, делает круг по сцене, кидает под ноги Бармалею телеграмму.

Бармалей: А это что такое?

Ведущий: По-моему, это телеграмма. Срочная.

Бармалей: И что мне теперь делать?

Ведущий: Надо ее прочитать. В ней содержится что-то важное.

Бармалей вертит телеграмму и так и сяк, приближает к носу, достает из кармана увеличительное стекло и пытается через него рассмотреть написанное. Затем в отчаянии взмахивает руками.

Бармалей:

В школу Бармалей не ходил.
И читать его никто не учил.
Кто поможет разобрать телеграмму,
У того я не стану есть маму.
Кто поможет прочитать мне письмо,
Я не стану есть его самого.

Поможете, а?

Ведущий: Поможем. (Берет у Бармалея из рук телеграмму. Читает.)

«Дорогой Бармалей!
Приезжай поскорей.
А детей, Бармалей,
Пожалей, пожалей!
Напеку пирожков с голубикой,
Со смородиной, клюквой, клубникой.
У окошка мы будем сидеть.
Пирожки потихонечку есть.

Твоя бабушка».

Бармалей: Пирожки? С клубникой? С голубикой? Еду без промедления! Хорошо бы, конечно, закусить пирожками какого-нибудь жареного ребеночка.

Ведущий: Так нечестно. Ты обещал нас не трогать, если мы поможем тебе прочитать телеграмму.

Бармалей: Почему же нечестно? Кто поможет прочитать телеграмму, у того я не стану есть маму. А я ваших мам и не собираюсь есть.

Ведущий: Ай-ай-ай! Какой же ты обманщик!

Бармалей: Ну и что! На то я и Бармалей. (Чешет в затылке.) А давайте так. Поиграем с вами. Если я кого-нибудь поймаю, то съем.

Ведущий: А если не поймаешь?

Бармалей: Придется пирожки на голодный желудок жевать.

Ведущий: Ну, что, ребята? Поиграем с Бармалеем?

Дети: Да!

Дети встают в круг. Проводится подвижная игра — один из вариантов игры в кошки-мышки или в жмурки. В последнем случае жмурка — Бармалей. Бармалей мечется в разные стороны, пытаясь схватить детей. В конце концов в изнеможении опускается на пол.

Бармалей:

От игры я так устал!
Аппетит мой весь пропал!
Ладно. Ищите свой портфель. А я к бабушке поехал, на пирожки. (Уходит, напевая.)

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей…

Выскакивают обезьянки, танцуют, «влезают» на пальмы — на декоративные тумбочки.

Первая обезьянка: Эй, вы кто такие? Зачем в Африку пожаловали?

Ведущий: Мы портфель разыскиваем. Он от мальчика-грязнули сбежал. Вы его случайно не видели?

Обезьянки переглядываются, шушукаются.

Все обезьянки: Наш знакомый крокодил ваш портфельчик проглотил.

Ведущий: Крокодил? Проглотил? Что же теперь делать?

Вторая обезьянка: Вот и крокодил об этом спрашивал.

Третья обезьянка: После того, как он проглотил портфель, у него страшно разболелся живот.

Четвертая обезьянка: Пришлось отправить его к доктору Айболиту.

Все обезьянки: Вы про нашего доктора слыхали?

Ведущий: Конечно, слыхали. И книжки читали, и стихи про него рассказать можем. Ребята, давайте вместе расскажем строки из сказки про доктора Айболита.

Дети и ведущий:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

Все обезьянки: А вот и он сам! И Крокодил с ним.

Обезьянки убегают. Появляются доктор Айболит и Крокодил. В руках у доктора Айболита портфель.

Доктор Айболит (достает трубку и внимательно слушает Крокодила): Скажите «А-а-а!» Итак, уважаемый Крокодил, от всех болезней я вас излечил.

Крокодил (поглаживая себя по животу): Спасибо, добрый доктор.

Доктор Айболит: Прописываю вам строгую диету: никогда, ни при каких обстоятельствах не есть портфели. Особенно — школьные. В них лежит много такого, что очень вредно для крокодильего желудка.

(Открывает портфель, рассматривает его содержимое.) Что-то не пойму, чем набит этот портфель. (Высыпает содержимое наружу. Среди книг и тетрадок там обнаруживаются кокосы, раковины, зубная щетка, мужской галстук, камушки.)

Крокодил: Да это Тотоша с Кокошей! Они с портфелем играли. Все, что под лапу попалось, в этот портфель кидали. Смотрю я, зубная щетка пропала. За это крокодилятам попало. За это я их нашлепал. А портфель от расстройства слопал.

Ведущий: Здравствуй, добрый доктор Айболит! А мы с ребятами как раз этот портфель ищем.

Доктор Айболит: Так это ваш портфель, говорите?

Вбегают Тотоша с Кокошей.

Тотоша: Эй вы! А ну-ка не врите!

Кокоша: Это наш портфель. Мы по берегу шли-шли и портфель на дороге нашли. Он был очень грустный и одинокий. Мы его подобрали и, как могли, приласкали.

Ведущий: Да вы даже не знаете, что в портфель надо класть.

Тотоша и Кокоша: Знаем, нет, знаем!

Ведущий: Зачем же вы тогда в него столько всякой ерунды положили? Это ведь школьный портфель. В нем только школьные принадлежности хранить можно.

Доктор Айболит: Давайте устроим испытание. Если эти чудесные дети умеют портфель собирать, значит, он действительно ваш. У меня есть песочные часы. Пока песочек будет из одной колбочки в другую пересыпаться, нужно успеть собрать портфель: положить туда только те вещи, которые требуются школьнику.

Тотоша: Они не умеют!

Кокоша: Они не успеют!

Хватаются за портфель, тянут его в разные стороны.

Крокодил: Цыц, крокодильчики! Я не шучу. Будете драться, вмиг проглочу!

Ведущий: Ну, ребята, попробуем собрать портфель? Пока песок из одной колбочки в другую не пересыпался?

Дети: Попробуем!

Ведущий: Ведь вы портфель собирать умеете?

Дети: Умеем!

Ведущий: И сделать это быстро сумеете?

Дети: Сумеем!

Игра «Собери портфель»

Выбирают ребенка, который будет собирать портфель. Портфель ставят на некотором расстоянии от кучи разнообразных вещей. Как только песочные часы переворачиваются, ребенок принимается за работу.
Чтобы в игре приняло участие больше детей, игру можно повторить несколько раз.
Можно организовать ее по принципу эстафеты: дети выстраиваются колонной на линии старта, бегут к месту, где сложены вещи, выбирают один предмет, бегут обратно, кладут вещь в портфель и передают эстафету следующему игроку.

Доктор Айболит: Дети все сделали правильно.

Крокодил: Придется признать: это их портфель!

Тотоша: Придется признать?

Кокоша: Придется отдать?

Ведущий: Тотоша, Кокоша! Не расстраивайтесь! Когда вам придет время идти в школу, и у вас появятся портфели.

Крокодилята: Настоящие?

Ведущий: Самые настоящие! И вы научитесь их правильно собирать. А пока советуем вам не грустить и не унывать. А чтоб вы, и правда, не унывали и ребят добром вспоминали, они подарят вам игрушечные портфели, которые сделали сами. В этих портфелях лежат картинки. На картинках нарисованы школьные принадлежности.

Здесь и книжка, и тетрадь,
Карандашик — рисовать.
Краски, ручка и дневник,
Чтобы школьник к ним привык.

Рассматривайте картинки, запоминайте, что должно лежать в портфеле. А нам с ребятами пора отправляться домой — к мальчику, который потерял свой портфель. Поплывем домой, ребята?

Дети: Поплывем!

Ведущий: Поднять паруса на корабле!

Двое детей в матросских шапочках поднимают паруса на корабле. Дети встают в линию и кладут руки друг другу на плечи. Они поют песню. Доктор Айболит, Крокодил и крокодилята машут им и покидают сцену.

Дети:

Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!

В основе редакционной версии
разработка Натальи КОЛЕСНИКОВОЙ,
воспитателя детского сада
№ 4 «Звездочка»,
п. Шушенское Красноярского края

 

Рейтинг@Mail.ru