Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2008

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

90 лет монтессори-педагогике в России

В мае 2008 года исполнилось 90 лет со дня открытия в Петрограде первого детского сада, руководимого Юлией Фаусек и работавшего по системе Марии Монтессори.

Юлия Фаусек

Имя Марии Монтессори сегодня в сознании большинства педагогов ассоциируется с чем-то экзотичным и «заграничным», с чем-то, что плохо сочетается с российской действительностью. Нам трудно себе представить, что к началу ХХ века в Европе существовали всего две оформившиеся системы дошкольного воспитания — фребелевская и монтессорианская. Детские сады, возникавшие в то время, принадлежали либо к одной, либо к другой системе. В прессе широко обсуждались преимущества и недостатки метода Фребеля и метода Монтессори, педагоги и общественные деятели делились на «партии» в зависимости от симпатии к той или иной системе, а воспитательниц детских садов называли не иначе как «фребелички» или «монтессорианки». На анализе их деятельности Сергей Гессен, философ и педагог, работавший в России в первые годы прошедшего столетия, в рамках своей теории педагогики как «прикладной философии» обосновал принципы дошкольного образования.

Появление первых детских садов в России было инициировано «фребеличками». Метод Монтессори по неизвестным причинам снискал себе гораздо меньше поклонниц. Их было всего две — Ю.И. Фаусек и А.П. Выгодская.

В мае 1918 года Юлия Ивановна Фаусек открыла в Петрограде первый детский сад, работавший по системе Монтессори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет.

Примерно в это же время А.П. Выгодская открывает монтессори-сад в Москве. В начале 20-х годов этим подвижницам, ставившим перед собой сложнейшие задачи свободного образования детей в голодные и страшные годы гражданской войны, удалось встретиться, обрести в лице друг друга единомышленниц и собеседниц, но ненадолго.

Вот выдержка из стенограммы протокола III пленума по дошкольному образованию в Советской России, обсуждающего, в числе разных дел, судьбу московского монтессори-садика.

«Текущие дела: о московском д/саде по системе Монтессори.

т. Прушицкая. В Москве существует единственный д/сад по системе Монтессори. Съезд высказался против этой системы, но это не означает, что мы немедленно должны закрыть единственный сад по системе Монтессори. Необходимо опыт этот учесть.

т. Виленская. В настоящее время закрывать учреждение действительно несвоевременно, так как одно дело отрицать систему в целом, другое дело взять из нее наиболее ценное, что можно.

т. Орлова. Мы не закрываем, а реорганизуем. Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад дает опыт, как не строить дошкольное воспитание.

т. Моложавый. Некоторые приемы по системе Монтессори надо использовать, но для этого не нужно иметь особого сада.

т. Прушицкая. Данный д/сад нужно оставить для дальнейшего научного исследования, м.б., изменив состав персонала, влив туда новых работников.

т. Виленская. С закрытием сада надо выждать некоторое время, необходимо сделать еще попытку привлечения партийных монтессорианок.

т. Орлова. Мы не можем тратить громадные средства на заведомо отрицательные результаты этой системы.

Постановили:

1. Просить МОНО сохранить опыт по проверке дидактического материала Монтессори...»

(Стиль и построение фраз стенограммы в целом сохранены. Орфография выправлена с учетом современных требований правописания.)

Детский сад Ю.Фаусек на Шпалерной улице

Детский сад Ю.Фаусек на Шпалерной улице

Ситуация, складывающаяся вокруг садика, вынуждает А.П. Выгодскую отступить. В 1923 году она уезжает за границу и открывает новый замечательный садик — в г. Вильно.

А Фаусек остается в России. Снова в одиночестве. Ей тоже приходится бороться за свое педагогическое детище. И эта борьба длится до начала 30-х годов. Она занимается с детьми, читает лекции по педагогике Монтессори в петроградском Дошкольном институте; пишет и публикует статьи и книги («Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения», «Обучение грамоте и развитие речи по Монтессори», «Обучение счету по Монтессори», «Значение рисования в школе Монтессори» и др.).

Но в 1931 г. группы Фаусек, работавшие по системе Монтессори, все-таки закрывают. Решающую роль в этом играют педагогические взгляды Юлии Ивановны, согласно которым политизация воспитательной работы с дошкольниками является недопустимой. А воцаряющаяся государственная система стремится идеологизировать все вокруг — в том числе и систему воспитания маленьких детей, в которых требуется видеть будущих строителей коммунизма. Кроме того, примат коллективного воспитания и организация обучения по жесткой дисциплинарной модели приходит в явное противоречие с представлениями монтессори-педагогики о роли свободного выбора занятий в воспитании, об индивидуальном темпе и индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

С момента закрытия монтессори-групп Фаусек больше не работает с детьми.

Ее деятельность сосредотачивается на разработке обучающих дидактических материалов и их пропаганде. Только в этом она еще может сохранить верность идеям Монтессори.

Умерла Юлия Ивановна в 1943 году. Ее имя на долгое время исчезло из истории отечественной педагогики — за ненадобностью идей свободного воспитания. Вспомнили о Фаусек только в годы перестройки, когда идеи Монтессори стали казаться актуальными — в связи с возрождением представлений о ценностях свободы. История тем не менее повторилась, и в конце 90-х подавляющее большинство российских монтессори-садиков было закрыто — примерно с той же аргументацией, что приводилась на III пленуме по дошкольному воспитанию. Сохранились лишь отдельные очаги, которые, видимо, и сейчас следует признать «аристократическими», так как они пользуются неизменным спросом у молодых продвинутых родителей.

Подготовлено с использованием архивных материалов,
подготовленных Верой СЕМЕНОВОЙ,
Литературный центр В.Берестова, РГДБ

Рейтинг@Mail.ru