Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2008
Какие только приемы не используются для развития речи детей!
Но в арсенале детских «дворовых» игр существуют такие, которые тоже прекрасно служат этой задаче. Взять хотя бы игру «Чепуха». Ее название вовсе не соответствует ее возможностям. «Эта игра заставляет детей задумываться над смысловыми соответствиями и несоответствиями, развивает в них и чувство слова, и чувство юмора», — считает Елена ЛУПЕКО, воспитатель детского сада № 39 «Светлячок» г. Электрогорска Московской области.

Чепуха — не ерунда!

Дети садятся в ряд на стульчики или на скамеечку. Водящий отходит на некоторое расстояние и отворачивается. Дети по цепочке шепчут друг другу на ухо какое-нибудь слово-предмет — любое, что приходит им в голову: чайник, лопата, забор, кукла, мороженое, курица. Иногда, для пущей выразительности, можно добавить к слову определение: жареная курица, гнилая картошка, дырявое ведро. Слово или сочетание, которое тебе сообщили на ухо, нужно запомнить. Когда каждый из играющих сообщил соседу свое слово, все вместе хлопают в ладоши или кричат: «Готово!» Ведущий возвращается к сидящим и приступает к расспросам.

Вопросы носят произвольный характер: что пришло в голову ведущему, о том он и спрашивает. А ребенок, которому задают вопрос, должен использовать в ответе только то слово, что ему сообщили. Из-за этого возникают смысловые несоответствия, которые очень смешат детей:

— Что ты сегодня ел на завтрак?
— Электрочайник.
— Где ты сегодня гулял?
— На лопате.
— Куда ты отправишься спать?
— На забор.
— Что ты наденешь на бал?
— Жареную курицу.
И т.п.

Качество игры зависит от разнообразия и оригинальности вопросов водящего, поэтому поначалу эту роль берет на себя педагог. По мере того, как дети освоят и полюбят игру, функции водящего можно передать им.

Рейтинг@Mail.ru