Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2008

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14/2008

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.
Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

Руки учат говорить

ДЕКАБРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

Конструирование из деталей строительного материала

Занятие № 11. «Звери идут на новогодний праздник по мостику»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о новогоднем празднике (традиции наряжать елку, устраивать новогоднее представление с гостями, музыкой, песнями, подарками).

2. Познакомить с основными частями моста: пролет, соединяющий два противоположных берега, и опоры, поддерживающие пролет моста. Рассказать о том, что конструкция моста зависит от его назначения: мост для пешеходов в отличие от моста для машин имеет ступени и перила.

3. Учить видеть мост в деталях строительного материала, объединенных определенным образом.

4. Учить строить мост для пешеходов по образцу; учить анализировать образец, выделять существенные части объекта (пролет, опоры, лестница со ступенями), понимать их функциональное назначение. Развивать представления о нарастающей высоте ступеней лесенки.

5. Учить строить мост из трех видов строительного материала (кирпичик, полукуб, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальных конструкциях; точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; правильно располагать одну опору моста точно против другой; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

6. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Публикация произведена при поддержке интернет-магазина "Дверная Мануфактура". Межкомнатные двери из 100% массива дуба и дверная фурнитура от проверенных производителей. Uberture, Арсенал, Европан, Краснодеревщик, Альверо, ДОКА и Ульяновские двери. Двери России и Белоруссии, гарантия, большой выбор, доступные цены, доставка по Москве и Подмосковью, возможна доставка по России и странам СНГ. Определите необходимый цвет, высоту и ширину, тип, материал, страну производителя и выбирайте понравившуюся дверь! Белые и другие двери, для просмотра перейдите по следующей ссылке: http://www.doorust.ru/mezhkomnatnye-dveri/dveri-belye/ .

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (мост, столбик, дощечка, лестница, кирпичик, кубик, ступени, брусок, заяц, медведь, лиса); прилагательные (зеленый, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный, высокий, низкий); глаголы (соединять, взять, положить, построить, поставить, сделать).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (дательный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал?); употреблять простой предлог по; согласовывать существительные единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Таня построила. Юра соединил); строить предложения из двух и трех слов.

Речевой материал

А.Барто

БЫЧОК

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением мостов; для каждого ребенка полоска белой бумаги, короткие кирпичики (12 шт.), длинные кирпичики (2 шт.), полукуб (2 шт.), длинная пластина (1 шт.), игрушечные звери.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением новогодних утренников (танцующих и поющих детей в карнавальных костюмах); организует небольшую беседу о традиции наряжать елку, устраивать новогоднее представление с гостями, музыкой, песнями, подарками.

Вопросы к детям при рассматривании картинок:

— Что это? (Это елка.)
— Елка какая? (Красивая, нарядная, зеленая.)
— Чем украшена елка? (Гирляндами, шарами, бусами.)
— Кто приходит к детям в гости на праздник? (Дед Мороз, Снегурочка.)
— Кому приносит подарки Дед Мороз? (Детям, Оле, Маше и т.д.)

Воспитатель подводит итог: все дети, звери и игрушки мечтают участвовать в новогоднем представлении, получить подарок от Деда Мороза. Однако звери, которые живут далеко — на другом берегу реки, не могут попасть на новогоднее представление: мост сломался, а по льду ходить опасно. Звери горюют, но им можно помочь.

Вопросы к детям, побуждающие искать выход из ситуации:

— Как помочь зайцам, лисам и медведям попасть на праздник? Нужно построить мост. Что нужно построить? (Мост.)
— Какой мост нужно построить? (Большой, широкий, длинный.)
— Из чего можно построить мост? (Из кирпичиков, из кубиков, из дощечек.)

2. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с мостами и образец (каждая часть конструкции выполнена из определенного цвета деталей); учит выделять существенные части моста (пролет, опоры, лестница со ступенями, перила, перекрытие), понимать их функциональное назначение; объясняет, как строить мост для пешеходов по образцу.

Комментарии педагога: Давайте поможем любимым животным построить мост. Чтобы построить мост, важно правильно расположить кирпичики (опоры). Один кирпичик нужно поставить точно против другого кирпичика. Нужно поставить кирпичики-опоры на некотором расстоянии друг от друга. Так, чтобы соединить два берега реки один с другим. Сверху на опоры надо осторожно положить дощечку («перекрытие»). Дощечку («перекрытие») нужно положить аккуратно, ровно, широкой стороной на столбики.

Воспитатель учит детей аккуратно работать с деталями строительного материала.

— А теперь постройте такой же мост, как у меня.

3. Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Возьмите длинную пластину (дощечку). Вот такую. Покажите такую же пластину. Какая это пластина? (Длинная, большая.)
— Что ты взял(а)?
— Ты положил(а) или поставил(а) кирпичик?
— Ты поставил(а) кирпичики аккуратно?
— Что получилось?
— Получился мост?
— Что сейчас нужно сделать? (Перекрытие.)
— Что ты возьмешь? (Дощечку.)
— Дощечку ты положишь или поставишь?
— Петя, что ты делаешь? (Я беру дощечку.)
— Петя, что ты сделал? (Я взял дощечку.)
— На что ты кладешь дощечку? (На кирпичики, на столбики.)
— Где у моста перекрытие? Лена, покажи.

4. Воспитатель оценивает детские конструкции. Затем объясняет: чтобы подняться на мост, нужно у каждой опоры поставить лесенки.

Вопросы к детям:

— Где у моста лесенка?
— Где у моста перила?
— Зачем у моста перила?
— Какого цвета перила (опоры, лесенка)?
— Какого цвета мост? Он какой? (Мост разноцветный. Мост красный. Мост красивый.)
— Что делает Маша? (Маша строит мост.)
— Что сделала Маша? (Маша построила мост.)

5. В конце занятия воспитатель раздает детям игрушечных зверей и куколок, предлагает перевести их по мосту на другой берег. Теперь за зверей можно порадоваться: они смогут попасть на новогоднее представление.

Вопросы к детям:

— Кому вы помогли попасть на праздник? (Всем зверям. Лисе, зайцу, медведю.)
— Вы построили для них мосты. Что вы построили? (Мы построили мосты.)
— Проведите своих игрушечных животных по мосту. Где идут ваши звери? (По мосту.)
— Куда они идут? (На праздник.)

Конструирование из бумаги

Занятие № 8. «Новогодняя гирлянда»

Программное содержание

1. Познакомить детей с традицией украшать новогоднюю елку игрушками, гирляндами.

2. Развивать воображение детей, учить видеть елочные украшения (шары) в разноцветных бумажных комочках и обозначать свое отношение к празднику символическими средствами.

3. Упражнять детей сминать большой лист мягкой бумаги в плотный комок, конструировать новогоднюю гирлянду из разноцветных «шаров», чередуя их по цвету в заданном порядке.

4. Учить работать совместно, согласуя свои действия с действиями детей подгруппы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (бумага, комок, салфетка, зима, праздник, елка, ветка, шар, игрушка, иголка, нитка, гирлянда, огоньки); прилагательные (красивые, разноцветные, длинные, короткие, блестящие, колючие, острые, нарядная, зеленая); глаголы (положить, выкладывать, мять, показывать, видеть, украшать, наряжать, делать); местоимения (я, он, она, мы).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Где? Куда? На чем? — предложный и винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Какие гирлянды?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а (комки, салфетки, ветки, иголки, нитки, гирлянды, елки, шары, игрушки); строить предложения из двух слов (Это шар. Вот салфетка. Я положила. Мы украсили).

Речевой материал

Е.Благинина

ЕЛКА

(В сокращении)

Ну и елка, просто диво!
Как нарядна, как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней.

Загадка

В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет,
Зеленое и колкое,
Оно зовется… (елкою).

Демонстрационный и раздаточный материал: бумажные столовые салфетки (большие по величине) 3–5 цветов по 5–7 листов на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель напоминает детям о приближающемся празднике зимы; загадывает загадку о елке; вовлекает детей в беседу о предстоящем празднике, предлагает рассмотреть картинки с изображением праздника.

Вопросы к детям при рассматривании картинок:

— Что это? (Елка.)
— Елка какая? (Красивая, нарядная, зеленая.)
— Какие ветки у елки? (Длинные, короткие.)
— Что у елки на веточках? (Иголки.)
— Иголки какие? (Колючие, длинные, короткие.)
— Чем украшена елка? (Шарами, игрушками.)
— Что мы повесим на елку? (Игрушки, огоньки.)
— Это гирлянда. Вова, скажи: что это?
— Гирлянда какая? (Длинная, разноцветная.)
— Где висит гирлянда? Вова, скажи: где висит гирлянда? (Гирлянда висит на елке.)

Затем воспитатель читает стихотворение о наряженной елке. Дети вспоминают о новогодних праздниках прошлых лет и с помощью воспитателя придумывают, как украсить елку в группе: можно сделать гирлянду из разноцветных бумажных «шаров».

2. Воспитатель напоминает, как из салфеток разного цвета делаются комки. Эти комки будут шарами для украшения елки. Воспитатель располагает комки-шары в определенной последовательности, обращает внимание на заданный порядок чередования цветов и просит назвать цвет каждого комка-шара.

3. Дети работают самостоятельно. Воспитатель предлагает выкладывать готовые «шары» цепочкой на краю стола, чередуя их по цвету в заданном порядке.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Что делаешь? Что это?
— Вова, что ты сейчас делаешь? (Я мну салфетку. Я делаю шар. Я делаю гирлянду.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает шар.)
— Что это? (Это шар. Это шары.)

В конце занятия воспитатель «собирает» все «шары» иголкой на нитку.

Вопросы к детям:

— Что у нас получилось? Что это? (Гирлянда.)
— Где мы повесим гирлянду?
— Куда мы ее повесим?
— На чем висит гирлянда?
— На чем висят шары? (На нитке.)
— Какого цвета эти шары, они какие?
— Какая получилась гирлянда? (Длинная, разноцветная.)
— Что мы сделали? (Мы нарядили елку.)

4. Дети вместе с воспитателем выбирают место в групповой комнате для гирлянды, любуются ею. Воспитатель обращает внимание детей на то, что такую красивую и длинную гирлянду можно сделать только сообща; побуждает детей к произвольным высказываниям и поощряет тех, кто правильно строит предложения.

Конструирование из деталей универсального лоскутного конструктора

Занятие № 15. «Звери украшают лес»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о животных наших лесов (среда обитания, особенности их внешнего вида); о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. Учить различать детали конструктора по цвету, форме, величине; конструировать изображения новогодней гирлянды из кругов, чередуя их по цвету или величине; создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

3. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; «дополнять» ее изображением гирлянды.

4. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении нового изображения.

5. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (зима, праздник, лес, гирлянда, елка, дерево, снег, снежинка, кружок); прилагательные (белый, зеленый, разноцветный, красивый, красный, желтый; праздничный, красивый, нарядный, разные, одинаковые, большой, маленький); глаголы (вешать, украшать, приложить, снять, сделать, закончить, посмотреть, наблюдать); местоимения (я, он, она, мы).

2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Кто это? Что делает? Что делают?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зимушка, лесок, лесочек, елочка, снежок, кружочек); согласовывать местоимения с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (я вешаю — мы вешаем; они кладут — мы кладем; я снимаю — они снимают; я смотрю — мы смотрим; он, она делает — они делают; он положил — она положила — мы положили); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

М.Картушина

Снег падает и падает.
Пришла зима надолго.
Но это зверей радует:
У зверушек елка!

И.Воробьева

Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная композиция с изображением зимнего леса: лиственных и хвойных деревьев, снеговиков, зайцев. На одном из деревьев висит гирлянда. Раздаточный материал на каждого ребенка: круги разного цвета двух величин (большой, маленький).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку, показывает детям знакомую пейзажную композицию и предлагает помочь лесным обитателям украсить лес красивыми гирляндами — подготовиться к новогоднему празднику.

Вопросы к детям при рассматривании композиции:

— Какое время года на картине? (Зима.)
— Как можно назвать ласково все, что мы видим на картине? (Зима — зимушка, лес — лесок, лесочек, елка — елочка, снег — снежок.)
— Что висит на этом дереве? (На дереве висит гирлянда, бусы.)
— Гирлянда какая? (Разноцветная гирлянда, нарядная гирлянда, праздничная гирлянда.)
— Что мы сделали с гирляндой? (Гирлянду повесили на дерево.)

2. Воспитатель объясняет, что гирлянд должно быть много, на каждом дереве должна быть гирлянда. Гирлянды будут разными. Воспитатель показывает, как можно «развесить» их по всему лесу.

3. Воспитатель начинает конструировать гирлянду, задавая определенный ритм, например, чередование красных и желтых кругов одной величины или чередование большого и маленького кружка одного цвета. Одному из детей предлагается продолжить «собирание» гирлянды, других детей просят смотреть и проверять правильность выполнения задания. Выполняя это задание, все дети приобретут представление о правилах построения ритмического рисунка.

4. Воспитатель дает детям разный по цвету и величине набор кружков и предлагает сконструировать гирлянду с определенным ритмическим рисунком. Дети работают самостоятельно, воспитатель помогает им советами, в случае необходимости показывает, как нужно собирать кружки.

5. В конце занятия дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания, любуются красотой украшенного леса. Воспитатель читает стихотворение и отмечает, что дети работали вместе, дружно.

Лепка

Занятие № 9. «Гирлянда для елки из колечек и шариков»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о новогоднем празднике, о традиции наряжать елку шарами и бусами.

2. Развивать воображение, учить видеть бусы в колечках и шариках, объединенных ниткой.

3. Учить лепить бусы; раскатывать пластический материал между ладонями прямыми и круговыми движениями; видоизменять форму, соединять концы прямых столбиков в колечко; зрительно контролировать правильность формы кольца, шарика; соединять колечки и шарики в бусы.

4. Воспитывать у детей желание работать в едином темпе со сверстниками; участвовать в коллективной работе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (гирлянда, бусы, бусинка, колечко, шарик, нитка, елка); прилагательные (круглый, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный, красивый, нарядный); глаголы (катать, лепить, мять, соединять).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (творительный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал?); согласовывать существительные (единственного числа именительного падежа) с глаголами прошедшего времени (Таня скатала. Юра соединил. Митя лепил. Аня лепила. Коля мял. Вова смял); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

В.Степанов

Загадка

Из леса принцесса
На праздник пришла,
Бусы надела,
Огнем расцвела.

Отгадка: елка.

А.Барто

* * *

Встали девочки в кружок.
Встали и замолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит всегда!

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением новогодней елки; настоящие новогодние бусы (бусинки — разноцветные колечки круглой формы), шары; аппликация ели, выполненная на большом листе бумаги, с карандашной линией (ниткой) для будущих бус. Для каждого ребенка: несколько комочков пластического материала разного цвета; доска или клеенка, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель рассказывает, что в канун новогоднего праздника принято украшать елки красивыми игрушкам — бусами (гирляндами), и показывает детям картинки с изображением новогодней елки, предлагает рассмотреть их.

Вопросы к детям при рассматривании картинок:

— Что это, дети? (Это елка.)
— Елка какая? (Красивая, нарядная, зеленая.)
— Это гирлянда. Таня, скажи, что это? (Это гирлянда.)
— Чем украшена елка? (Бусами, гирляндами.)

Затем воспитатель говорит детям, что они тоже будут украшать елку бусами. Дети будут вешать на елку елочные украшения: шары, бусы. Воспитатель показывает детям настоящие бусы.

Вопросы к детям при рассматривании бус:

— Посмотрите, дети, какие бусы! Бусы какие? (Длинные, красивые, блестящие.)
— Из чего состоят бусы? Бусы состоят из колечек и шаров. Валя, скажи: что это? (Это колечки и шары.)
— Много колечек в бусах? (Много колечек, много шаров.)
— Бусины в бусах какие? (Маленькие, большие, круглые.)

2. Воспитатель показывает детям елку-аппликацию, говорит: скоро новогодний праздник, а елка еще не украшена бусами. Детям предлагается посмотреть, как слепить бусы из колечек и шаров: «Посмотрите, дети, как я мну (скатываю) шарик. Что я скатала? (Шарик.) А сейчас я отщипываю от шарика кусочек, раскатываю из него столбик; соединяю концы столбика в колечко».

3. Самостоятельная работа детей. Все дети лепят бусинки (шарики, колечки) из разного по цвету пластического материала. Воспитатель помогает выложить бусинки на «нитку» —
карандашную линию на елке.

Вопросы к детям:

— Что ты делаешь, Таня? (Я соединяю. Я леплю.)
— Что делал Коля? (Коля мял.)
— Что сделал Коля? (Коля смял.)
— Чем ты мнешь пластилин, Миша? (Пальцами.)
— Лена, какие шарики у тебя получились? Какого они цвета? (Красные, синие, разноцветные.)

4. Воспитатель учит детей рассказывать, из каких круглых и разноцветных колечек и шаров сделаны бусы.

Вопросы к детям

— Какая красивая гирлянда у нас получилась! Гирлянда какая? (Красивая, длинная.)
— Чем мы с вами сейчас любуемся? (Гирляндой, бусинками.)

Рисование

Занятие № 15. «Елочка — зеленая иголочка»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе; о строении ели (ствол, ветви, зеленые иголки).

2. Развивать у детей способность изображать ель живописными средствами, с помощью линий, разных по цвету, длине и ширине.

3. Учить рисовать хвойные деревья, состоящие из вертикальных и наклонных линий, продолжать учить пользоваться красками, кистью.

4. Учить детей работать согласованно со сверстниками подгруппы на занятии.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, елка, ветка, иголка, ствол); прилагательные (зеленый, высокий, низкий, толстый, тонкий, короткий, длинный, большой, маленький, колючий, красивый); глаголы (рисовать, провести, смыть, полоскать, промокнуть, смотреть, стоит, растет, колется); наречия (много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (На чем? — винительный падеж;
У чего? — родительный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Какой? Какая? Какие? Сколько?); образовывать падежные окончания (винительный падеж единственного числа и родительный падеж множественного числа); употреблять простые предлоги: «на», «у».

Речевой материал

Т.Шорыгина

На лапках у елок
Тысяча иголок.
Если хочешь — посчитай,
А не хочешь — убегай.

Загадка

Зимой и летом одним цветом.

Отгадка: елка.

Предварительная работа: пение песен о елочке, рассматривание ее на участке, на картинках. Воспитатель оформляет панно из детских работ по двум темам: «Поздняя осень», «Снеговики» на одном рулонном листе бумаги, располагая «деревья» и «снеговиков» на большом расстоянии друг от друга для дальнейшего включения в данную композицию изображений елей и других объектов. Воспитатель дополняет композицию мазками-«снежинками».

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением зимнего леса; на каждого ребенка бумага, краска коричневого и зеленого цветов разных оттенков, мольберт, банки с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением зимних пейзажей, предлагает узнать и назвать знакомые объекты. Особое внимание уделяет выделению характерных особенностей хвойных деревьев; загадывает загадку и читает стихотворение о елях.

Вопросы к детям:

— Где растут ели? (В лесу.)
— Что у них есть? (Ствол, ветки, иголки.)
— Какой у елки ствол? (Длинный, толстый, большой.)
— Какие ветки у елки? (Длинные, короткие, колючие.)
— Ветки у чего? (У елки.)
— Какого цвета иголки у елки? (Зеленые.)
— Иголки у чего? (У елки.)

2. Воспитатель показывает детям приемы рисования ели и объясняет, что дерево начинают рисовать со ствола. Для этого берут коричневую краску и рисуют широкую линию снизу вверх, которая сужается вверху. Веточки у ели растут по обе стороны ствола, они наклонены вот так (показывает руками и просит детей повторить жест). Сверху еловые веточки короткие. Чем ближе к низу, тем ветки длиннее.

3. Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать свою елочку, выбрав для этого определенный оттенок зеленого цвета. В первую очередь воспитатель обращает внимание на тех детей, которые с большим трудом осваивают новое изображение, оказывает им помощь с помощью наводящих вопросов или конкретных практических советов.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Ваня, посмотри, какой длинный ствол у елки. Проведи длинную линию. У тебя получится высокая елка. Какая у тебя елка? (Высокая.)
— Какую линию ты проведешь? (Длинную линию.)

4. Анализ детских работ. Воспитатель включает «ели» в композицию, выполненную из «лиственных деревьев и снеговиков», учит детей видеть в композиции изображение зимнего леса.

Вопросы к детям:

— Что мы с вами рисовали на занятии? (Ели.)
— Какие ели мы рисовали? (Мы рисовали зеленые ели.)
— Что еще можно сказать о елях? Какие они? (Ели высокие, ели длинные.)
— Сколько елей мы нарисовали? (Много елей.)
— На чем висят иголки? (На ветках.)

Занятие № 16. «Украсим зимний лес»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе, о зимнем лесе, о новогоднем празднике, о традиции украшать хвойное дерево в канун праздника.

2. Развивать у детей способность к изображению бус и шаров живописными средствами — разными по цвету и величине пятнами краски, учить детей передавать свое отношение к изображаемому.

3. Учить рисовать шары, бусы из больших и маленьких разноцветных кружков-огоньков (увеличивая точки вращательными движениями по кругу), создавать ритмичную композицию.

4. Учить детей работать согласованно со сверстниками и воспитателем (по правилу) при создании коллективной композиции, участвовать в оценке чужих работ.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (елка, ствол, ветка, иголка, макушка; шары, бусы, огоньки, фонарики, гирлянда, игрушка, украшение); прилагательные (зеленая, нарядная, красивая, колючая; длинный, короткий, разноцветный, желтый, оранжевый, красный, синий); глаголы (рисовать, украшать, наряжать, провести, смыть, полоскать, промокнуть, смотреть, гореть, мигать, сиять).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Чем любуемся? — творительный падеж единственного и множественного числа); отвечать на вопросы (Что это? Какая? Какой? Какие? Где? На чем? Под чем?); образовывать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (рисую — рисуем; украшаю — украшаем; наряжаю — наряжаем; провожу — проводим; смываю — смываем; смотрю—смотрим; горит — горят; мигает — мигают); образовывать предложения из двух слов.

Речевой материал

М.Картушина

Скоро-скоро Новый год!
Вся с иголочки
К вам придет
И к нам придет
В гости елочка!

В.Степанов

Из леса принцесса
На праздник пришла,
Бусы надела,
Огнем расцвела.

Отгадка: елка.

Демонстрационный и раздаточный материал: многопредметная пейзажная композиция «Зимний лес», составленная из детских работ предыдущих занятий; картинки с изображением украшенной новогодней ели. Для каждого ребенка гуашь (оранжевая, желтая, красная, зеленая, синяя, фиолетовая), кисти, тряпочки, вода в баночках.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением украшенной елки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель привлекает внимание детей к композиции «Зимний лес», предлагает узнать и назвать знакомые объекты, уточняет название картины. Рассказывает, что звери в канун Нового года приглашают детей в лес для украшения елей шарами и бусами, читает стихотворение о новогодней елочке.

Воспитатель показывает детям картинку с украшенной новогодней елкой.

Вопросы к детям при рассматривании картинки:

— Что это? (Елка.)
— Елка какая? (Красивая, нарядная, зеленая.)
— Какие ветки у елки? (Длинные, короткие.)
— Что есть у елки на ветках? (Иголки.)
— Иголки какие? (Колючие, длинные, короткие, зеленые.)
— Чем украшена елка? (Шарами, бусами, огоньками, гирляндами, фонариками, игрушками.)
— Это гирлянда. Маша, скажи: что это? (Это гирлянда.)
— Гирлянда какая? (Длинная, разноцветная.)
— Где висит гирлянда? (На елке, на ветках.)
— Где висят шары? (На елке, на ветках.)

2. Воспитатель рисует шары и бусы на своей елке и загадывает детям загадку. Уточняет, что бусы могут висеть не только на елке, они могут соединять несколько елок вместе. Воспитатель показывает, как можно нарисовать такие бусы.

3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель учит детей по-разному располагать гирлянды и чередовать в них «огни» — по цвету и величине. Подчеркивает: чем разнообразней будут елочные украшения, тем наряднее получится новогодняя елка. Воспитатель обращает внимание на ритмичность распределения огней, шаров на елке.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Таня, что ты делаешь? (Я рисую.)
— Они что делают? (Рисуют, украшают.)
— Что они украшают? (Елку.)

4. В конце занятия предлагается рассмотреть полученную композицию и ответить на вопросы. Особое внимание обращается на красоту сочетания бусинок в бусах.

Вопросы к детям:

— Посмотрите, дети, какие красивые украшения на нашей елке!
— Чем мы с вами любуемся? (Нарядными елками.)
— Какие елки у нас получились? (Нарядные, красивые, зеленые, разноцветные.)
— Что делают на елке фонарики? (Сияют, мигают, горят.)
— Где стоят подарки, под каким деревом? (Под елкой.)
— У Вали (Ани) хороший (красивый) рисунок?

СИСТЕМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3–4 ЛЕТ) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Речевые задачи и их постепенное усложнение на занятиях по конструированию и художественной деятельности

В процесс обучения детей разным видам практической деятельности органично включаются речевые задачи, разработанные учителями-логопедами Л.П. Борисовой и Е.А. Львовой.

Работа воспитателя по развитию у детей умения отвечать на вопросы в процессе рисования или конструирования включает шесть этапов и предполагает определенную последовательность.

Сначала от ребенка не требуется ответа словом. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним. Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь). Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов и потом из 3–4 слов.

Начиная с третьего этапа, наряду с сопряженной речью, воспитатель практикует и отраженную форму речи — повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи воспитатель использует в процессе практической деятельности в течение всего занятия. Более сложные — в конце, по завершении работы. Воспитатель подводит итог того, что дети сделали на занятии. Содержанием рассказа педагога, как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы.

Приложение

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru