Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2008

О новых принципах оплаты труда

Существенным новшеством, ожидающим государственные дошкольные учреждения страны в новом учебном году, станет включение детских садов в эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда.

Правда, коснется это только тех регионов, которые выиграли право на участие в Комплексном проекте модернизации образования.

Переход на новую систему оплаты труда, как выяснили экспертные проверки, оказался невероятно трудным, и школы набили себе немало шишек на этом пути. Детские сады тоже вряд ли смогут избежать сложностей — несмотря на то, что в более старшем звене уже накоплен некоторый опыт. В том числе — и печальный.

В чем печаль и в чем возможные сложности?

Главной идеей реформаторов, разрабатывающих принципы новой системы оплаты труда, было уйти от уравниловки в оплате педагогов разного уровня профессионализма. Если педагог отличается высоким мастерством, а его труд — особой результативностью, он должен получать больше, чем его менее удачливые коллеги. Не на 200, 300 или даже 500 рублей, а на порядок.

Все педагоги, условно говоря, должны поделиться на три категории. Первая — это «звезды», получающие очень высокую зарплату. В школе она может достигать 25–30 тысяч рублей. Вторая — хорошие учителя, с устойчивым результатом работы. Их зарплата колеблется в пределах 8–10 тысяч. И, наконец, те, кому еще предстоит серьезно работать над своим профессиональным уровнем и кто не может еще претендовать на высокую зарплату. Их оклад не превышает 6–7 тысяч. Цифры условные и приведены для примера.

Откуда они берутся? Фонд заработной платы выделяется на образовательное учреждение «мешочком», и его распределение идет внутри коллектива.

Делится он на две части — базовую и стимулирующую.

Статья опубликована при поддержке федеральной сети сервисных центров «ЛемартАВТО». Установка и замена стёкол, оперативный ремонт, оригинальные и неоригинальные автостёкла на территории всей России. Высококвалифицированные специалисты, гарантия качества, современное оборудование, низкие цены. Узнать подробную информацию о сервисах, адреса, контакты и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://le-martavto.ru/.

Базовая зарплата каждого сотрудника складывается из составляющих его образования, стажа, категории и нагрузки. Сумма всех базовых зарплат составляет примерно две трети от общего фонда. Оставшаяся часть — стимулирующая. За счет нее и формируется в основном финансовое неравенство и распределение сотрудников по нишам высокой, средней и низкой заработной платы.

Стимулирующую часть фонда заработной платы нельзя распределять «поровну». Ее нельзя распределять, руководствуясь принципом любви начальства к подчиненному. Ее нельзя давать за «хорошее поведение». Эти деньги распределяются в соответствии с качеством работы каждого педагога. И с этой точки зрения молодой талантливый специалист может оказаться в группе высокооплачиваемых наравне со «стажистами» или даже «обогнав» их по своим показателям.

Решение о распределении стимулирующей зарплаты принимается советом учреждения при участии общественных организаций, имеющих отношение к детскому саду на основе анализа показателей качества работы. Распределение этой части фонда может происходить раз в квартал, раз в полгода или раз в год — как и ее начисление. Все зависит от того, какую схему сочтет для себя удобной педколлектив.

Серьезной проблемой, страстно и болезненно обсуждаемой в экспериментальных регионах, является проблема определения критериев качества образования, на основе которых педагогу может начисляться более высокая и более низкая зарплата.

Кроме того, в дошкольных учреждениях, безусловно, есть своя специфика, отличная от школы. «Хороший» предметник работает в нескольких классах, и повышение его зарплаты может решить проблему утечки кадров.

В восьмигрупповом детском саду наличие трех воспитателей с высокой зарплатой кадровой проблемы не решит. А высокооплачиваемый педагог без сменщика и помощника очень быстро продемонстрирует снижение качества образовательного процесса. И, к тому же, как определять качество педагогического труда воспитателя при сменной работе? По принципу «мы с Тамарой ходим парой»? На все эти вопросы придется искать ответы.

И найти их, видимо, невозможно, если детские сады, кроме права на эксперименты с зарплатами, не получат финансовой самостоятельности.

Этот пункт в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ по внедрению новой системы оплаты труда выделен особой строкой. Так что — «назад», к финансовой самостоятельности!

В рекомендациях также даны формулы расчета базовой и стимулирующей оплаты труда разным категориям педагогических сотрудников в зависимости от типов образовательных учреждений и приведены критерии, которые министерство на основе некоторых обобщенных данных по регионам предлагает считать критериями качества работы педагогов.

Однако напоминаем, что документ носит рекомендательный характер, а не характер закона, и разработан в рамках эксперимента «Комплексный проект модернизации образования РФ».

Это означает, что данные критерии, равно как и подходы к начислению зарплат, могут стать предметом широкой дискуссии и корректироваться.

В № 17/2008 мы начнем знакомить читателей с тем видением проблемы качества образования, которое представлено в рамках проекта «Разработка и апробация моделей развития муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Мы также будем рады познакомиться с позициями представителей регионов по этому вопросу — если эти позиции будут аргументированны.

Мы долго ждали, чтобы государство проявило к дошкольному образованию интерес и стало рассматривать его как сферу приложения и государственных ресурсов.

Регионы, включенные в КПМО, получили на реализацию своих проектов серьезные деньги, которые, в частности, они должны были пустить и на повышение базовой оплаты труда педагогов. То есть, худо-бедно, но участие в эксперименте, хоть и непростое, должно было принести некоторые позитивные изменения в жизнь учителя.

Не известно, осталось ли что-нибудь на педагогов-дошкольников. Есть вероятность, что их подтягивают к эксперименту, когда дополнительные денежные лимиты уже исчерпаны. Будем надеяться, что это не так, и некоторые «новые» деньги в дошкольное образование со стороны регионов придут.

Ждем ваших сообщений, вопросов и предложений.

Рейтинг@Mail.ru