Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2008
В прошлом номере мы начали разговор об эксперименте по переходу на новую систему оплаты труда в дошкольных учреждениях.
Разговор на эту тему тесно связан с проблемой качества образования в детских садах. Предлагаем вашему вниманию материалы из Проекта «Разработка и апробация моделей развития муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования», выполненного АНОО ИПОП «ЭВРИКА» в рамках государственного заказа.

О новых подходах к оценке качества дошкольного образования

Определять характер финансирования дошкольного образования должно его качество.

В условиях отсутствия нормативно-подушевого финансирования в образовании (и не только в дошкольном) довольно часто складывается ситуация, когда те учреждения, которые работают (и зарабатывают) хуже, получают большую финансовую поддержку из бюджета. Действительно, нельзя же оставлять детей без крыши! Вот и выделяются деньги тому учреждению, которое не смогло изыскать средства на ее ремонт. А те, кто нашел спонсоров — за счет своей большей продуктивности, — оказываются обделенными бюджетными вливаниями. Получается, что государство невольно стимулирует более низкое качество образования.

Конечно, тенденция поддерживать образование высокого качества существовала всегда. Например, в настоящее время более высокое бюджетное финансирование получают центры развития ребенка. Однако в этом случае финансовая поддержка обеспечивается только одному типу учреждений, обеспечивающему широкий спектр образовательных услуг. Маленькие, но качественно работающие группы при центрах дополнительного образования или небольшие дошкольные учреждения, реализующие экспериментальную программу, не могут претендовать на поддержку государства. Ныне действующие критерии оценки работы дошкольных учреждений связаны с оценкой условий пребывания в них, с расширением образовательных направлений, по которым работает ДОУ, и с его социально-культурными инициативами. Не отрицая, что такое расширение и инициативность могут способствовать повышению качества образования, мы должны признать: они не являются прямыми показателями более высокой эффективности образовательного процесса в отношении конкретного ребенка.

Образовательные условия принимаются за показатель результативности именно в силу сложности непосредственной оценки психического и физического развития ребенка. Только выработка новых критериев качества дошкольного образования, отражающих успешность психического и физического развития детей, позволит поддержать (то есть обеспечить большее финансирование) самые разные формы учреждений и организаций, независимо от их размера и правового статуса.

Построение сети дошкольного образования, ориентированной на поддержку образования высокого качества, требует разработки

  • современных критериев качества (результативности) дошкольного образования;

  • системы показателей качества образования дошкольников;

  • системы независимой оценки качества дошкольного образования на уровне региона и муниципалитетов, ориентированной на поддержку результативности.

Критерии качества (результативности) дошкольного образования

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу. Эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. При этом классики дошкольного образования подчеркивали, что содержанием образования для дошкольников должна стать амплификация развития, то есть максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства.

Зачастую и родители, и специалисты в области дошкольного образования противопоставляют целенаправленную подготовку к школе и собственно дошкольное образование, учитывающее специфику возраста. Однако противопоставление это искусственное и базируется на ложном понимании преемственности как экспансии школьного содержания и школьных форм преподавания в сферу взаимодействия с дошкольниками; именно тогда складывается ситуация, когда дети в детском саду (или на подготовительных занятиях в школе) учатся читать и писать в ущерб конструированию, игре и другим дошкольным деятельностям. Однако диалектика возрастного развития заключается в том, что новообразования каждого следующего этапа «вырастают» в недрах предыдущего, т.е. готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Другими словами, альтернатива подготовки к школе и дошкольного образования является ложной. Натаскивание с целью опережающего формирования некоторых школьных умений гораздо в меньшей степени развивает стартовые возможности ребенка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, речевые и другие занятия, которые проводятся в соответствии с программами дошкольного образования.

Исходя из этого, при выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей, для которых дошкольное детство является сензитивным периодом. В общих чертах эти критерии могут быть заданы таким образом:

  • развитие познавательной активности,

  • развитие мышления,

  • развитие коммуникативных способностей,

  • развитие символических способностей (воображения и игры).

В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка (т.е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности) именно данные характеристики являются одновременно актуальными для дошкольников и подготавливающими к включению в новую — школьную — жизнь.

Кроме этого, показателями благополучия ребенка является его эмоциональное состояние, отражающееся в уровне тревожности и инициативности, а также физическое здоровье.

Мышление как критерий психического развития дошкольников

Под мышлением понимается решение задач разного типа. Выбор мышления как одного из основных ориентиров развития дошкольника опровергает бытующее представление о необходимом преобладании репродуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Действительно, для 4–5-летнего ребенка освоение действия по образцу также может требовать интеллектуальных усилий, однако это не оправдывает преимущественно репродуктивных заданий для детей этого возраста. И исследования, и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение вполне доступно детям дошкольного возраста. Важно отметить, что и собственно творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста: по данным авторитетных исследований, именно дошкольники оказываются успешными в решении проблемно-противоречивых ситуаций (см. исследования профессора Н.Е. Вераксы).

Решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы. Именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовит ребенка к вхождению в учебную деятельность.

С точки зрения современной психологической науки существует общая логика развития мышления от младенчества до взрослости. Это означает, что новые виды мышления вызревают в рамках предшествующих ступеней; так, словесно-логическое мышление подготавливается развитием наглядно-образного мышления. Соответственно, важнейшим средством развития мышления в дошкольном возрасте являются средства образные — разного типа наглядные модели, которые используются для обобщения и отражения действительности.

Коммуникативные способности как критерий психического развития дошкольников

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время, именно становление вполне определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе (см. исследования Е.Е. Кравцовой). Успешное развитие коммуникативных способностей — это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.

Символические способности (воображение, игра) в развитии ребенка

Символические способности являются важнейшей сферой развития субъектности ребенка и обеспечивают ему возможность символического отражения реальности, ее проживания. Недооценка игровой деятельности в современном дошкольном образовании проявляется, с одной стороны, в постоянном «секвестировании» игрового времени за счет расширения времени «занятий», а с другой — непониманием сложности самого феномена игры. В результате игра, так же, как и коммуникативные способности, развивается спонтанно и во многих случаях не достигает полноценных развернутых форм.

Познавательная активность ребенка

Познавательная активность — любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) — один из наиболее трудноизмеримых и при этом важных критериев. Если познание нового не связывается для ребенка с опытом положительных эмоций, он без готовности встретит школьное обучение, каким бы развитым ни был его интеллект.

Итак, основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное благополучие ребенка.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru