Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2008
Выполнение различных заданий на бумаге в клеточку является хорошим подготовительным упражнением для будущих первоклассников.
Педагоги, работающие по программе развивающего обучения, широко используют в своей практике различные графические диктанты.
А вот педагоги из города Дятьково пошли другим путем. Дятьково называют родиной хрусталя. Здесь делают известные на всю страну хрустальные изделия. На занятиях в детском саду малышам предлагают представить себя мастерами по производству хрустальных изделий, придумывать узоры для этих изделий — посуды, различных ваз. Эта игровая мотивация позволяет придать упражнениям на листочках в клеточку совершенно новый характер. Дети «проектируют» посуду, вазы, кувшины и другие предметы, украшающие дома.
Их знакомят с различными способами создания узора за счет соединения уголков клетки и середины ее сторон. Графическая работа детей усложняется постепенно — от создания предметного узора в одной клеточке к использованию 9, 16, 25 и 36 клеток.
Дети участвуют в конкурсах юных художников хрусталя, оформляют выставки для родителей, готовят подарки для мам и воспитателей к праздникам, являются оформителями мини-музея хрусталя в детском саду.
Предлагаем читателям сценарий одного из занятий, в котором используется составление узора для хрустального изделия.

Художники хрустального завода

Некоторые задачи:

  • продолжить знакомство детей с производством хрустальных изделий, с ролью художника в этом производстве;

  • развивать навыки рисования простым карандашом на бумаге в клетку;

  • развивать умение придумывать узор для изделий различной формы.

Наглядный материал: различные изделия из хрусталя, открытки, книги и буклеты с изображением хрустальных изделий.

Оборудование: мольберты, простые карандаши, бумажные формы ваз, цветников, конфетниц.

Ход занятия

Помещение для занятий красиво декорировано и напоминает волшебное царство.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг: над вами мерцают звезды, поблескивают сказочные изделия то ли из стекла, то ли изо льда, то ли из драгоценных камней. Пофантазируйте немножко, где может быть так необычно красиво? (Дети высказывают свои соображения.) Правильно, только в волшебном царстве может быть так сказочно красиво.

Появляется Фея (преподаватель изобразительного искусства или другой взрослый, являющийся соведущим занятия).

Фея: Здравствуйте, дети! Я — Фея Хрустального царства. Я очень рада видеть вас в своем царстве.

Воспитатель: Дорогая Фея! Мы бы очень хотели получше узнать ваши владения. Вы ведь покажете нам свое царство? Познакомите с ним поближе?

Фея: Только в том случае, если вы сумеете ответить на мои вопросы. А они будут непростыми.

Воспитатель: Ребята, вы готовы к испытанию?

Дети: Да!

Фея «испытывает» детей: загадывает загадки о посуде; предлагает найти лишний предмет среди изображений; пересчитать все стеклянные предметы, нарисованные на картинке, все предметы из металла, из дерева, сравнить, каких предметов нарисовано больше — из стекла или из металла, из металла или из дерева.

Фея: Вы хорошо отвечали на мои вопросы, и я разрешаю вам вместе с воспитателем пройти в мое царство.

Дети вслед за Феей проходят к выставке хрустальной посуды.

Фея: Посмотрите, сколько у меня много разнообразной хрустальной посуды. Эта посуда прозрачная, словно изо льда, будто бы покрыта морозными узорами. Эти сказочные узоры придают хрустальной посуде хрупкость и изящество.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто придумывает узоры, украшающие посуду?

Дети: Художники.

Воспитатель: Верно, художники. Но не простые, а специальные.

Фея: Мои художники все знают про хрустальную посуду, про процесс ее изготовления, про свойства хрустального стекла. Они создают эскизы рисунков. Затем другие мастера наносят рисунок на изделие. Работа эта очень тонкая. Делают ее с помощью специальных палочек с алмазами на конце.

Воспитатель: Как вы думаете, почему для рисования по стеклу используют алмазы? (Ответы детей.) Верно. Потому что алмаз — один из самых прочных камней на Земле. С его помощью стекло можно даже резать. Вот так выглядит инструмент для резки стекла. Видите: здесь на кончике укреплен маленький алмаз? (Дети рассматривают стеклорез.)

Фея: Но алмазом можно не только резать стекло, но и рисовать по нему. Это сложное искусство. Рисунок на хрустале называется грань-рисунком. Он усложняет поверхность изделия, создает на нем дополнительные грани. Посмотрите: вот обычный стакан, а это стаканчик из хрусталя. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Конечно, хрустальный стаканчик красивее. И рисунок его богаче, тоньше.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что может вдохновлять художников на создание рисунка? На что похожи рисунки на хрустале? (Ответы детей.) Верно: рисунки на хрустальных изделиях напоминают диковинные цветы, травы, морозные узоры, иногда — фантастических птиц или животных. Они родились в фантазии художников. Но художники для этого должны были внимательно наблюдать окружающую природу.

Фея: Ребята, раз вы попали в мое царство, предлагаю и вам превратиться на время в художников хрусталя.

Воспитатель: А чтобы из нас получились настоящие художники, давайте внимательно рассмотрим: из каких элементов состоят узоры, на что они похожи? (Ответы детей.)

Ведущие разбирают с детьми структуру узоров. Обращают внимание детей, что в узоре обязательно есть крупный элемент, вокруг которого располагаются более мелкие элементы; что весь узор вписан в грань изделия. Грань может быть узкой или широкой, вытянутой в длину или в высоту. Узор должен подчеркивать форму изделия. Затем детям предлагается выбрать для работы форму, вырезанную из клетчатой бумаги (трафарет вазы, конфетницы, графинчика и т.п.), расположить ее на рабочем месте и приступить к работе.
Дети работают хорошо заточенными простыми карандашами. По окончании работы эскизы выставляются на выставку и обсуждаются.
При необходимости в занятие можно внести краеведческий элемент, рассказав детям о том, в каких городах России изготавливают хрустальные изделия, найти их на карте.

Редакционная версия

Рейтинг@Mail.ru