Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2008

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества. Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

18

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества. Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

19

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 1.

20

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

21

Лекция № 5. Конструирование из бумаги. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

22

Лекция № 6. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений. Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

24

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

 

Итоговая работа

Литература

1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976.

2. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Для формирования детского конструкторского творчества с помощью этого вида конструирования необходимо выполнение трех условий.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Кореана". Качественные автозапчасти от ведущих производителей Южной Кореи для корейских автомобилей HYUNDAI, KIA, CHEVROLET, SSANG YONG, DAEWOO. Масла и жидкости, запчасти для ТО, аксессуары. Гарантия качества, доступные цены, специальные условия для оптовиков, дисконтная программа для постоянных клиентов, доставка по России. Посмотреть каталог товаров и цены, условия доставки и сделать заказ Вы сможете на сайте интернет-магазина.

Первое условие — организация целенаправленной системы обучения, включающая три этапа:

а) создание условий для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
б) предоставление детям возможности решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;
в) организация самостоятельного детского конструирования по замыслу.

Такая система хороша для обучения детей пяти–семи лет. С детьми же младшего дошкольного возраста (три-четыре года) с целью приобщения их к конструированию и формирования интереса к этой деятельности лучше всего организовать «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.

Второе условие — использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Этому условию способствует наличие в наборах больших пластин-подставок (некоего поля), объединяющих разные детские конструкции пространственно и сюжетно.

Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы типа «LEGO» (узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением), а также конструктор «Тектон», производимый отечественной фирмой «ИКСИН», или им подобные.

Третье условие — организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.

Методика организации занятий с детьми трех–пяти лет

Трехлетним детям сначала лучше дать возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. С этой целью можно использовать, например, набор «Стандартный комплект кирпичиков LEGO DUPLO»*, состоящий из множества (104 шт.) ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму. Количество деталей позволяет объединить детей по подгруппам (4–5 человек).

_____________________________________________________________________
* Данный набор, как и последующие типа «LEGO», описанные в книге, выпускаются фирмой «LEGO DASTA», образовательным отделением компании «LEGO».

Для первого практического знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно места, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь.

Из-за известной большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Но воспитатель не должен сразу же приходить на помощь и давать из общего набора такую же деталь (может быть, другого цвета). Лучше предложить самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности. И только в том случае, если ребенок сам не справился, воспитатель может прийти на помощь: отобрать несколько деталей (3–4) и предложить из них выбрать нужную (как правило, дети с этим справляются).

Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к другой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости), дети вынуждены поворачивать их по многу раз, чтобы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.

Однако нужно иметь в виду, что в подгруппе могут оказаться дети, имеющие опыт игры с такого типа конструктором. Воспитателю важно определить это заранее и выделить таких детей в отдельную подгруппу для того, чтобы другие имели возможность сделать для себя открытие способа крепления. После того, как способ крепления деталей стал достоянием всех детей, их можно объединять.

В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом («машина», «трамвайчик», «кораблик» и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это домик»), либо новые ее качества («...теперь это большой самолет, он быстро летает»).

На следующих двух-трех занятиях воспитатель использует либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо другой — «Большой базовый набор LEGO DUPLO», в котором уже 146 деталей, в том числе: домашние животные, человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками. С подгруппами детей он организует сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации: например, строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т.п. Или строят гараж, в который дети ставят машинки, некоторые из них дети конструируют сами.

Первые поделки из конструктора «LEGO DUPLO»

Первые поделки из конструктора «LEGO DUPLO»

Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно ее подхватить и развить.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить разные основания для складывания, например, цвет: «...сначала складываем все зеленые детали, а теперь — желтые» и т.п. (цвет дети могут выбрать сами); размер: «...сначала кладем самые большие, потом — поменьше и самые маленькие» и т.п. Эту процедуру можно превратить в интересное для детей занятие: предварительно распределить, кто из детей разбирает конструкции (их может быть двое), кто — собирает детали и подает, а кто — укладывает их в коробку. Воспитатель может быть равноправным участником.

Итак, на нескольких занятиях дети самостоятельно и с помощью воспитателя знакомятся с новым конструкторским материалом и его свойствами, практически его опробуют. И уже вне организованных занятий дети сами с удовольствием играют и конструируют, используя приобретенный опыт.

С четырехлетними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их внимания на процессе конструирования. При этом используют и игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным.

В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий–низкий», «широкий–узкий», «длинный–короткий». (Подобную работу проводят и с использованием строительного материала.) Детям предлагают построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров; высокие и низкие заборы, башенки и др. — только теперь путем скрепления деталей. Этому можно посвятить три-четыре занятия, и в конце каждого из них полезно обыгрывать готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков.

На последнем занятии все постройки детей можно объединить, удобно расположив их по отношению друг к другу, и организовать игру.

Поначалу дети могут не называть пространственные характеристики, но, давая задание типа «А теперь построй высокую башню, ...широкие ворота, чтобы вот такие машины могли бы проехать...», воспитатель видит, различают их дети или нет. К концу года почти все дети могут не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их. Этому также способствует и конструирование из строительного материала.

Все это очень важно для развития не только пространственной ориентировки, но и самой деятельности конструирования. В дальнейшем, конструируя тот или другой объект, дети предварительно в процессе его создания примеривают игрушку (машинку, уточку, матрешку и т.п.) к еще не законченной постройке. Часто можно при этом слышать детские высказывания типа «...нет, надо еще повыше, а то машина не проедет». Это говорит о том, что у детей начинает формироваться умение выделять в предметах их пространственные характеристики — высоту, длину, ширину — и соотносить предметы между собой по этим характеристикам.

При этом у большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практически создать.

Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного и предшкольного возраста

Поначалу лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал.

Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).

Так, на первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней
и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

Конструкции, построенные на Гобразной основе способом «включения»

На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.

Уже на втором занятии дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).

Заметим, что в это же время дети начинают осваивать конструирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безусловно, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования.

На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую тему (например: зоопарк, аэродром, город и т.п.) и создать свои конструкции в соответствии с темой.

А далее детям (ближе к 6 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный двухподъездный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.

На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, несколько составленных столов и т.п.), обеспечить большими пластинами-подставками и дополнительными тематическими наборами «LEGO DACTA» типа «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др.

Детям седьмого года жизни (и далее) можно предложить конструктор и другого типа наряду с указанными выше, например, конструктор «Тектон», состоящий из 202 деталей. Основные из них — цветные плоские пластины четырех конфигураций — узкая, треугольная, четырехугольная и пятиугольная. Крепятся они между собой цветными узлами тоже четырех видов, отличающихся друг от друга количеством защелок (с двумя, тремя, четырьмя и пятью). Кроме этого, в наборе есть стержни двух видов (длинные и короткие) и колеса (большие и маленькие). Конструктор отличается компактностью, поскольку основные детали являются плоскими. Вместе с тем соединение плоских пластин с использованием разных видов узлов позволяет получить огромное разнообразие объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Тематика конструкций практически безгранична.

Вначале детям нужно создать условия для самостоятельного ознакомления с конструктором путем практического опробования его возможностей, убрав при этом находящиеся в наборах цветные приложения. В последних показаны разные способы крепления, а также изображены уже готовые конструкции разной тематики (звезды, замок, рыцарь, звери, насекомые и др.). А именно это дети должны попытаться найти сами путем практических проб.

Детские поделки из конструктора «Тектон»

Детские поделки из конструктора «Тектон»

Как только кому-то из детей удастся собрать объемную фигуру в форме пирамиды или куба, воспитатель может предложить сделать шар (многогранник) из плоских больших деталей или из узких полос. Этого оказывается достаточно для дальнейшего использования полученных фигур в новых конструкциях (луноход, вертолет, ослик и т.п.).

Среди детей обязательно будут и такие, которые начнут сразу же сооружать конструкции, похожие на что-то (яблоня, цветы, бабочка), не пытаясь при этом замыкать пространство, объединяя пластины. Однако деятельность других детей непременно повлияет на них, поскольку объемные формы позволяют создавать очень интересные и необычные конструкции.

Детям можно предложить несколько простых каркасов, на основе которых они смогут создать разные конструкции (каркасное конструирование как форма обучения).

Только после нескольких занятий, в результате которых дети овладеют основными способами крепления и добьются определенных успехов в создании конструкций по собственному замыслу и по заданному каркасу, им можно показать приложение (иллюстрации) и рассмотреть, что же сделали из этого конструктора другие дети. Это, как правило, положительно влияет на деятельность детей: расширяется тематика, усложняются их конструкции, так как они используют отдельные конструкторские решения, увиденные на иллюстрациях. Однако, что очень важно, дети обычно уже не пытаются точно воспроизвести то, что они увидели. Например, одного ребенка поразила увиденная рыба, но он конструирует рыбу другой формы, других размеров и цветов. Другой ребенок тоже делает свою рыбку. А затем они вместе конструируют большой аквариум, в котором живут красивые рыбки. Если же у некоторых детей будут обнаружены попытки точного повтора, то в таком случае целесообразно дать им задания типа «Это красивая рыбка, а ты сделай свою более длинной и с маленькой головой» и т.д. Иногда при рассматривании иллюстраций можно услышать от детей: «А мой вертолет лучше, у него открываются двери, и он очень легкий и быстро может летать, а этот — тяжелый, он прямо как космический корабль...» Другие дети вступают в разговор и доказывают, что они (вертолеты) просто разные: один спортивный, другой военный и т.п.

Такие обсуждения очень важны для обогащения конструкторского опыта и организации дальнейшей кооперации детей в деятельности, их лучшего понимания друг друга и взаимодействия.

Далее детям целесообразно предъявить задачи на достраивание заданных фигур. Воспитатель заранее готовит их из деталей нового конструктора. На их основе дети создают разные оригинальные модели, и это позволяет им уйти от тематики, заданной в иллюстрациях.

Созданные из деталей разных наборов конструкции дети могут применять в играх-драматизациях, зарисовывать их и рисунки использовать в качестве иллюстраций к придуманным сказкам, которые воспитатель записывает.

Описанную выше систему обучения конструированию из деталей конструкторов с целью развития у детей воображения, творчества, инициативы, самостоятельности и т.п. можно реализовывать, используя и другие виды конструкторов. Однако необходимо соблюдать основные принципы организации обучения: убрать из наборов все приложения, содержащие указания, что и как делать; создать условия для самостоятельного практического экспериментирования с новым для детей материалом, а затем уже предъявлять им серию постепенно усложняющихся проблемных задач, способствующих обогащению способов построения образа и развитию воображения, творчества, инициативы; включать конструирование в другие виды детской деятельности (игры-драматизации, рисование, сочинительство сказок и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно также предлагать и крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы фирмы «Квадро» для самостоятельной деятельности как в помещении, так и на участке. Ценно, что в каждом из этих конструкторов наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде. Это позволяет детям вначале «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей, а затем воплотить эти модели в крупногабаритные прочные конструкции, которые могут служить в играх достаточно долгое время. Такой практический «перевод» мелких конструкций в крупные позволяет детям планировать и моделировать свои замыслы, связанные с созданием крупномасштабных функционально действующих конструкций, и существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений, образного мышления.

Конструктор «Квадро» представлен несколькими отдельными наборами: «Стартер», «Бейсик», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Базисными из них являются «Универсал», «Юниор» и «Бейсик».

Конструкторы системы «Квадро» состоят из удобно и прочно соединяющихся между собой трубчатых деталей (модулей), имеющих разнообразную простую конфигурацию. Детали соединяют с помощью прямых и угловых «муфт-вкладышей» и крепежных болтов. Целенаправленно соединяя трубчатые детали, дети сначала получают каркасы будущих конструкций, которые затем путем присоединения к ним соответствующих плоскостей превращают в законченные постройки. По сути дела, конструкторы «Квадро» позволяют наиболее полноценно реализовать принципы каркасного конструирования, обеспечивающие развитие у детей образного мышления и воображения.

В инструкциях показаны способы крепления, в которых воспитателю необходимо разобраться самому, чтобы можно было помочь детям. А вот детям прежде всего лучше дать возможность освоить конструктор путем практического экспериментирования сначала с мелкими деталями, а затем с крупными, не показывая каких-либо иллюстраций. После этого в качестве образца можно предлагать простые конструкции (мебель, домик и т.п.), выполненные воспитателем из мелких деталей для воспроизведения их из крупных деталей. Важно, наблюдая за детским экспериментированием, выяснить, что дети не смогли «открыть» сами (какой-то из способов соединения, назначение той или другой детали и т.п.), и в конструкциях-образцах задействовать эти конструкторские решения.

Можно предлагать определенные задания типа: сделать столовую мебель — четыре стула и стол, а также задания, подчеркивающие функциональное назначение конструкции (конструирование по условиям): например, построить горку, на которую могли бы забраться дети и скатываться с нее, или построить длинную тележку с четырьмя колесами для перевозки мусора, больших мягких игрушек и т.п.

 Функциональные конструкции, выполненные детьми из деталей «Квадро»

Конструирование с использованием «Квадро» — это всегда коллективная работа, требующая от детей слаженного взаимодействия и предварительного общего обсуждения. И это очень важно для формирования детского взаимопонимания, бесконфликтного и созидательного поведения.

«Квадро» позволяет создавать прочные конструкции разной тематики, которые дети могут использовать по назначению: крупные «двигатели» на колесах; мольберты для рисования, стенды для выставки детских работ; парники и теплицы на участке; спортивный инвентарь, своеобразную «обезьянью» среду, в которой дети могли бы разнообразно двигаться (подтягиваться, подлезать, пролезать, прыгать и т.п.), и многое другое. Средствами «Квадро» дети могут сами моделировать развивающую предметно-пространственную среду и самостоятельно видоизменять ее. Вариативность детских решений способствует созданию оригинальных конструкций, что является одним из важнейших показателей развития у детей творчества.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте условия, необходимые для формирования детского конструкторского творчества с помощью конструирования из деталей конструктора.

2. Организуйте знакомство детей с новым видом конструктора. Опишите свои наблюдения за этапом экспериментирования детей с новым материалом.

Рейтинг@Mail.ru