Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2008

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества.
Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

18

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества.
Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

19

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 1.

20

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

21

Лекция № 5. Конструирование из бумаги.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

22

Лекция № 6. Конструирование из природного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений.
Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

24

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

 

Итоговая работа

Литература

1. Копцев В. Волшебная бумага. М.: Первое сентября, 2005.

2. Мейстер Н.Г. Шляпы из бумаги. М.: Первое сентября, 2007.

Фото из архива детского сада «Улыбка», с. Павловск, Республика Саха (Якутия)

Лекция № 5. Конструирование из бумаги

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:

1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).
2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

На основе такой общей стратегии обучения конструированию из бумаги, выстроенной в совместном исследовании с О.А. Сафоновой, нами была разработана система педагогической работы, включающая разные технологии конструирования.

Методика обучения конструированию из бумаги в работе с детьми старшего дошкольного ВОЗРАСТА (5–6 лет)

Первый этап обучения

Поделки на основе пря-моугольника с отогнутыми к центру сторонами

Поделки на основе прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами

Поделки на основе треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами

Поделки на основе треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами

Основным содержанием этого этапа является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: «объемная (бумажная) скульптура».

Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники — объемная фигура — закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый — основываются на способе складывания квадрата пополам с совмещением противоположных сторон и углов, а второй и третий — на способе складывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям процесс усвоения более сложных способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех занятий по общей схеме.

Так, вначале для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа «Загадочные превращения квадрата», которая модифицируется применительно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала выполняют способ конструирования и получают определенную геометрическую фигуру, а затем им предлагают задачи, решение которых способствует введению способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им рассмотреть их и соотнести с полученной фигурой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения разнообразных и вариативных поделок детям раздают различные наборы деталей, объединение которых с одинаковыми геометрическими фигурами дает возможность получить разные образы.

Дополнительные детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, колючки из мягкой бумаги и т.п.) и в определенной степени подсказывают образ. На последующих занятиях детям дают более абстрактные детали (мелкие полоски, кружки, овалы и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного включения воображения.

На первом занятии дети на основе сделанной ими фигуры (прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами) и включения дополнительных деталей создают такие поделки, как телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами) и использования новых деталей дети создают выразительные мордочки разных животных (заяц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и др.

На третьем занятии полученная детьми новая фигура — треугольник с отогнутыми к противоположным сторонам углами и дополнительные детали дают им возможность сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчики и др.

Складывание треугольника с отогнутыми к противоположным сторонам углами.Поделки на основе вышеупомянутой фигуры

Складывание треугольника с отогнутыми к противоположным сторонам углами.Поделки на основе вышеупомянутой фигуры

На четвертом занятии дети, закручивая прямоугольник в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.

Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника.Поделки на основе цилиндра

Последовательность изготовления цилиндра из прямоугольника.Поделки на основе цилиндра

Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скрученную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнительные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем только мысленного объединения основы и деталей, а другие — путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: «Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голубые и круглые, зайчик чего-то испугался...» Такие речевые высказывания имеют важное значение для понимания и передачи характера создаваемых образов. Они также помогают ребенку эмоционально включиться в практическую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верхние углы для получения округлых ушей медведя, другие — надрезают стороны прямоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по-разному одни и те же детали, дети могут получать новые образы. Все это говорит о творческих проявлениях детей.

Примерный конспект занятия «Волшебные цилиндры»

Программное содержание. Познакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.

Поделки по теме «Цирковые животные»

Поделки по теме «Цирковые животные»

Подготовка к занятию. Воспитатель создает на фланелеграфе предметно-игровую среду, плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовятся фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказ.

Поделки на основе цилиндра и прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами

Поделки на основе цилиндра и прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами

В поселке том, где жили гномы,
Все было плоско: водоемы,
Дома, поляны и дубы,
И грядки, и в лесу — грибы.

Коровы, козы, даже кошки —
И те смотрелись как лепешки...
И вот сюда из-за морей
Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры
Похожи были на цилиндры.
Увидев их, подумал Гном,
Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле телеграмму,
Где слезно просит эту даму
Решить задачу: как ему
Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному отвечала:
«Берем простой квадрат сначала,
Прямоугольник мастерим.
Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,
В цилиндр закрутим, понимая,
Что две коротких стороны
Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», — подумал Гном. В субботу
Он смело взялся за работу.
Собачку сделал. И она
Была размером со слона.

Во время чтения этой истории показываются фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрируется преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем педагог предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее детям показываются заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.

Второй этап обучения

Его цель — формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи проблемного характера. Решение этих задач требует не только «прямого» переноса знакомых способов в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.

Поделки по теме «Интерьер мебельного магазина»

Поделки по теме «Интерьер мебельного магазина»

Все четыре занятия имеют единую структуру. Так, вначале детям предъявляют готовые образцы новых для них поделок, которые они вместе с воспитателем анализируют и выделяют общий способ их изготовления, затем дети сами выбирают понравившуюся им поделку и выполняют ее. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает все работы, обращая особое внимание на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Важно, чтобы в процессе такого обсуждения дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Так, например, одна из девочек говорит: «Мой волк такой же, как и у Пети, — сделан из треугольника. У него большие злые желтые глаза, острые уши и огромная пасть. Но только у моего волка — пушистая шерсть, я разрезала углы треугольника ножницами, а у Петиного — гладкая, он не разрезал...»

На первом занятии педагог дает детям образцы новых поделок: рыбку, пароходик, кувшинку, птичку, не объясняя (как и на всех других занятиях этого этапа) процесса их изготовления. Дети сами должны обнаружить основной, уже известный им способ, найти приемы его изменения: отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др., а также изготовить дополнительные детали для передачи образа.

На втором занятии этого этапа воспитатель дает детям четыре образца поделок по теме «Цирковые животные»: свинка, слоненок, медведь, собачка — и после их анализа предлагает сделать любую. Чтобы выполнить это задание, детям необходимо видоизменить фигуру, полученную способом скручивания прямоугольника в цилиндр, — надрезать цилиндр, отогнуть клапаны и самим изготовить дополнительные детали.

Решение третьей задачи на следующем занятии предполагает использование детьми двух знакомых им способов: закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых сторон прямоугольника к его центру. Эти способы дети должны увидеть сами при анализе образцов, найти нужную их комбинацию и прием соединения. В результате дети делают следующие поделки: цистерну, самолет, фигурки животных и др.

На четвертом занятии предлагаются новые готовые поделки, включенные в композицию: «Интерьер мебельного магазина». Для их изготовления дети сами должны сделать несколько цилиндров, разных по размеру, и объединить их в разные комбинации.

В начале этого этапа обучения не все дети сразу могут обнаружить знакомый способ в новых готовых поделках. Воспитатель, поддерживая правильные суждения других детей, помогает им с этим справиться.

Некоторые дети могут вносить в заданные образцы изменения с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание углов и т.п.) и деталей. При общем обсуждении готовых детских работ важно обратить на это внимание всех детей.

Третий этап обучения

На третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная, фольга и др.) и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. И если даже дети повторяют тематику, то, как правило, каждая из их поделок отличается от предыдущих структурой конструкции. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Например, делают не просто собачку, как это было ранее, а кокетливую цирковую собачку в воздушной короткой юбочке, с большим бантом на шее и с высоко поднятой мордочкой.

Некоторые дети наряду с уже знакомыми игрушками делают и новые, простые по структуре, но образные и выразительные. Другие могут делать несколько поделок и объединить их в композицию.

Воспитатель помогает детям включать поделки в разные виды деятельности, побуждая их к созданию новых, дающих возможность наиболее полно раскрыть игровой сюжет, театрализованное действие и др. Такое включение полезно организовывать на каждом занятии (а не только на занятии по замыслу), причем важно постоянно создавать композиции из отдельных поделок, сделанных детьми.

Так, например, включение фигурок забавных животных в игру, развертывание ее сюжета побуждает детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через реку, колодца и др.

В конце учебного года можно провести еще одно занятие по созданию гирлянд техникой киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по-разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др.

Обучение детей предшкольного возраста

Обучение детей предшкольного возраста тоже проходит в три этапа.

Первый этап обучения

Изготовление низкого конуса. Поделки на основе низкого конуса

Изготовление низкого конуса. Поделки на основе низкого конуса

Изготовление высокого конуса. Поделки на основе высокого конуса

Изготовление высокого конуса. Поделки на основе высокого конуса

На этом этапе дети осваивают четыре новых способа известной им уже техники «объемная скульптура»: закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания, и новую технику — «плетение».

Этому посвящается пять занятий, имеющих общую структуру. В начале каждого занятия дети осваивают сам способ вне создания конкретной игрушки (получение конусов, коробочек и т.п.). А затем самостоятельно на их основе создают разные конструкции. При этом они изменяют основные способы, комбинируют их, дополняют полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями.

Для знакомства с новыми способами используются игровые ситуации загадочного превращения плоской формы в объемную типа «Как круг превратился в низкий конус». Однако на первых трех занятиях игровые ситуации (в отличие от предыдущих) содержат лишь словесные описания, детям не показывают процесса образования способа. Например, воспитатель говорит: «Красный круг так расхрабрился, взял и пополам сложился, половинки приподнял, в конус закрутил и встал». А дети, повторяя этот ритмический текст, практически делают высокий конус из половинки круга.

На последующих двух занятиях (освоение способов преобразования квадрата в куб и в брусок) используют бумажные образцы, каждый из которых фиксирует очередной промежуточный результат видоизменения квадрата с целью получения коробочек кубической и брусковой формы. Иначе говоря, серия таких образцов задает детям своеобразную «схему» действий, приводящих к конечному результату. Ребенок, глядя на каждый предыдущий и последующий образец, мысленно определяет операции способообразования, обеспечивающие последовательный переход от одного из них к другому.

Все описанные выше способы являются продуктивными; они используются детьми многофункционально, что позволяет им получить на одной основе несколько разных поделок.

Так, на первом занятии на основе низкого конуса дети могут создавать такие поделки, как колокольчик, зонтик, грибочки, лягушку, шапочку, лукошко и др.

На втором занятии, используя высокий конус как основу, дети конструируют елочку, колпак петрушки, ракету, цветок, лису с сачком и др.

На третьем занятии дети техникой «плетения» создают разноцветный коврик, сумочку, вазочку для цветов, коробочку и др.

На основе коробочек кубической и брусковой формы (четвертое и пятое занятия) дети конструируют грузовую машину, автобус, домик, телевизор, стол, кухонную мебель, мордочки для кубикового театра и др.

Наиболее типичная организация обучения на этом этапе представлена в конспекте первого занятия.

Примерный конспект занятия «Волшебные превращения круга»

Техника «плетения». Поделки, изготовленные техникой «плетения»

Техника «плетения». Поделки, изготовленные техникой «плетения»

Изготовление коробочек брусковой (а) и кубической (б) формы. Поделки из коробочек

Изготовление коробочек брусковой (а) и кубической (б) формы. Поделки из коробочек

Программное содержание. Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры. Знакомить детей со способом закручивания круга в конус (низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию. Воспитатель располагает на одной стороне фланелеграфа несколько кругов разной величины (d — 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой — конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по несколько кругов различного диаметра от 3 до 5–9 см, обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.

Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и начинает рассказывать забавную историю.

«Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.

(Воспитатель показывает этот процесс.) И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее воспитатель показывает несколько готовых поделок.

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Второй этап обучения

На этом этапе необходимо провести не менее пяти занятий, на которых детям последовательно предлагают задачи проблемного характера. Условия этих задач инициируют создание представлений о конструируемых предметах и нахождение правильных решений. Решения предполагают комбинирование и трансформирование знакомых способов.

На двух первых занятиях дети работают индивидуально, поскольку каждый из них должен найти свое решение.

На первом занятии воспитатель вначале демонстрирует готовые конструкции домов разной конфигурации. Рассматривая их, дети выделяют способы создания каждого дома: преобразование квадрата в куб, в брусок; закручивание полукруга в конус; надрезание одной из противоположных сторон прямоугольника, квадрата, конус. Затем дети выбирают понравившееся им здание, самостоятельно отбирают все необходимое и конструируют его.

В результате дети получают разные конструкции домов: с аркой, с мансардой; одноподъездные и двухподъездные здания; высотный дом и т.п., — которые составляют композицию «Улица города».

На втором занятии детям задают условия, которым должны соответствовать их поделки.

Например, сделать специальные кресла для карусели с резными ножками, овальными или квадратными спинками, удобными и цветными, чтобы на них было весело кататься.

Для этого детям необходимо использовать видоизмененный способ преобразования квадрата в куб путем вырезания разной конфигурации всех сторон куба.

На последующих трех занятиях дети объединяются в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию. На третьем занятии воспитатель показывает детям изображение фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и более конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющить или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

На четвертом занятии задача усложняется. Воспитатель только называет два известных детям способа конструирования — закручивание полукруга в конус и отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам — и предлагает использовать их для изготовления персонажей сказки «Теремок». Каждая пара детей выбирает персонаж. Выбор детей обсуждается с учетом их интересов и необходимости создания всех персонажей сказки.

Пятое занятие предусматривает одновременное комбинирование нескольких освоенных детьми способов конструирования в этом учебном году и одного из освоенных ранее способов — закручивание прямоугольников в цилиндр. Детям предлагают только тему, например «Вокзал», и обсуждают, какие поделки можно сделать и какими способами.

Эту работу дети выполняют по подгруппам (4–5 человек). Готовые поделки: здание вокзала, поезд, билетная касса, скамейки и др. — объединяются в общую композицию.

Решение системы постепенно усложняющихся задач проблемного характера способствует развитию у детей самостоятельного и творческого конструирования. Они сами анализируют предложенные взрослым условия, находят необходимые способы решения, подбирают соответствующий материал, определяют последовательность выполнения работы. Все это является чрезвычайно важным для дальнейшего успешного обучения в школе.

Третий этап обучения

Здесь педагогу необходимо организовать конструирование по собственному замыслу детей. Этому можно посвятить несколько занятий, на которых дети создают коллективные композиционные работы, используя весь свой опыт, в том числе и конструкторский.

Поделки детей отличаются оригинальностью, выразительностью, эстетичностью. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание использовать свои поделки в других видах деятельности: в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в составлении рассказов, в подготовке карнавальных шествий и др.

Поэтому очень важно создать условия для самостоятельного конструирования в свободное от занятий время. Для этого нужно выделить удобное место, оборудовать его и оснастить всеми необходимыми материалами. В такой специально созданной среде дети могли бы конструировать не только мелкие, но и крупные изделия: макеты зданий, костюмы для карнавалов и праздников, создавать художественно-эстетические композиции для украшения интерьера детского сада и многое другое.

Вопросы и задания

1. Назовите главные условия развития творческого конструирования из бумаги.

2. Сколько этапов обучения включает система развития творческого конструирования из бумаги в работе с детьми старшего дошкольного возраста? Дайте краткую характеристику содержания каждого этапа.

3. Сколько этапов обучения включает система развития творческого конструирования из бумаги в работе с детьми предшкольного возраста? Дайте краткую характеристику содержания каждого этапа.

Художник Г.Егоров

Рейтинг@Mail.ru