Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2008
В детских садах начинается предпраздничная суета: детские елки — обязательный элемент садовской жизни, праздник, который с одинаковым нетерпением ожидают и дети, и родители, и педагоги.
Нам привычно кажется, что Новый год всегда был, есть и будет. Мы все о нем знаем, все про устройство праздника понимаем. Однако и в привычном могут открыться нам новые грани. Более того: мы можем обнаружить здесь как психологические ловушки и опасности, так и новые возможности. Связаны они в первую очередь с центральными образами детской елки — Дедом Морозом и Снегурочкой.

Новый год не за горами

Снегурочкин венец

Снегурочка — обязательная гостья новогодних праздников, один из самых любимых детских персонажей. Особенно — для девочек. Обаяние Снегурочки еще и в том, что в отличие от могучего волшебника Деда Мороза детям легко с ней отождествиться. Ведь чаще всего она — «внучка», «внученька». Пусть и из снега, но эта деталь скорее словесная, чем зримая: Снегурочка ведет себя вполне «по-человечески»: разговаривает обычным голосом, смеется, плачет, пляшет и поет. О ее необычном происхождении свидетельствуют разве что интриги злодеев: то они пытаются напоить ее горячим чаем, то — отправить в Африку, — то есть сделать что-нибудь такое, от чего Снегурочка могла бы растаять. Но такой печальный финал существует только в фольклорном тексте и в сказке Островского и приурочен к весне. К сюжетам новогодних праздников он никакого отношения не имеет.
Иными словами: Снегурочка — невероятно привлекательный образ в силу своей досягаемости, доступности и приближенности к эпицентру праздника в лице Деда Мороза. Почти каждая девочка мечтает побыть Снегурочкой, нарядиться в нее, занять место «королевы» праздника. Но вот беда: сценарии детских елок всегда предполагают Снегурочку в единственном экземпляре. Снежинок — много, зайчиков — тоже. А вот Снегурочка — одна. И часто маленькие фантазерки выходят после праздника с чувством несбывшейся мечты, отяжеленным чувством зависти: ведь в детском саду Снегурочку почти всегда выбирают из числа детей.
Это неправильно. Детская потребность в заветных превращениях должна быть удовлетворена. Особенно — в отношении детей пяти-шести лет, переживающих короткий и яркий период деятельной веры в сказку: они действительно верят, но при этом готовы туда проникать, вмешиваться, участвовать. Их вера перемешана с желанием отождествления. И нужно поискать для этого сценарные ходы и подходящие режиссерские решения.
Например, такие.

Первый вариант

Дед Мороз приходит в гости (как это задумано по сценарию). А ведущий сообщает, что сейчас специально для него состоится парад Снегурочек. Все девочки в честь новогоднего праздника решили ненадолго превратиться в его внучек. Он ведь не будет возражать?
Снегурочки шествуют в костюмах, изготовленных руками мам и бабушек, поют и танцуют. Дед Мороз хлопает в ладоши и обнимает всех своих внучек.

Второй вариант

Дед Мороз приходит в гости к детям вместе со Снегурочкой, роль которой исполняет актриса более старшего возраста, чем участвующие в празднике девочки (школьница, студентка, молодая воспитательница и т.п.). Дед Мороз вручает детям подарки, а потом спохватывается.

Дед Мороз. Всем подарки подарил, только про внученьку свою забыл. Она мне помогала-помогала, шубу терла-стирала, бороду чесала, серых волков в сани запрягала, мешок с игрушками собирала. И вот тебе раз: осталась без подарка! Только что делать?
Я уже все заготовленные подарки раздарил.

Ведущая. Не печалься, Дед Мороз! Не грусти, Снегурочка! Наши девочки приготовили для Снегурочки подарок. Сейчас мы устроим шествие под названием «Снегурочкин венец». Мамы, папы, бабушки, дедушки и сами ребята трудились над созданием самых красивых в мире кокошников, которые могли бы украсить Снегурочку. Смотрите!

Девочки в кокошниках шествуют по залу: можно — группой, можно — по одному (по законам дефиле).

Дед Мороз. Ну и красота! Какой венец самый лучший, Снегурочка?

Снегурочка. Уж не знаю, что и выбрать. Все хороши! Глаз не оторвать. Где бы мне секрет мастеров узнать?

Ведущий. Снегурочка, ребята приготовили для тебя эскизы шапочек, корон и кокошников.

Снегурочка. Ай да ребята! Как же они догадались? Призову я морозцы с ледяными молоточками, вьюги да метели со снежными платочками: пусть мои зимние молодцы сделают мне чудесные венцы — как у ваших девочек. И на следующий год приду я к вам в гости в новом наряде.

Дети дарят Снегурочке рисунки — эскизы головных уборов или модели из разных материалов.

Головной убор изготовили Н.А. Ужакова, Л.А. Петрунина и Н.Н. Стукачева. Детский сад «Росинка», г. Новый Уренгой

Головной убор изготовили Н.А. Ужакова, Л.А. Петрунина и Н.Н. Стукачева. Детский сад «Росинка», г. Новый Уренгой

Головной убор изготовила Виктория Чернышева. Детский сад «Росинка», г. Новый Уренгой

Головной убор изготовила Виктория Чернышева. Детский сад «Росинка», г. Новый Уренгой

Очень важно соблюсти здесь два правила «психологической безопасности»: во-первых, лучше не объявлять победительницу дефиле, даже если какой-то костюм явно выигрывает по отношению к остальным. И, во-вторых, ни в коем случае не требовать от какой-нибудь девочки передать свой венец Снегурочке.
В момент представления дети чувствуют себя внутри роли; кокошник, венец, шапочка — символы этой роли, как шапка Мономаха была символом царской власти. И если присвоение победы в конкурсе костюма связано с лишением победителя основного сценического атрибута, это убивает всю сладость события.
А мы помним: верность психологическим принципам устроения праздничного действа для педагогов гораздо важнее его кажущейся сценарной логичности. У нас своя логика — в точном расчете психологического попадания сказки в сердцевину детского мира.

Рейтинг@Mail.ru