Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2008

Экологические игры Натальи Рыжовой. Лесной дом

Статья опубликована при поддержке компании «Свадебный Союз». Если вы держите свой свадебный салон или магазин женской одежды, то вам не обойтись без поставщика свадебных и вечерних платьев. Свадебные и вечерние платья оптом вы можете легко заказать в компании «Свадебный Союз». Посетите официальный сайт компании http://souz.com и ознакомьтесь с каталогом предлагаемой продукции.

С точки зрения экологического образования очень важно дать детям представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга. Они связаны между собой и со своим местообитанием, образуя экосистемы.

На дошкольном уровне в качестве примера экосистемы лучше всего рассмотреть лес. Многие дети (да и взрослые) считают, что лес — это «когда много деревьев». Очень часто люди действительно «за деревьями леса не видят». Задача воспитателя — помочь ребенку «увидеть» лес в целом. Работать по данной теме будет легче, если до этого дети занимались с комплектом карточек «Дуб и сосна» и имеют представление о связях растений и животных с деревьями.

Для объяснения материала предложите детям рассмотреть лес как большой дом со множеством квартир. В каждой квартире — свои жильцы: в дупле дерева — сова, в почве — черви, в берлоге — медведь. И меняться квартирами они не любят. В одних лесных квартирах светло (на полянках), в других — темно (под деревьями с густой кроной), в одних — сухо, в других — сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.

Но в лесном доме есть не только квартиры, но и подвал, крыша, этажи (ярусы). Для объяснения этого материала можно использовать комплект карточек «Лесной дом». Это рисунок леса, в котором выделены этажи: нижний (1-й этаж), средний (2-й) и верхний (3-й), а также «подвал». Рисунок разделяется на части пунктирной линией, отделяющей этажи друг от друга. Для работы разрежьте рисунок по пунктирной линии на части. Лес «собирается» путем складывания карточек с соответствующими объяснениями и названиями этажей. Если листва деревьев в лесу смыкается, появляется «крыша». Под такой крышей в лесу не так ветрено, холодно, как за пределами леса, она задерживает дождь. «Складывание» леса из отдельных этажей поможет детям воспринимать лес как сложный «дом», состоящий не только из деревьев.

Вторая задача воспитателя при работе с данным комплектом — показать, что на каждом этаже обитают разные животные. Для этих целей используется рассмотренный выше рисунок леса и карточки с изображением животных, названия которых упоминаются далее в тексте. На первых этапах работы можно выбрать наиболее известных детям животных, затем добавить карточки с менее известными, расширяя познания детей о составе животного мира.

Задача при работе с карточками — распределить животных по этажам леса, одновременно объясняя, какие растения образуют этажи.

Для изложения материала используется следующая информация.

«Подвал» — это подземный этаж леса, земля (почва), в которой находятся корни растений. Здесь живут дождевые черви, кроты, жуки, личинки насекомых, некоторые гусеницы.
В почве можно обнаружить норы барсуков, лисиц.

Первый (нижний) этаж — это травы, невысокие лесные растения. Здесь живут мухи, пауки, муравьи, лесные мыши, бабочки, пчелы, осы, птицы: синица-московка, славка, крапивник.

Второй этаж (средний) — это кустарники, например: калина, боярышник, шиповник, лещина. Здесь живут многие птицы: зарянка, горихвостка, дятел, поползень, много насекомых.

Третий (верхний) этаж — это деревья (дуб, береза, сосна). Здесь обитают птицы: сова, сорока, дрозд, сойка, — а также гусеницы, огромное количество насекомых, белка.

Некоторые животные живут на одном этаже, а «столовая» у них — на другом. Например, некоторые птицы могут отдыхать на одном этаже, а питаться — на других. Сова охотится на нижних этажах, а живет на дереве.

После объяснения материала воспитателем дети должны выполнить следующее задание. Для этих целей используйте маленькие карточки комплекта «Дуб и сосна» и текстовую информацию о животных, растениях, грибах, связанных с дубом и сосной. Вначале обсудите с детьми, на каком этаже леса должны жить травянистые растения и грибы (хохлатка, ландыш и т.д.) и грибы (боровик, дубовик). Положите эти карточки рядом с 1-м этажом и «подвалом». Далее скажите детям, что однажды случилось так, что животные заблудились, перепутали этажи и не могут найти свои квартиры. Дети вместе с воспитателем должны помочь животным вернуться к себе домой, найти свои этажи. Для этого нужно взять маленькую карточку с изображением животного и положить его рядом с соответствующим этажом леса. Постепенно задание можно усложнить путем увеличения карточек «заблудившихся» животных. Если ребенок правильно выполнит задание, то получится картина с изображением всех этажей леса и его жильцов, то есть настоящий лесной дом, где у каждого жильца — свое место.

Желательно провести и экскурсию в лес, где дети сами смогли бы найти этажи и следы лесных жителей. Можно попробовать сделать это и в парке, сквере.

Схема этажей леса (изображение можно раскрасить)

Схема этажей леса

Рейтинг@Mail.ru