Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2008

Игра, ребенок и семья

Елена КравцоваПродолжение. Начало в № 19, 20, 21, 22/2008

 

Развитие ребенка — в том числе и перспектива его обучения в будущем — во многом определяется умением играть.
Что может сделать семья дошкольника для полноценного становления его игровой деятельности?
Об этом рассказывает доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, профессор Елена КРАВЦОВА. Ее позиция сформулирована в результате многолетних экспериментальных исследований и размышлений.

 

Позиция «пра-мы» как основа развития детского воображения

Статья опубликована при поддержке образовательного портала «Учись ТУТ». Поступаете ли вы в ВУЗ, ищите автошколу или специальные курсы, вам обязательно поможет портал «Учись ТУТ». Будь то автошкола выходного дня, или курсы английского языка, вы обязательно подберете то, что вам нужно. Посетите сайт портала http://uchistut.ru и найдите что-то для себя.

Когда ребенку исполняется три года, его воображение превращается в самостоятельный психический процесс. Оно может проявляться и в более раннем возрасте, но теперь становится самоценной деятельностью. До трех лет малышу трудно что-либо вообразить, поскольку он ориентирован на собственное восприятие: что увидел, услышал — то и представляет себе, о том и говорит, тем и живет. В три года малыш постепенно обретает независимость от собственных оптических и слуховых ощущений.

С самого рождения ребенок оказывается в гуще социальной жизни — за счет своей зависимости от ухаживающих за ним взрослых и своей связи с матерью. Психологически он объединен с мамой позицией «пра-мы». Ребенок не может сказать о себе и о маме «мы с мамой», поскольку еще не ощущает себя отдельной личностью. Только в период кризиса трех лет ему предстоит овладеть личными местоимениями: сначала — местоимением «я», а затем — «мы» и другими. Тем не менее малыш раннего возраста и его мама образуют вместе некое психологическое целое, проявляющееся и в единстве действий, и в единстве эмоций, и в единстве волевых усилий. Такое психологическое единство классик отечественной психологии Лев Семенович Выготский называл позицией «пра-мы».

Позиция «пра-мы» лежит в основе развития воображения и развития понимания. Она обеспечивает малышу инициативу (активность) и осмысление происходящего. Например, мама берет в руки какой-то предмет и делает с ним малопонятные манипуляции. Она объясняет: «Сейчас я налью в чайник воды и приготовлю чай к папиному приходу». Малыш постепенно начинает соотносить слово «чайник» с определенным предметом, связывать мамино занятие с приготовлением чая, понимать, что слово «папа» относится к высокому человеку, который улыбается, берет его на руки, высоко подкидывает и т.д. При этом ребенок не просто наблюдатель: он — активный участник как этой, так и других аналогичных ситуаций.

Во всех случаях деятельность взрослого направлена на становление и развитие воображения. Только при многочисленных повторениях подобных ситуаций ребенок начинает сам использовать свое воображение. Например, видит, что мама наливает воду в чайник, и сразу смотрит на дверь: понимает, что скоро придет папа.

Роль семьи в воображении ребенка, как и характер самого воображения, в раннем или преддошкольном возрасте меняется. Теперь осмысление малыша направлено на предметы и действия с ними. На первый взгляд роль взрослого в этих процессах может показаться незначительной. Однако исследования Е.В. Самолетовой показали: если взрослые не помогают ребенку осмыслять его занятия, то предметная деятельность покажется ему монотонной и однообразной. То есть взрослый придает смысл всяким, в том числе и случайным действиям малыша с предметами.

Уже говорилось, как взрослый человек осмысляет крик и стук малыша, сидящего в манеже. Но вот, казалось бы, совсем иной случай: ребенка надо одеть на прогулку, а многие дети этого не любят. Тогда взрослый начинает прятать различные части тела малыша от «злого дяди» или сравнивать его с любимой детской игрушкой, которая замерзла. Со стороны действия взрослого носят почти такой же характер, как и на предыдущей стадии развития ребенка, когда он еще не умел использовать свое воображение. Но теперь, за счет работы воображения, малыш может совершенно по-новому их осмыслить. Он включается в игру, предлагаемую взрослым, и процесс одевания становится для него не таким неприятным и скучным.

Коллективная игровая деятельность как важное условие развития воображения

В развитии воображения дошкольников в семье главное место отводится игре. Однако надо упомянуть еще о нескольких аспектах формирования воображения, также непосредственно связанных с семьей ребенка.

Первый аспект касается организации осмысленной коллективной деятельности. Педагоги хорошо знают, что дошкольники любят играть или заниматься чем-либо в компании. При этом они нередко ссорятся, выясняют, кто у кого списывает, кто кому подражает и т.п. Однако совместные игры детей нельзя считать настоящей коллективной деятельностью, так как зачастую они строятся по иным законам — зависят от взаимодействия ролей. Кстати, именно поэтому дети довольно мирно играют во «врача и пациента» и ссорятся, когда в игре присутствуют одновременно «врач» и «медсестра». Игра проходит тихо, если врач и медсестра лечат пациентов по отдельности, то есть играют рядом, а не вместе.

Взрослый, которому ребенок доверяет и который хорошо знает его сильные и слабые стороны, может организовать коллективную деятельность детей с разным количеством ее участников, но желательно не больше пяти–семи. При этом неумение ребенка (или детей) строить коллективные отношения компенсируется участием в этой деятельности взрослого человека. Это может быть совместное приготовление пирогов, винегрета, уборка квартиры, даже игра — словом, любая продуктивная деятельность. На первый взгляд взрослый вроде бы никак не задействует воображение малыша. Однако это не так. Он с самого начала задает смысл и поддерживает его, ориентируясь на будущий, то есть воображаемый продукт этой деятельности, ее результат, ситуацию, в которой он будет использован.

Описание этого аспекта развития воображения позволяет сделать вывод о том, что организация деятельности, нацеленной на воображаемый результат или продукт, ее реализация, общение при этом детей, подчиненное смыслу этого результата, может проходить совместно с близким взрослым. Кроме того, в подобной деятельности от количества детей-участников зависит количество взрослых, именно поэтому формирование такой способности у дошкольников в первую очередь связано с их семьей.

Формы детского воображения и особенности их развития

Воображение дошкольника имеет две формы, которые в значительной степени являются антиподами. Одна форма проявляется в игре, в придумывании игровых ситуаций и характеров. Захочет ребенок, и Баба Яга в его игре будет злой и непобедимой, а захочет — старой и больной. Игровые «решения» во многом зависят от личностных особенностей ребенка, от его индивидуальности. Поэтому можно назвать эту форму воображения субъективной.

Соответственно, существует и форма, которую можно назвать объективной. Самым наглядным образом она проявляется в конструировании, когда от ребенка, например, требуется построить дом для куклы. Размеры дома, комната, вход должны соответствовать росту куклы. Если ребенок занят решением игровой задачи, дом может быть и меньше куклы. Он просто вообразит, что кукла там живет и живет комфортно. А при решении конструкторской задачи это невозможно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с реальной предметной средой.

Следствием невозможности реализовать объективное (конструктивное) воображение в дошкольном возрасте является вера подростка в волшебный глаз своей мамы, с помощью которого она узнает обо всем, что хотят от нее скрыть. Или подросток, попавший в сложную ситуацию, ничего не предпринимает, надеясь на чудо. Возможно, нынешняя популярность колдунов (да и психологов) — следствие неразвитости у сегодняшних взрослых конструктивного (объективного) воображения.

Развитием и реализацией объективного воображения у дошкольников должны заниматься близкие им взрослые. Во-первых, это происходит во время коллективной деятельности, ориентированной на будущий результат. Во-вторых, этот вид воображения у детей, как правило, реализуется при индивидуальном общении взрослого с ребенком или во время их совместной деятельности. При этом совсем необязательно, чтобы результатом подобного контакта был какой-либо предполагаемый результат. Это может быть обычная беседа на самые разные темы, рассматривание смешных ситуаций, нарисованных на картинках, или чтение маленьких забавных рассказов, в которых, с одной стороны, происходит бессмыслица, поскольку не реализуется объективное воображение, а с другой — дошкольное, смысловое, субъективное воображение заменяется объективным.

Наконец, последний аспект влияния семьи на развитие воображения в дошкольном возрасте связан с формированием у ребенка представлений о будущих профессиях.

Окончание следует

Рейтинг@Mail.ru