Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2008

Психолог с камерой на плече

Я работаю педагогом-психологом в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речевыми проблемами. Самое трудное и важное для меня — это взаимодействие с родителями. А психологическая помощь без контакта с семьей приносит мало пользы. Видеокамера помогает мне и воспитателям наладить доверительные отношения с родными наших воспитанников.

Я начала работать с видеокамерой 17 лет назад, когда, заинтересовавшись практической психологией, пришла в группу личностного роста. Первые упражнения, съемка и просмотр фильма, сделанного своими руками, запомнились мне на всю жизнь. Возможность видеть и слышать себя со стороны, смотреть, как ведут себя люди в различных ситуациях, анализировать их поступки с помощью опытного руководителя научили меня таких вещам, которые невозможно почерпнуть из книг.

Статья опубликована при поддержке компании «Пластика ОКОН». Делая ремонт в квартире, первым делом, замените стеклопакет. Это обеспечит сохранение тепла зимой, и отличную шумозащищенность. Приобрести пластиковые окна в рассрочку можно в компании «Пластика ОКОН», по адресу www.plastika-okon.ru. Отличный выбор, гарантия качества и профессиональный монтаж, сделают замену окон легкой и быстрой.

Ребятишки в моей группе разные. Одни развиты физически и интеллектуально, у них хорошо поставлена речь, они умеют играть со своими сверстниками. У других же неважная координация, навыки самообслуживания слабые, они плохо говорят, да и интеллектуальное развитие оставляет желать лучшего.

Вместе с воспитателями мы разделили детей на подгруппы и составили план дальнейшей работы. Но для начала решили провести родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей младшей группы». Нам очень хотелось, чтобы это было не формальное мероприятие, а разговор, который действительно помог бы семьям в воспитании детей.

И тут нам пришла идея сделать небольшой, на 30–40 минут, фильм из жизни ребят этой группы: совместные и индивидуальные занятия, обед, игры. Мы рассказали родителям о задачах этого фильма и заручились их согласием.

Когда работа была закончена, мы вместе с воспитателями по материалам съемки обсудили характеры детей, их поведение, навыки, умение общаться друг с другом. Наша задача заключалась в том, чтобы показать родителям, как развиваются наши воспитанники, не давая при этом никаких характеристик и оценок. В фильм мы решили добавить несколько небольших рассказов о культуре еды, навыках игры и особенностях обучения в этом возрасте. Кроме того, подобрали упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук, которыми можно заниматься дома.

На собрании перед просмотром фильма мы сказали родителям, что в любой момент запись можно остановить, если у них возникнут какие-либо вопросы.

Успех был несомненный: никто из присутствующих не остался равнодушным. Родители впервые увидели своего ребенка в детском коллективе, без мамы и бабушки. Каждая мама видела, как ест ее сын или дочка, умеет ли держать ложку или прячет руки, ожидая, что кто-то придет и накормит, как ведут себя за столом другие дети. Как ее ребенок добивается желаемого, как играет, убирает игрушки, и т.д и т.п. Многие мамы и папы задавали вопросы, на которые мы тут же отвечали, одни подходили после собрания и просили побеседовать с ними лично, другие спрашивали разрешения переписать фильм, так как им хотелось еще раз посмотреть его дома.

Люди ведь разные, и каждый сам выбирает для себя способ получения информации. Как бы то ни было, мы достигли своей цели: родители задумались, правильно ли они воспитывают своего ребенка. В конце собрания мы решили каждый год устраивать просмотр таких фильмов, чтобы видеть, как растут и развиваются наши дети.

План воспитательной работы с использованием видеосъемки

Подготовительный этап

1. Предварительный опрос родителей, получение письменного разрешения на съемку.
2. Придумывание сюжетов в зависимости от темы родительского собрания.
3. Подготовка детей к съемке, знакомство с оператором, привыкание к работе камеры. Многих детей снимают дома, поэтому они быстро перестают обращать внимание на камеру.
4. Видеосъемка.
5. Просмотр вместе с воспитателями, отбор материала для обсуждения с родителями.
6. Составление плана анализа. Подбор и распечатка рекомендаций для каждого родителя.

Основной этап. Проведение собрания

1. Знакомство и рассказ воспитателя о том, какие вопросы будут обсуждаться на собрании.
2. Просмотр видеоматериала:

а) всего фильма целиком и его общий анализ;
б) просмотр фильма по частям, анализ каждой из них;
в) просмотр фильма с остановкой, когда у родителей появятся какие-либо вопросы.

Заключительный этап

1. Устное или письменное обсуждение сведений, которые родители получили в ходе собрания.
2. Разработка плана совместной работы дома и в группе, если с родителями установились доверительные отношения.
3. Вручение письменных рекомендаций каждому родителю.

Советы воспитателю, который ведет собрание:

1. Не оценивайте никого из детей с точки зрения хороший – плохой, умный – глупый и т.д.
2. Не сравнивайте детей между собой. Видеозапись хороша тем, что родители все видят сами и смогут сделать выводы самостоятельно.
3. Анализируйте не детей, а их поступки. Переход на личности вызовет раздражение у родителей, и доверие будет потеряно.
4. При анализе больше говорите о положительных моментах.
5. Дайте возможность родителям поговорить о своем ребенке, тактично пресекая при этом критику других детей.

Рейтинг@Mail.ru