Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008
Елена КРАВЦОВАРазвитие ребенка — в том числе и перспектива его обучения в будущем — во многом определяется умением играть. Что может сделать семья дошкольника для полноценного становления его игровой деятельности?
Об этом рассказывает доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, профессор Елена КРАВЦОВА.

Продолжение. Начало в № 19, 20, 21, 22, 23/2008

 

Игра, ребенок и семья

Профессиональный успех закладывается в детстве

Исследование особенностей становления и развития профессионального сознания в юношеском возрасте, а также психологические проблемы взрослых людей, имеющих трудности с профессиональным сознанием, показали: человек полноценно приобретает ту или иную профессию только в том случае, когда у него есть адекватный образ этой профессии. Если принять во внимание широко известный факт, что у педагогов и психологов бывают наиболее трудные и проблемные дети, а врачи представляют собой самую нездоровую часть населения, то становится очевидным: это напрямую связано с их профессиональным самосознанием, которое, в свою очередь, возникает и развивается на основе образа профессии.

Статья опубликована при поддержке компании «Audivi». Пышное торжество ставит перед женщиной тяжелую задачу – выглядеть на все 100. Добиться этого поможет профессиональные визажисты компании «Audivi», выезжающие к клиенту на дом. Посетив официальный сайт компании http://audivi.ru/, вы сможете заказать выезд визажиста, который поможет вам создать великолепную прическу, дополнив ваш образ.

«Загадочный» образ профессии возникает в дошкольном возрасте. Он является одновременно и основой игры, и ее продуктом. Образ профессии возникает у ребенка при взаимодействии с близким взрослым. Семья демонстрирует ребенку те или иные профессии и особенности их реализации. Это и «профессия» мамы и папы, и те профессии, которые родители реализуют на работе. Очень важно, чтобы родитель, общаясь и играя с ребенком, отправляясь на прогулку или по делам, обращал внимание малыша на свою социальную роль: сейчас, в магазине, он покупатель, в автобусе — пассажир, за рулем собственного автомобиля — водитель, в зоопарке — посетитель, в театре — зритель, в парикмахерской — клиент, в поликлинике — больной, а в детском саду — воспитатель. Это позволит ребенку правильно воспринимать взрослого в разных ситуациях, верно «считывать» то или иное сообщение. Усвоение различных социальных ролей взрослого, а потом и своих собственных в конечном счете приведет к формированию образа профессии.Помимо этого, хорошо и правильно, если взрослый, посещая вместе с малышом публичные места, объясняет особенности профессий разных людей. В рамках одного исследования, проведенного много лет назад, детей из двух групп детского сада водили в зоопарк. Детям одной группы просто показывали зверей, а другим рассказывали, что это тетя, которая кормит тигров, а это дядя, который лечит обезьян. Обезьяны баловались и съели что-то вредное, у них заболел живот, теперь приходится их лечить. Дети первой группы, выслушав объяснения, тут же про них забыли, а дети второй группы не только с удовольствием играли в зоопарк много дней после экскурсии, но еще и задавали взрослым разные вопросы, ответы на которые позволили им разнообразить игру и сделать новую информацию содержанием собственной деятельности.

«Хорошая семья» — «хороший детский сад»

Что же такое благополучная и даже хорошая семья для ребенка-дошкольника?

Если все члены семьи реализуют отношения с малышом, разделяют с ним общее пространство, а их действия можно назвать взаимодополняющими, если семья создает условия для развития смысловой сферы личности малыша через воображение и игру, то семья оказывается психологически благополучной, адекватной психологическим и личностным особенностям детей дошкольного возраста.

Семья помогает создать ребенку смысловое личностное пространство. Но домашнее воспитание, осуществляемое родителями или гувернантками, не исчерпывает всех задач дошкольного возраста: дети, получавшие дошкольное образование дома, как правило, имеют трудности при адаптации к школе и часто оказываются психологически не готовыми к школьному обучению.

Поэтому ребенок нуждается и в семейном, и в общественном воспитании. Ему полезно посещать детский сад. Только здесь он полноценно осваивает общепринятые нормы и общекультурные значения.

Понимание ценности семейного воспитания, с одной стороны, и общественного воспитания, осуществляемого детским садом, с другой стороны, создает основу взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Они дополняют друг друга, обеспечивая ребенку успешное развитие.

Но по своему устройству семья и детский сад должны походить друг на друга гораздо в большей степени, чем, например, семья и школа, — в силу возрастных особенностей дошкольников. Иными словами, устройство любого образовательного учреждения для дошкольников, если оно желает соответствовать психологическим особенностям детей и создавать условия для развития, должно быть по своей структуре и атмосфере приближено к семье.

Конструктивное взаимодействие семьи и образовательного учреждения оказывается полезным не только для обучения и развития ребенка, но положительно влияет на развитие семьи в целом. Положительные изменения в детях заставляют родителей с уважением относиться к детскому саду, вызывают в них интерес к происходящему, побуждают включаться в совместные дела.

2008 год прошел в нашей стране под знаком Семьи. Это заставило нас проявить особое внимание к семье как к институту, побудило к организации самых различных акций вместе с семьями наших воспитанников. Значит ли это, что с наступлением нового, 2009, года о семье и ее проблемах забудут?

Надеюсь, что нет. За этот год мы многому научились. И эти полученные уроки не должны пройти даром.

Рейтинг@Mail.ru