Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21/2008

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

Занятие 6. Буква Я

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям посмотреть на картинку с нарисованным домиком к Буквоедской сказке. «Какие буквы жили в домике у Пети? Что произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы о, а, у, э и букву й?
Какие буквы получились в результате этого колдовства? Какие звуки обозначает буква я? Какой звук поется, когда мы озвучиваем букву Я

Задания для детей

1. «Закройте глаза и выберите из набора рельефных букв букву я».
2. «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смотрит влево. Раскрасьте букву».
3. Перед детьми — карточки с рифмовкой. Педагог читает рифмовку вслух:

Яша по лесу ходил,
Яша в яму угодил.
Яше сразу стало ясно,
Что пошел он в лес напрасно.

«Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Затем найдите в тексте буквы а, о, у, и».

4. Педагог выставляет на доске или в середине круга демонстрационные картинки. Под ними — слова с пропущенной первой буквой.

«Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Слова, написанные под картинками, начинаются с буквы я. Впишите букву я вместо пропусков». Педагог вызывает нескольких детей, которые рисуют пропущенные буквы в словах.
Предлагается еще раз произнести эти слова. При произнесении слова педагог каждый раз указывает на букву я, стоящую в начале. Это удобно, так как все слова начинаются с ударного слога.

5. «Выберите любую понравившуюся вам картинку и нарисуйте похожую. Подпишите ее, копируя слово».

Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.

Статья опубликована при поддержке ООО «АйКью Кард». Компания предоставляет полный спектр услуг в области дистрибуции и обслуживания банковских карт основных платежных систем. Основной продукт компании - банковская карта IQcard Visa Gold, коорую можно оформить онлайн на сайте http://www.iqcard.ru/. Там же вы найдете подробно описание других продуктов компании и полный список предоставляемых услуг.

Занятия 7–9 (буквы Е, Ю, Ё)

Сценарии занятий 7 (буква е), 8 (буква ю) и 9 (буква ё) аналогичны сценарию занятия 6. Педагог по желанию может варьировать звуковые игры и игры с буквами.

Рифмовка, в которой нужно отыскать букву е:

Ели дети в день рожденья
Ежевичное варенье.

Рифмовка для поиска буквы ю:

На севере свищут вьюги.
А солнце печет на юге,
Там райские птички песни поют,
Уютные гнездышки вьют.

Чтобы восполнить пробелы в словах под картинками, начинающихся с буквы Ю, нужно отгадать загадки:

«Первое слово — имя мальчика. Его зовут… (Юра).
Второе слово обозначает сторону света: не север, а… (юг).
Третье слово обозначает передвижной дом, сделанный из шкур животных… (юрта).

Нужно догадаться, что это за слова, и вписать в них вместо пропусков букву ю».

Рассматривая картинки на занятии, посвященном букве ё, отвечаем на вопросы:

«Что нарисовано на картинках?» В слова под картинками вместо пропусков вставьте букву ё.

«Какая картинка в ряду лишняя? Почему?»

Занятие 10. Буквы Ё, Я, Е, Ю

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком — карточка с контурным домиком (см. в № 21). «Вот домик. Поселите в него буквы а, о, у, э, ы».

2. «Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми Пети: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».

3. «Прочитайте буквы в окошках нового домика. Можно ли спеть звуки, что прячутся внутри этих букв?

Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые — звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [i]. Значит, я, ё, ю, е — буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [i], они называются йотированные».

4. Игра «Какая буква последняя?».

Первый вариант. Перед детьми — карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове “семья” …». Дети должны закончить предложение: «…последняя буква я» — и показать карточку с буквой я.

Ведущий:

В слове «копье»…
В слове «ружье»…
В слове «клюю»…
В слове «белье»…
В слове «полью»…

Дети:

…последняя буква ё.
…последняя буква ё.
…последняя буква ю.
…последняя буква ё.
…последняя буква ю.

Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.

Второй вариант немного отличается словами ведущего.

Ведущий:

Песню я тебе спою.
Я увидел воробья.
Воин победил в бою.
Льется песня соловья.

Дети:

Последняя буква ю.
Последняя буква я.
Последняя буква ю.
Последняя буква я.

Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.

Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.

Занятие 11. Буква И

Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.

Проводятся игры на распознавание букв, чтение междометий, пропевание звуков.

Текст для чтения или рассказывания

Карандаш слегка скрипит.
Но у букв прекрасный вид!
Тот, кто эти буквы знает,
Тот легко их оживит:
Раз — и букву прочитает,
Буква сразу зазвучит!

Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый улыбчивый? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].

Не случайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игра».

Для звука [и] есть специальная буква — буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и.) Возможно, она родилась из нашей улыбки:

Улыбнись — и букву и
Нам скорее подари!

Задания для детей

1. «Нарисуйте большую, красивую букву и. Прочитайте ее».

2. «Какой звук обозначает буква и? Умеет ли этот звук петь? Звук [и] состоит из голоса, значит, он …»

3. «Придумайте слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце».

Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.

4. Перед детьми — карточки с рифмовкой:

Древний полководец Кир
Покорил когда-то мир.
И устроил этот Кир
В честь своей победы пир.

«Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную точку. Затем при помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных. Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»

Занятие 12. Буква И и другие буквы для гласных

Занятие проводится по знакомой схеме.

Варианты заданий для детей

1. Перед детьми — карточки с домиками, разделенными на окошки-клеточки (см. в
№ 21
). «Заселите домики. В одном домике будут жить буквы, обозначающие гласные звуки, в другом — буквы, обозначающие два звука — звук [i] и гласный звук».

2. «Посчитайте окошки в каждом домике. Сколько заселенных квартир в первом домике? Сколько заселенных квартир во втором домике? Свободное окошко осталось в домике для йотированных букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую квартиру».

3. «Буква и тоже умеет обозначать два звука — звук [i] и звук [и].

Послушайте:

Расшумелись воробьи —
«Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?».
«Разбудили нас лучи
Солнышка», — журчат ручьи.

А теперь поиграем».

Игра «Какая буква последняя?».

В слове «соловьи» — …последняя буква и.
В слове «воробьи» — …последняя буква и.
В слове «муравьи» — …последняя буква и.
В слове «ручьи» — …последняя буква и.

Есть ладья. — Нет… (ладьи). — Последняя буква и.
Есть попадья. — Нет… (попадьи). — Последняя буква и.
Есть бадья. — Нет… (бадьи). Последняя буква и.

4. У детей — карточки с кусочками знакомых им букв. «Восстановите стертые буквы». Задания могут быть индивидуальными: дети восстанавливают разные буквы и определяют их. Можно предложить раскрасить и украсить восстановленные буквы.

5. Игра «Найди свой домик»: окончив работу по восстановлению букв, дети становятся обладателями карточек с изображением йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшебной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются в эти буквы.

«Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или флажок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или действительно нарисованный на плотной бумаге либо ткани на плотной основе домик с клеточками наподобие классиков.

По первому условному сигналу дети разбегаются по комнате, по второму — собираются в свой домик. Побеждает та команда, «буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы
усложнить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.

6. Занятие заканчивается игрой «Выразительные звуки». Добавляется настроение звука [и]: «…Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на несколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.

Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».

Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы для гласных.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru