Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2009

Старый добрый магазин

Играем в детском саду

А.Райхштайн «На базаре»Игра в магазин, несмотря на все произошедшие социальные изменения, до сих пор сохранила свое место в наборе основных и типичных для детей дошкольного возраста ролевых игр. Правда, по старинке мы предлагаем детям считать на счетах и называем магазины на манер доперестроечного времени — «Овощной», «Булочная», «Мясо-рыба». Тогда как в больших (да и в малых) городах все больше места занимают сетевые магазины с фирменными названиями, место прилавков с развесными товарами занимают огромные залы с витринами для самообслуживания, и продукты складываются не в авоськи и не в корзинки, а в продуктовые тележки. Иными словами, обустройство игровых уголков в детских садах скорее воспроизводит ностальгические воспоминания о магазинах нашего детства, чем современную нашим детям реальность.
И это, наверное, предмет для размышлений об устройстве игровой среды: чтобы отыгрывать свои переживания и совершенствоваться в социальных умениях, ребенок должен иметь дело в игре со знакомыми и понятными ему реалиями.
Но современный магазин поставляет не только некоторые образы для игры и манипуляций с предметами.
Вроде бы посещение магазина для ребенка не является чем-то невероятным. Он постоянно бывает там с родителями. Но стоит представить это обычное дело как экскурсию — со специально поставленными задачами для наблюдения, счета, чтения, — и магазин (особенно большой) приобретает функции образовательного пространства.
Только во время такой экскурсии нужно четко формулировать задачи и давать детям конкретные задания.

Например:

1. Сколько людей, работающих в магазине, вы встретили?

2. Чем они занимались? Одинаковыми действиями или разными? Могут ли дети назвать должности этих людей? (Продавец, кассир, менеджер по продаже, грузчик и т.п.)

3. Много или мало товаров в магазине? Все товары разложены на полках. Если детям поручат поставить на место кефир или йогурт, куда они его понесут? Можно ли обнаружить среди йогуртов куклу или мяч? Почему нельзя? (Нужно, правда, иметь в виду разные варианты: ведь есть еще и дизайнерские решения. И есть случайно оказавшиеся на полке продукты — по вине покупателей. Эти ситуации при необходимости можно обговорить отдельно.)

Можно предложить детям «поисковые» задания:

— найти самый дорогой продукт,
— найти самый дешевый продукт,
— отыскать и прочитать на этикетке, сколько стоит такой-то продукт. И т.п.

На основе такой экскурсии и наблюдений можно придумать дидактическую игру на классификацию предметов с ценниками для товаров. Ценники, в свою очередь, — это пособия для знакомства с двузначными числами.

Если добавить к ценникам еще и самодельные денежные купюры, можно 5–7 минут занятия посвящать «покупке» каких-нибудь «товаров» в виртуальном дидактическом магазине. Право такой покупки может получать ребенок, которого педагог хочет поощрить за работу на занятиях.

В оформлении использована работа А.Райхштайна «На базаре»

Рейтинг@Mail.ru