Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2009
В раннем возрасте, когда малыш еще сидит в коляске, посещение большого магазина с огромным количеством ярких пятен и предметов может быть полезно. Но подобные экскурсии не могут быть слишком частыми и, главное, продолжительными — не больше десяти–пятнадцати минут. Иначе ребенок утомится и устанет — как от большого количества впечатлений, так и от звукового фона, присущего супермаркетам. Кроме того, злоупотреблять посещением мест скопления людей не очень хорошо и с точки зрения возможных контактов с инфекциями. Особенно в период массовых заболеваний ОРЗ и гриппом.

За покупками вместе с мамой

В возрасте между двумя с половиной — четырьмя годами ребенок уже не просто наблюдает окружающее. Он хочет быть активным. Главные проблемы, возникающие во время посещения магазина с таким малышом, в том, что он самостоятельно выбирает направление, в котором желает следовать по супермаркету, и в том, что он хватает с полки товары — с риском пораниться или что-нибудь разбить и сломать.

Ничего патологического в таком поведении нет. Ребенок, говоря словами психологов, проходит период предметного освоения мира. В этом возрасте он исследователь вещей, да к тому же переживающий кризис трехлетнего возраста.

Поэтому для собственного спокойствия и безопасности ребенка лучше вообще не брать в этом возрасте в магазин. Но если выхода нет, свое поведение нужно тщательно спланировать.

Чтобы ребенок не шел, куда ему вздумается, лучше воспользоваться «товарной» тележкой, в которой для него предусмотрено специальное место. В отличие от привычной коляски тележка — новый предмет, отличающийся новыми свойствами и возможностями. Для ребенка это интересно. Особенно если вы попробуете обыграть ситуацию.

Скажите малышу, что сейчас он сядет в машину, и машина поедет за грузом. Можно даже завести специальный «магазинный» руль — некий предмет, который вы будете давать ребенку только в магазине и только в тележке. Пусть ребенок крутит этот руль, как «шофер», как «водитель автомобиля» (грузовика, экскаватора, автобуса). Наверняка существуют машины, которые в свое время поразили его воображение. Руль совсем не обязательно должен быть уменьшенной копией настоящего. Его с успехом заменит круглая крышка от какой-нибудь использованной пластмассовой тары. Крышка должна быть легкой и влезать в сумку или в карман коляски. Ее можно специальным образом раскрасить. Ребенок может принять в этом участие. Но не давайте ему крышку для игры дома или во время прогулки. Это особенная, «магазинная» вещь.

Начиная движение по магазину, предложите ребенку «завести мотор» и комментируйте свои действия: «Автомобиль едет по оживленной трассе. Его ведет замечательный шофер Петя (Саша, Денис). Машина поворачивает направо, и шофер тормозит». Здесь вы вместе с ребенком должны издать звук, характерный, по-вашему представлению, для торможения. Звукоподражание — важная характеристика игры с предметами. Ребенка она захватывает. Не стесняйтесь. Такие звуки гораздо приятнее для окружающих, чем капризный или протестующий детский плач или гневные родительские окрики: «Куда направился? Сейчас же вернись!»

Описывайте новоявленному водителю каждый шаг: «Мы подъехали к складу с макаронами. Начинается погрузка: одна пачка, две пачки, три пачки!» Это очень полезный комментарий, потому что в нем заложено обучение счету. Чтобы малыш связал счет с количеством предметов, можно каждый раз легонько встряхивать макаронной пачкой. Оказывается, макароны могут заменить погремушку!

Вы сложили в коляску столько пачек, сколько вам потребовалось? Командуйте: «Погрузка окончена. Едем дальше! Заводи мотор!»

Игру можно повторять несколько раз. Но она должна занимать пятнадцать, максимум — двадцать минут. Это предельная продолжительность игры для малыша трех лет. Затем он нуждается в смене деятельности.

Труднее всего ему ждать очереди в кассу. Предусмотрите эту ситуацию и постарайтесь ее тоже обыграть: «Машина устала. Бензин кончился. Нужно подзаправиться!» Предложите малышу сок из бутылочки, который надо пить через соломинку. Такая «питательная» пауза не перебивает аппетит и не требует чистых рук. Но поможет вам обоим скоротать время.

Эта ситуация, однако, может разыгрываться только в тех магазинах, где товары можно брать с полок, и только в том случае, если речь идет о покупке продуктов или других товаров в супермаркете.

Если же вы хотите купить какую-то вещь из одежды, требующую примерки, или выбираете кому-то подарок к празднику, лучше оставьте ребенка дома или, по возможности, в игровой комнате магазина (если у него и у вас есть подобный опыт). Заставить малыша терпеливо наблюдать чужие, непонятные ему действия почти невозможно. Если он начнет капризничать, в этом не будет его вины. Это предсказуемое и понятное поведение.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте техцентра, расположенном по адресу http://nissan-kuntsevo.ru/shop/vnedorozhniki/pathfinder/, Вы можете ознакомиться как с техническими характеристиками, комплектациями, так и с аксессуарами для автомобиле Ниссан. Ищете, где купить новый Ниссан Патфайндер? Официальный дилер компании Ниссан, техцентр «Кунцево» - идеальный вариант для тех, кто хотел бы быстро и без особых хлопот совершить покупку этого автомобиля.

В пять-шесть лет ребенок более терпелив и способен выдерживать относительно продолжительные посещения магазинов. Главная проблема детей этого возраста — их желание постоянно что-то клянчить. Выпрашивая у матери или бабушки игрушку, жвачку, шоколадное яйцо, наклейку — все равно что, — ребенок способен вести себя, как психологически грамотный истязатель, учитывающий слабые места противящейся стороны. Он берет измором (канючит, не переставая), давит на жалость («У всех есть, а у меня нет!», «Мне скучно...»). Он апеллирует к родительскому романтизму («Всю жизнь мечтал именно об этом!»). Хотя речь, конечно, идет о сущей ерунде.

Чтобы лишний раз не подвергать себя психологическому прессингу со стороны маленького манипулятора, нужно следовать нескольким правилам.

Первое. Заранее предупреждайте ребенка, что во время посещения магазина вы не планируете покупать ему игрушки.

Второе. Никогда не отступайте от первого правила, если вы о нем заявили. Дав один раз слабину, вы на все последующие случаи оставляете просителю надежду, что он достигнет своего, если будет настойчив.

Третье. Отправляясь в магазин, подумайте, какими полномочиями вы можете наделить ребенка, чтобы он чувствовал себя при деле. В этом случае у него с гораздо меньшей вероятностью возникнет желание терзать вас по поводу случайных приобретений.

Чем же можно его занять? Если в возрасте двух с половиной — трех лет ребенок с удовольствием манипулирует с предметами и вы могли предложить ему игру с учетом этих психологических особенностей, в старшем дошкольном возрасте дети с не меньшим удовольствием отождествляются с какими-нибудь ролями. Роль «маминого помощника» — не исключение.

К примеру, вы можете договориться с ребенком, что он повезет свою, персональную тележку, которую нагрузит определенными продуктами.

Скорее всего вы постоянно ходите в какой-то конкретный магазин, внутреннее устройство которого вам известно, и можете так спланировать действия ребенка, чтобы он, передвигаясь самостоятельно, все-таки находился в поле вашего зрения.

Простейшие инструкции ребенок может запомнить. Если же вы доверяете ему набрать достаточно много продуктов, составьте карту покупок. Карта будет играть роль списка для малыша, который еще не умеет читать. Вместе с ребенком придумайте значки для обозначения продуктов: так изображается молоко, так — йогурты, так — творог, хлеб и т.п. Эти значки можно каждый раз рисовать на листе бумаги, а можно сделать многоразовыми. Для этого их придется вырезать из плотного картона и с обратной стороны прикрепить к ним липучки. Карта покупок тоже будет представлять собой картонку с двумя вертикальными «цепляющими» полосками. На одну полоску будут крепиться значки, на другую — цифры. (Цифры делаются так же, как значки.) В результате малыш будет видеть: ему требуется положить в коляску три пачки творога, два пакета молока и шесть йогуртов. Хороший способ выучить цифры и научиться соотносить их с количеством предметов.

По такой же схеме можно использовать походы в магазин для обучения чтению целыми словами. Тогда вместо значков вы будете крепить к карте покупок карточки-слова. Но ребенок должен предварительно научиться узнавать эти карточки. Поэтому в качестве тренировки можно поиграть в магазин дома.

Особый случай представляет посещение магазина игрушек. Предположим, вы решили предоставить малышу право самому выбрать себе игрушку. Экспериментировать с таким правом лучше по достижении пяти лет.

Почему? Потому что в этом возрасте можно учить ребенка соотносить цену игрушки с имеющейся у него суммой денег.

Если вы решили предоставить право выбора покупки малышу, цена должна быть единственным ограничивающим фактором. Чтобы ребенок это понял, пусть сам расплачивается за игрушку. Ценовые ограничения обсудите заранее, дома. Скажите: «Ты можешь выбрать любую игрушку, которая тебе понравится. Но она не может стоить больше такой-то суммы. Вот тебе деньги. Положи их в свой кошелек. Ты сам отдашь деньги кассиру».

Оговорив это условие, от него ни в коем случае нельзя отступать. Проинструктируйте ребенка: он должен подойти с игрушкой к кассе и спросить кассира, хватит ли ему имеющихся денег, чтобы оплатить выбранную игрушку. Но вообще можно учить его соотносить цифры на ценнике с деньгами в кошельке. Такая арифметика похожа на метод обучения целыми словами. Детям в возрасте пяти с половиной — шести лет по силам ее освоить.

Если ребенку не хватает денег, ни в коем случае не доплачивайте за игрушку.

Не доверяете себе, лучше оставьте собственный кошелек дома. Но вообще достаточно и того, что вы разграничиваете финансы: деньги на игрушку — в детском кошельке. В вашем кошельке — деньги для других целей.

Иными словами, принцип шопинга в компании с ребенком сводится к следующему: наделяйте ребенка правами, за которые он сам будет нести ответственность. И тогда посещение магазина станет органичной частью семейной педагогики.

Рейтинг@Mail.ru